Новый город Клайпеды

Aug 14, 2009 11:38

Сначала я планировал поехать в Клайпеду на паровозе. Из Вильнюса туда ходят три поезда, но их график оказался не слишком удобным, к тому же едут они кривыми окружными дорогами, а оттого примерно на час с лишним дольше автобуса, лишнее время же, учитывая напряженный график трипа, в дороге проводить не хотелось. Поэтому, скрепя сердце, я отказался от путешествия с помощью "Летувос гяляжинкяляй", заплатил 60 с чем-то лит (поезд был немного дешевле) и поехал на первом автобусе раненько так утром. Впрочем, клайпедский экспресс все равно можно будет посмотреть под катом.



Всю более-менее старую Клайпеду примерно можно разделить на 2 части: Новый Город (на правом берегу Дане) и Старый (соответственно на левом). В этой части как раз Naujamiestis.



Разбирая клайпедские фотографии, неожиданно обнаружил, что проезжал по дороге тот самый Крижкальнис, где стояла интересная советская статуя, нынче обретающаяся в парке Грутас под Друскининкаем. Там чуть ли не в чистом поле находится большой деревянный автовокзал, где (как я понимаю), останавливаются зачем-то все автобусы, следующие с севера и запада Литвы на пути в столицу. Перекресток, стоим, курим.


И вот спустя часа четыре комфортабельный автобус прибывает на роскошный клайпедский автовокзал. Основной Autobusu stotis на реконструкции, видимо.


Автовокзал находится несколько на отшибе (хотя что такое 15 минут пешком до центра), но зато рядом с железнодорожным вокзалом. Не пришлось в два разных места бегать. Слева, надо полагать, старый досоветский, а справа новый советский (арх. Й.Балтренас) вокзалы. Погода начинает портиться.


Вокзальные внутренности. Все, так сказать, предельно функционально.


Часовая башня и вход в здание со стороны путей. Они, кстати, все были заставлены хопперами с нашими удобрениями.


А еще на путях стоял один из тех самых трех вильнюсских поездов. Три вагона всего.


Рядом с вокзалом вполне традиционный паровоз-памятник серии "Л" 1949 года рождения.


И памятник женщине, по виду пейзанке приехавшей в город из деревни.


Завершает формирование вокзального комплекса бывшая станция узкоколейной ж/д (слева). Узкоколейки уже давно нет, старое здание на реконструкции.


Несмотря на отшибленность вокзалов, дух старого Мемеля ощущаться стал сразу же. Сложно, правда, по клайпедским зданиям сказать, какое из них натуральное, а какое новодел (город серьезно пострадал во время Второй мировой войны), но даже если это все и реконструкция, то очень удачная.


Особенно радует отношение к декору фасадов, мелким чугунным элементам, аккуратной штукатурке того, что должно быть отштукатурено, а не всего подряд.


Порадовали оставленные на старых домах небольшие мусорки прямо на стенах для разного мелкого трэша.


На площади Литовцев (Lietuvininku) установлен памятник Мартинасу Мажвидасу, литовскому первопечатнику. Он вообще с виду очень напоминает Скарыну (со скидкой на своеобразие местной скульптуры). Возможно, все первопечатники похожи друг на друга. Познавательная страничка: первую книгу на литовском языке Мажвидас издал в 1542-м, через 25 лет после Скарыны.


Застройка площади впечатляет, а вот погода наоборот.


Застройка улицы Манто, в старых зданиях гостиницы и торговые центры. Еще мы тут пытались искать маяк, обозначенный на карте, но, напугав своими вопросами изрядное количество местных жителей, удовлетворились зданием морского пароходства, которое демонстрировалось в предыдущей клайпедской серии.


И очередной ЗАГС, который наверняка кому-то в очередной раз напомнит крематорий. Кстати, оцените краснокирпичность здания - старались соответствовать популярному в застройке материалу. В Литве мне иногда казалось, что они не ведают про такое изобретение прогрессивного человечества, как кирпич силикатный.


Если рядом с ЗАГСом взять и пойти по пешеходной аллее, названной в честь того же Мажвидаса, то она вас в конечном итоге приведет к т.н. "Скульптурному парку имени Мажвидаса". Я туда шел с надеждой найти несколько интересных статуй, но действительность меня просто унизила. Скульптур там десятки, десятки и десятки. И десятки.


