http://veleslav13.livejournal.com/200135.html [VI.1(16)] Поиск внешнего покоя может сделать человека зависимым от внешней среды, обуславливая саму возможность его Духовной практики вещами, не имеющими прямого отношения к сфере Духа. Попытка прекратить всякое взаимодействие с Миром сама по себе не уничтожает мирские желания и привязанности, но лишь временно удаляет предметы этих желаний из поля зрения практикующего. Между тем, в душе желания могут по-прежнему сохранять свою власть над человеком и даже расти или принимать искажённые, патологические формы вследствие невозможности удовлетворять их естественным образом. Зачастую неудовлетворённое желание более способствует возникновению и развитию ограничивающей нашу свободу привязанности, нежели естественное удовлетворение, не отягощённое умственными усложнениями и внутренними конфликтами.
[VI.2(17)] Желая уйти в отшельничество, человек порой подменяет в своих представлениях следствие причиной. Так, уединённость в Духе может привести человека к тому, что многие мирские «удовольствия» потеряют для него всякую привлекательность, но физическое отстранение от них само по себе вряд ли приведёт его к невовлечённости в мирское. Свобода - это, прежде всего, состояние внутренней необусловленности, а не внешней отстранённости. Духовная Свобода не зависит от того, что мы делаем или не делаем, являясь скорее иным качеством бытия - аспектом очищенного Сознания, нежели выросшим количеством физических возможностей. Жене легендарного Сарахи - одного из 84 Махасиддх Тантрического Буддизма - приписывают следующие слова Духовного наставления, данного ею своему мужу:
Отшельничество в горах не означает настоящего погружения в медитацию. Внешнего покоя и одиночества недостаточно для постижения природы ума. Вместо того чтобы закрываться от чувственных впечатлений и попусту терять время, нужно отпустить все двойственные концепции, предубеждения и идеи узкого, негибкого ума.[1]
[VI.3(18)] Храмы, религии, следование тем или иным моральным предписаниям, всевозможные церемонии и т.д. - ничто из перечисленных вещей не ведёт к раскрытию Внутреннего Покоя. Всё это не более чем инструменты практики определённого уровня, способные как помочь, так и стать препятствием для человека, идущего путём Духовного Самопознания. Чем глубже Прозрение, тем менее нуждается человек во внешних атрибутах Поиска. Привязанность же к вещам такого рода, хотя и способна сделать человека чуть ли не «святым» в глазах богомольных невежд, на самом деле является одной из мирских привязанностей, - возможно, отличающейся от других по форме, но равноценной им по сути.
(Продолжение следует...)
[1] Цит. по изд.: Прензель А. Небесные танцовщицы. Истории просветленных женщин Индии и Тибета / Пер. с англ. В. Егоренковой и др. М.: Ориенталия, 2013. С. 74.