2.10. Алексей
chipstone.livejournal.comПроисходящее в России. Надежда умирает последней
12.03.2012
chipstone.livejournal.com/636250.html "Банк "России". Часть 1. Кому принадлежит ЦБ РФ?
Интересное у нас государство. С одной стороны, мы постоянно кричим, что его у нас слишком много. То есть слишком много решает власть (то есть система органов государственного управления) и слишком мало влияния на нашу жизнь оказывает так называемое гражданское общество (система неформальных объединений граждан, не относящихся к системе государственного управления). С другой, оказывается, что в некоторых ключевых вопросах его (государства) просто катастрофически мало. Одним из таких проявлений недостатка государства является пример Банка России или Центрального Банка Российской Федерации.
Явление это надо сказать совершенно уникальное. Не знаю, кто именно был творцом закона о ЦБ, принятого в 2002 г., но он просто гениален. Ему удалось сотворить настоящего «сферического коня в вакууме». Не верите? Давайте разберемся. А заодно, возможно, поймем, что до настоящего момента Россия обладает исключительно условным понятием «суверенитет». При этом я не собираюсь никого пугать или утверждать, что «фсёпропала» и наш Банк России принадлежит ФРС США. Это чушь. Все гораздо интереснее. Согласно Закона о ЦБ он вообще не понятно кому принадлежит.
Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Статья просто уникальна. С одной стороны, всем надо немедленно успокоиться, никакие «уши ФРС» не торчат. ЦБ - федеральная собственность, включая все его основные средства и Уставный капитал в размере аж 3 миллиардов рублей. Чтобы было понятно курс доллара в июле 2002 г. (на момент принятия закона) составлял примерно 31.5 руб/доллар. То есть право выпуска национальной валюты доверено банку с Уставным капиталом менее 100 миллионов долларов. Но это полбеды. Беда в том, что такое Федеральная собственность. Особенно учитывая последующую фразу в этой статье - Банк не отвечает по обязательствам государства, а государство по обязательствам Банка.
Забудем на секунду про ЦБ и посмотрим на государство, как на акционерное общество (с точки зрения органов управления). В таковом есть Общее Собрание акционеров (как высший законодательный орган). В нашем случае это весь народ, изъявляющий свою волю либо через референдум, либо через всеобщие выборы федеральных органов власти.
Поскольку постоянно собирать Общее Собрание акционеров дело хлопотное и дорогостоящее, то для оперативного решения частных законодательных вопросов в Обществе есть Наблюдательный Совет, который вершит корпоративное законотворчество от лица всех акционеров, а заодно следит, чтобы Исполнительные органы власти это законодательство не нарушали. В нашем случае эту роль исполняет Парламент. Далее прямая аналогия начинает несколько рушиться (что связано с тем, что в современной России Президент оказался за рамками Исполнительной власти), но пусть Президент и его Администрация будут выступать в роли Совета Директоров, а Правительство в роли Правления Общества. Если посмотреть на любой стандартный Устав акционерного Общества, то нетрудно заметить, что практически все вопросы внутренней жизнедеятельности общества и его контактов с окружающим миром так или иначе относятся к компетенции одного из перечисленных органов управления. Таким образом, если бы ЦБ был бы государственной собственностью федерального подчинения, то всей его деятельностью и ее результатами (прибылью), а также всеми активами ЦБ должен был бы распоряжаться Президент, Председатель Правительства или Дума. Но ничего подобного нет. Более того, пусть вас не смущают слова «федеральная собственность». Нигде больше в отношении какого-либо объекта государства вы эту формулировку не увидите. Везде будет «федеральная государственная собственность». А тут вроде бы и «федеральная», но не «государственная», что для особо непонятливых еще раз подчеркнуто той самой фразой насчет взаимных обязательств.
Итак, мы разобрались с тем, что ЦБ не имеет отношения к органам государственного управления. Точнее имеет в части назначения членов Национального Банковского Совета и Членов Совета Директоров. Но и здесь присутствует некоторая издевка. Назначить можно, снять нельзя.
Статья 14.…Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:
- истечения срока полномочий;
- невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
- подачи личного заявления об отставке;
- совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
- нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.
Вообще по поводу назначения и освобождения членов Национального Банковского Совета и Совета Директоров ЦБ, а также их подотчетности Государственной Думе и прочим органам написано много, но все это выглядит скорее издевательством, чем реальными полномочиями. Не удивительно, что за прошедшие 12 лет Путину, несмотря на две предпринятые попытки (2000 и 2004 в моменты переутверждения Председателя ЦБ, в 2008 рисковать не стал), так и не удалось поставить ЦБ под свой контроль.
