Словарик 02: Этнос - 20: Понимание этноса/нации в России (включая СССР) - 17

Jul 16, 2024 08:31


Продолжаем.

Далее №7. Агаев А.Г. "Нация, её сущность и самосознание".

Верно: "прежде чем определить понятие «нация», надо выяснить сущность и признаки этнической общности людей", причём "До сих пор в науке доминирует взгляд, что одна этническая общность от другой отличается лишь территорией и языком. ... столь же бесспорно и то, что этническую общность могут характеризовать признаки: расовый, религиозный, политический, культурный". Ничего так мешанина. Но хотя бы обращается внимание на этнос и указывается важность расы и культуры. "Возникшие в нашей литературе в последнее время определения нации, в том числе и предложенные авторами дискуссионных статей, пока еще весьма приблизительны. В них не улавливается самая сущность нации как общности этнической; не показывается проявление этой сущности". Вот-вот, а надо бы.

Верно указано. что территория, язык, экономика, культура "в равной степени присущи как родам и племенам, так и народности и нации. Эти черты можно наблюдать в том или ином виде даже у самой малой этнографической группы". Остался шал до понимания, что это всё -- стадии возникновения и развития этноса. "Большинство исследователей в настоящее время придерживается точки зрения, что существуют три исторических типа этнической общности: 1) родоплеменная общность; 2) народность; 3) нация".


Есть даже осторожное указание на маразм классового подхода: "В 1949 г. П. И. Кушнер взял под сомнение установившееся в науке представление о народности как этнической общности раннеклассовых обществ. Он писал: «Остается спорным, можно ли такую общность, как народность, считать присущей рабовладельческой формации вообще». Это сомнение автор высказывает и применительно к феодализму".

Более того, так же аккуратно показана путаница терминологии: "Под «национальностью» подразумевается в равной степени родо-племенная общность, народность, нация, даже национальная группа. Помимо того, «национальность» есть выражение этнической личности и этнической принадлежности человека".

Вот тут ест очень правильная мысль, но с ошибкой: "Объективной формой существования этнической общности выступает этническая связь людей, которая проходит через три качественно отличные друг от друга стадии развития: кровнородственную, территориальную и собственно национальную, преимущественно экономическую. Каждой из этих стадий соответствует свой тип этнической общности: родо-племенная народность и нация". Важно понимать, что не всегда кровнородственная община изменяется в территориальную, даже если уже есть государство (нация). Есть этносы, исторически кровнородственные (и сохраняющие родственные кланы как норму социума и сейчас), а есть этносы, исторически территориальные -- например, русский этнос.

"Нация является этнической общностью, характерной для эпохи капитализма и социализма. Но и в эти эпохи этнические общности не исчерпываются одним этим типом. При капитализме, характеризующемся крайней неравномерностью развития народов и стран, во многих районах капиталистического мира насильно консервируются феодальные, полуфеодальные, первобытнообщинные отношения" -- оно, конечно, тоже "через экономику" -- а что вы при марксизме хотите? -- но ведь этническая общность! Да, наконец-то!

По вопросу дефиниции: "понятие «нация» должно отвечать по крайней мере трем требованиям. Оно должно отражать, во-первых, видовое отличие нации как этнической общности в общей системе исторических форм общностей людей, таких, как государственная, расовая, классовая, интернациональная и т. д. Во-вторых, представлять нацию как высшую и последнюю форму этнической общности. В-третьих, выявлять специфику нации среди типов этнической общности".

Хоть кто-то наконец-то начал размышлять научно по теме нации!

"В интересах ограничения понятия «нация» целесообразно характеризовать нацию как «историческую форму этнической общности людей», «высшую форму этнической общности людей» или «этническую общность людей, типичную для капитализма и социализма»" -- последнее лишнее, но таки да: нация -- это высшая форма развития этноса, на котором он образует свое суверенное государство. Нация -- это государствообразующиё этнос, вот и всё. Просто, практично, системно, научно.

"Включение в определение нации понятия «этническая общность» делает уже не обязательным обозначение или перечисление ее обще этнических признаков. Остается только показать специфические формы проявления этих этнических свойств. Так, кружным путем мы опять приходим к проблеме самой этнической общности, высшей и последней исторической формой которой является нация".

Аж читать приятно. Более того: "буржуазные идеологи выводят самое нацию из национального самосознания, толкуя о том, что это самосознание представляет собой единство миропонимания, задач и интересов национальных классов, свойственное одинаково, скажем, как рабочему, так и буржуа. Для марксизма национальное самосознание - это познание индивидами, классами нации как неизбежной формы капиталистической и социалистической эпох общественного развития, как самостоятельной силы на мировой арене. Национальное сознание отражает вместе с тем отношение человека (через класс, к которому он принадлежит) к нации".

Тут, понятно, вновь прицепляется сбоку бантиком классовая борьба, но тем не менее нация заявляется самостоятельной силой на мировой арене, что возможно лишь через государство. Автор дал определение,:

"Нация - это этническая общность капиталистической и социалистической формаций, пробудившаяся к самостоятельной, национальной жизни, к суверенитету".

Про формации убрать, лишнее -- а так всё верно же!


    Ceterum censeo Ucrainam esse delendam.

    социализм

    Previous post Next post
    Up