Практически все они из категории т.н. "современной скульптуры", и порой приходилось вчитываться в таблички, чтобы хоть примерно сообразить, что пытался донести до нас автор. Это свинья, насколько я помню.


А вот как называется эта, я, увы, уже не помню, но то, что приходит мне на ум, меня пугает: по-моему, ребенок (или карлик) засунул голову в жопу велосипедисту.


Большая часть всего этого добра, на которое я в конце концов начал жалеть флэшку, была сделана еще во второй половине 1980-х. Куда, спрашивается, смотрел горком? Как это вообще соотносилось с коммунистической моралью?


На зато разглядывать их очень интересно.


На фоне всего вышеперечисленного эта скромная обнаженка выглядит просто патриархально.


Еще одним аттракционом смотрится стоящая рядом оригинальная православная церковь.


Почтамт в Клайпеде совершенно замечательный. Как снаружи...


... так и внутри. Нет, внутри даже круче.


Представьте себе, как клёво было в таких интерьерах отправлять открытку с видами Куршской косы в Минск. Как из другого века все равно.


С культовыми сооружениями в Клайпеде напряженка, многое было разрушено в годы войны, а то, что осталось, не впечатляет. Католический костел Христа Короля и застройка Башенной улицы (Бокшту гатве).


И чем-то похожая на предыдущий костел церковь евангельских баптистов (или баптистских евангелистов) на той же улице.


Наконец, пора выдвигаться к реке Дане, на площадь Возрождения (Атгимимо айкште).


С одной ее стороны находится впечатляющий комплекс из ныне четырехзвездочной гостиница "Клайпеда" (арх. Альфредас Гитис Тишкус, первая половина 1980-х) и двух высоток K-Tower и D-Tower, удачно вписавшихся в застройку города.


С другой же стороны площади торчит мрачноватая грязно-серая башня, оказавшаяся, ни за что не догадаетесь, Музыкальным театром.


Третья сторона формируется более традиционной застройкой, а четвертая - это собственно река.


Вернемся к "K&D". Этот комплекс из двух 70-метровых высоток и распластанного между ними торгового центра закончили возводить в 2006 году (проект вильнюсского бюро Arches). Команды самых затрапезных контейнеровозов, входящих из Балтийского моря в Куршский залив, немецкие пенсионеры, бродящие по Старому городу в поисках молодости, простые туристы, приехавшие в музей моря или дельфинарий на Куршской косе, все они могут наслаждаться этими огромными зданиями-буквами. Настоящий современный символ Клайпеды.


K-Tower названа в честь К-лайпеды, здесь расположены офисы.


D-Tower названа в честь реки Д-ане. Она жилая.


Застройка правобережной набережной с левого берега.


Здание городского муниципалитета.


Памятник моряку на речной набережной.


На противоположный берег Дане, в Старый город, отправимся в следующей серии.


Ну и в качестве бонуса уместно будет рассказать, где я в Клайпеде ночевал, тем более это место находилось как раз в Новом городе, примерно на полдороги между вокзалом и площадью Возрождения. Клайпеда - город портовый, приезжих здесь много, все это негативно сказывается на стоимости жилья. Главная гостиница советских времен ("Клайпеда") реновирована под четыре звезды, остальные отели тоже не из дешевых, а квартиру на сутки искать было лень. В итоге мы остановились в гестхаусе Litinterp, это что-то среднее между хостелом и гостиницей. Комфортабельный двухкоечный номер с душем и завтраком в плетеной корзинке стоил 50 евро за ночь.


Предыдущие серии:

Вильнюс:
1. Вильнюсская телебашня.
2. Панорамы города.
3. Лаздинай сверху.
4. Лаздинай снизу.
5. Новый центр Вильнюса.
6. Современная архитектура Вильнюса.
7. Дворец спорта.
8. Соварх проспекта Гедимина.
9. Оперный театр.
10. Дом печати.
11. Музей революции.
12. Дворец бракосочетаний.
13. Остатки советского Вильнюса.
14. Беларуская Вільня.
15. Где жить в Вильнюсе.

Друскининкай:
1. Город.
2. Парк Грутас, часть 1.
3. Парк Грутас, часть 2.

Алитус:
1. Город.

Клайпеда:
1. Морской порт.

говнохайтек, клайпеда, мои фото (2009), жд, отчеты

Previous post Next post
Up