Однако, вернемся к рассмотрению вопросов собственности с точки зрения формальной логики. Может быть, ЦБ не принадлежит государству через органы управления, но принадлежит непосредственно народу Российской Федерации? Увы. Если бы это было так, то и механизмы управления ЦБ со стороны народа были бы прописаны хоть в каком-то виде. А так получается, что ЦБ «вроде как» собственность народа, но все его контакты через органы государственного управления, однако, эти самые органы над ним не властны. Более того, скорее мы имеем несколько обратную ситуацию. Это ЦБ имеет по отношению к любым органам исполнительной и законодательной власти РФ огромные рычаги по лоббированию своих интересов. Представьте себе, чего может стоить инсайдерская информация по завтрашним или перспективным курсам валют? А сколько может стоить поддержка или, напротив, недовольство ЦБ тем или иным коммерческим банком?
Еще любопытнее выглядит другая статья указанного закона:
Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
То есть всего несколько строк в Законе оставляют Россию без одного из самых серьезных инструментов государственного регулирования экономики - без денежной эмиссии. Формально она, конечно, есть, но только в масштабах притока золото-валютных резервов.
А дополняет эту статью, чтобы сделать ее совершенно «неубиенной» статья нашей Конституции:
Статья 75 (Конституции Российской Федерации) Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Понимать это надо так. «Идите все лесом. Ни состояние экономики России, ни потенциал ее развития, ни ее конкурентоспособность на мировом рынке меня не "волнует". Мое дело - устойчивый курс рубля.» И после этого мы хотим повесить за все ответственность исключительно на Путина? Оптимисты недоделанные.
Идем дальше. А дальше как в поговорке - «Чем дальше в лес, тем толще партизаны». Российская экономика может иметь столько рублей, сколько позволяют ей ее ЗВР (залото-валютные резервы). Но что такое резервы? За исключением «нескольких тонн» (около 10% ЗВР) золота в слитках, частично хранящихся в подвалах ЦБ, а частично в подвалах банков-контрагентов за границей, все остальные резервы это просто «цыфырки в компьютере». Причем, самое любопытное, что не в наших (российских) компьютьерах, а компьютерах западных банков. Получается замкнутый круг. Чем больше наша национальная экономика, тем больше ей требуется рублей. Чем больше рублей, тем больше должны быть резервы ЦБ. Чем больше резервы ЦБ, тем больше мы кредитуем экономику Запада. Вот такая «национально-ориентированная» политика получается.
В заключение вернемся к Статье 2 закона о ЦБ. «…Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются….»
Понимать это надо так. Все активы и вся прибыль Банка России принадлежат ему же. То есть рубли, которые он монопольно выпускает в обращение - это национальная валюта (общая), а доллары и евро, которые он скупает на эти рубли, принадлежат ему одному. Прибыль, которая в принципе может быть в наших условиях какой-угодно из-за возможностей самого Банка, принадлежит ему же. А в условиях, когда никто, кроме самого Банка (читай его совета Директоров) не может фактически распоряжаться «федеральной собственностью», можно только догадываться кто у нас главные олигархи."
12.03.2012
chipstone.livejournal.com/636626.html "Банк "России". Часть 2. Даешь народный ЦБ! Стоит ли говорить, что текущее положение Центрального Банка РФ в системе государственного управления по сути своей неприемлемо и не оставляет России никаких шансов на выживание? Фактически стоит удивляться тому, что мы все еще существуем в качестве пусть и «хромой», но самостоятельной державы, и все еще пытаемся как-то удержаться на плаву.
Законодательство о ЦБ необходимо срочно менять. Но вот как именно менять - вопрос особый.
Самое напрашивающееся решение - переподчинить ЦБ напрямую Правительству России или Президенту. Но будет ли такое решение верным? С одной стороны, это будет явно лучше, чем сегодня. У правительства появятся дополнительные рычаги для развития национальной экономики не только в интересах сырьевых экспортеров (это направление и сегодня не противоречит интересам ЦБ, поскольку ведет к увеличению ЗВР), а в интересах всей экономики страны. Но есть и обратная сторона медали. Бесконтрольная эмиссия будет серьезно угрожать стабильности цен. А ведь искушение закрывать любые дыры в бюджете с помощью «печатного станка» будет очень велико.
Недавно я уже высказывал свое «экзотическое» предложение по этому поводу. Его суть в том, чтобы сделать Центральный Банк РФ фактически принадлежащим все жителям нашей страны. Технически это может быть выражено в пожизненном владении каждого гражданина России одной именной (без права продажи или передачи иным способом) акцией Банка России. Такие акции эмитируются для каждого новорожденного и автоматически аннулируются со смертью человека или утери им гражданства РФ.
При всей кажущейся абсурдности этой идеи, к ней стоит присмотреться. Во-первых, у Банка России появится фактический, а не абстрактный собственник - народ России. Во-вторых, вся прибыль Банка от его операций найдет своего истинного владельца. Ведь эмиссия денег - занятие исключительно прибыльное, куда прибыльнее, чем кредитные или валютные операции. И эмиссия при всех ее минусах, связанных с рисками инфляции, бывает необходимой. Достаточно взглянуть, что стало с экономикой Греции, когда ее лишили этого инструмента. А на очереди Италия, которая до вступления в зону евро благополучно на протяжении десятилетий решала свои экономические проблемы и проблемы международной конкурентоспособности своей экономики именно за счет эмиссии. Да, инфляция от такой политики была и немалая. Но пользы для экономики, да и для граждан она приносила немалую. Инфляция в ограниченных объемах вообще явление скорее положительное, чем отрицательное для экономики. В случае «всенародного ЦБ» потери населения от инфляции вполне компенсировались бы за счет прибыли, зарабатываемой ЦБ. До 50% ежегодной прибыли ЦБ могло бы совершенно безопасно для стабильности работы банка выплачиваться гражданам России в качестве дивидендов.
С помощью такого «народного ЦБ» можно было бы достаточно просто навести порядок и в нелегком деле управления государственной коммерческой собственностью (унитарные госпредприятия, доли владения акционерных обществ и прочие юридические «новообразования» типа госкорпораций). Сегодня эти вопросы находятся либо в ведении «Росимущества», либо отдельных министерств и ведомств. В любом случае - подчинены Правительству. Хотим мы или не хотим это признавать, но здесь присутствует скрытый конфликт интересов. Чиновник, связанный с такой госкомпанией по службе, автоматически начинает лоббировать ее интересы в правительстве. Даже в ущерб прочим должностным обязанностям. Передача всех государственных пакетов акций и прав собственности автоматически ликвидировало бы этот конфликт. Более того, любая помощь ЦБ любому из этих предприятий оказывалась бы в интересах всего народа. Либо через кредитные доходы, либо через прибыль компаний, либо обоими способами одновременно.
Следующий момент. Не секрет, что состоящим на государственной службе запрещено одновременно заниматься бизнесом. В отдельных случаях это правило распространяется и на членов семьи служащего. И это правильно. Природу человека не переделать. Если есть конфликт интересов, значит, он будет использован человеком в личных целях. Но как дело фактически обстоит сегодня? Выбирается (из числа «отдаленных» родственников, друзей) доверенное лицо, которому номинально права владения бизнесом передаются в доверительное управление. А фактически все остается как было. Чиновник и депутат весь период своего срока во власти упорно продолжает трудиться на благо своего бизнеса, лоббируя его интересы где только возможно. Но и этот конфликт автоматически «уходит», если таким доверительным управляющим становится ЦБ. В этом случае лоббируй интересы или не лоббируй, а прибыль компании пойдет на благо всего населения России.
Все вышесказанное, безусловно, относится только к вопросам владения и распределения прибыли, но не может касаться вопросов управления Банком. Любым делом должны управлять профессионалы. А подобрать профессионалов могут только другие профессионалы. В этой связи предлагаю разделить вопрос на несколько частей.
· Председатель Совета Директоров ЦБ выбирается Президентом РФ из пяти кандидатур, предложенных Ассоциацией Российских Банков. На сегодня это наиболее авторитетная общественная организация профильных профессионалов.
· Члены Совета Директоров ЦБ представляются Председателем ЦБ и утверждаются Государственной Думой.
· Процедуру избрания членов Национального Банковского Совета можно оставить как есть (по несколько членов от разных ветвей власти).
· Самое главное - ввести оперативное подчинение Совета Директоров Правительству РФ.
Нельзя обойти вниманием и политику по отношению к золото-валютным резервам. Думается, нам совершенно незачем «кормить» иностранные экономики своими ресурсами. Разумеется, совсем без ЗВР мы не обойдемся, но, имея постоянно действующие и очень крупные источники экспортной выручки, нам совершенно незачем держать «в заначке» сотни миллиардов иностранных цветных бумажек». Вполне достаточно иметь полугодовой объем средств для оплаты импортных поставок. Да и большую часть ЗВР куда надежнее хранить не в виртуальных, а в реальных активах - золоте и серебре. При этом совершенно на стоит бояться падения цен на эти активы. В отличие от «напечатанного богатства» это просто так из воздуха не возьмешь. Так что любое минимальное снижение цен на золото и серебро вполне можно было бы использовать для пополнения резерва. Золото и серебро, хранящиеся в оперативных целях за границей, необходимо разместить в подконтрольных нам банках, да и сами бывшие «совзагранбанки» стоило бы вернуть в собственность ЦБ. Великолепный инструмент национальной финансовой геополитики получится.
Вообще тему того, как можно было бы перестроить наши отношения с миром, имея полноценный суверенный Центральный Банк, можно продолжать до бесконечности. Здесь и расширение рублевой зоны на все страны СНГ, и переход на взаиморасчеты за наши энергоносители исключительно в рублях, и многое, многое другое. А главное - впервые стала бы возможной ситуация, когда главный капиталистический инструмент захвата власти впервые бы трудился на благо всего народа."
*
содержание журнала
dar-aya.livejournal.com/5085.html