Турка, небольшой город (чуть больше 7 тысяч жителей), районный центр на юго-западе Львовской области, примерно на полдороги между Львовом и Ужгородом. Впервые упоминаемая в 1431 году в привилее короля Ягайлы, Турка считается столицей Бойковщины, одного из карпатских историко-этнографических регионов. Этнографией я, мягко говоря, не очень интересуюсь и многого от этого города не ждал. Тем не менее, Турка, бывшая с середины XIX века поветовым центром сначала Австро-Венгрии, а потом II Речи Посполитой, ожидания превзошла. От поветовых времен сохранилось довольно большое количество архитектурных памятников, определенная атмосферность городской среды имеется, наконец, Турка стала первым увиденным по-настоящему карпатским городом, и это не могло не отразиться на общем впечатлении.
Въезжаем в Карпаты в этой серии.
1. Допускаю, что не все уважаемые френды ориентируются, в каких таких собственно ебенях я ездил этим августом. Нам на помощь приходят гуглокарты, позволившие мне нарисовать маршрут третьего дня трипа. Легенда следующая: А - Львов, B - Рудки, С - Старый Самбор, D - Турка, Е - Великий Березный, F - Перечин, такая желанная точка G этого дня - Ужгород. Всего около 200 километров. От точки С до границы Львовской и Закарпатской областей, проходящей по Ужокскому перевалу, автомобильная дорога временно прекращает свое существование.
2. Практически сразу за Старым Самбором пейзаж становится типичным для украинских Восточных Бескид. Относительно невысокие горушки и расположенные в долинах бесконечные длиннющие перетекающие друг в друга села.
3. Вот типичное село Бусовисько в Старосамборском районе. Длиной 2,5 километра, живет около тысячи человек.
4. У местной греко-католической церкви ажиотаж. Святое Воскресенье же!
5. В селе есть достопримечательность - деревянная церковь Собора Пресвятой Богородицы 1717 года с колокольней 1788-го типичной для бойковских церквей трехсрубной композиции. Здание, обратите внимание, обшито сайдингом. Еще среди местных священников популярна мода обшивать доставшиеся им памятники деревянного зодчества невыносимо блестящими на солнце металлическими листами. Выглядит празднично и по-богатому.
6. Пытаемся ехать дальше. С каждым километром горы становятся все выше и выше, а асфальта на трассе все меньше и меньше.
7. Турковский район. Старосамборского знака, тысяча чертей, не было. (
8. Ну прям Швейцария. Надо признать, горы, даже такие относительно невысокие, оказывают на неокрепший равнинный организм беларусика наркотическое воздействие. Хочется делать глупости.
9. Турка встречает довольно примитивной облупленной зеленой стеллой.
10. Прямо на въезде в город новодел по мотивам местной традиционной народной архитектуры.
11. Рядом с церковью гигант турковской промышленности - светотехнический завод.
12. Он бы не стоил места на флешке, если бы не украшающее его фасад сграффито.
13. По улице Ивана Франко входим в город. Первое потрясение - Турка действительно похожа на город.
14. Пусть для начала и силикатный. Слева - районный суд.
15. Впрочем, вскоре появляются и первые относительно пожилые домики, похоже межвоенного времени.
16.
17. Местная особенность - урны подвешены к фонарным столбам на высоту где-то в метр.
18. Город устроен сразу на трех речках - Стрые (историческое его название Турка-над-Стрыем), Яблоньке и Литмире. Впереди мост через Стрый, крупнейшую из троицы.
19. Стрый рэве и стогне внизу, а на склонах холма разбросаны первые здания турковского исторического центра. Краснокирпичное под зеленой крышей справа на переднем плане - бывшая синагога середины XIX века, сейчас приспособленная под хозяйственные нужды. Левее синагоги на верхушке холма заметен местный костел.
20. Форсировав Стрый продолжаем двигаться вглубь Турки по улице все того же И.Франко.
21. Впереди площадь Рынок, но мы для начала свернем налево по немилосердно изгибающейся и забирающейся в гору улице Франко, а на Рынок придем в конце, сделав круг по центру города.
22. Поднимаемся вверх.
23. Историческая застройка в Турке щедро украшена спутниковыми тарелками.
24. Школа-интернат. Кажется крупнейшим зданием в городе, но у него вблизи есть и прямой конкурент. У левого края снимка на белом постаменте бюст Шевченко.
25. Чуть выше имеется еще одна, уже общеобразовательная школа как минимум довоенного времени.
26. Напротив школы Успенский костел 1778 года с внешним видом 1914-го. Как и в Старом Самборе, в Турке имеется католическая парафия.
27. С костельного холма заметна кладбищенская церковь Перенесения мощей св. Николая 1776 года, еще один типичный образец бойковского деревянного зодчества. Кроме этой и новодельной на въезде в город, в Турке есть еще две традиционные деревянные церкви XVIII века - Николаевская и Покровская. На глаза они мне не попались, карты не было, искать я их не стал, не такой уж я любитель подобной архитектуры.
28. Продолжаем двигаться по центральной улице города.
29. Подходим к железной дороге и тут внезапно выясняется, что она в историческом центре поднята на эстакаду.
30. Австро-венгерское инженерное сооружение стало едва ли не главным впечатлением от Турки.
31. Железнодорожный мост конца XIX века. У него находится развилка: налево поедешь, к вокзалу попадешь, под мост - в центр города.
32. Турковский вокзал чем-то похож на старосамборский, и годы постройки вероятно те же. Рядом и автостанция.
33. Исторический центр города сохранил довольно цельную малоэтажную застройку за редкими исключениями.
34.
35. Исключения в основном представлены новыми храмами, такими как этот - свв. Петра и Павла УГКЦ (2004).
36. Одна из двух маленьких турковских речек, уж не знаю какая Яблонька или Литмир.
37. На этой же улице (по-моему Мицкевича) одно из двух красивейших местных зданий. Самый настоящий модерн без шуток.
38. Над правым балконом (нотариуса) дата - 1923.
39. Улица Мицкевича.
40. Справа еще одна новодельная церковь, судя по архитектуре УПЦ МП.
41. Приятная застройка этой же улицы.
42.
43. Второе красивейшее, на мой взгляд, здание города межвоенного времени. Группа мужиков слева ждет своих женщин из церкви. Воскресенье, женский праздник.
44. Межвоенки в Турке вообще довольно много.
45.
46. Районная администрация.
47. В Турке две центральные городские площади - Шевченко и Рынок. Они разделены железнодорожной эстакадой, но объединяются (по крайней мере на выходных) в одну большую пешеходную зону. Майдан Шевченка.
48. На майдане, как можно догадаться, Он в своей молоденькой ипостаси.
49. ДК. Первое из большого количества увиденных впоследствии своеобразных зданий "карпатской советской архитектуры".
50. Противоположная стороны площади - несколько старосветских домиков.
51. Проходим под эстакадой.
52. И сразу впереди турковский Рынок.
53. Обернемся. Все люди празднично одеты.
54. Вид на Рынок с противоположной стороны.
55. Восточная сторона площади: сплошной фронт двухэтажной жилой застройки.
56. Все остальные стороны - общественные здания. Универмаг с рестораном.
57. Дом быта "Бойковчанка".
58. Горисполком. Вид сталинский, но это перестроенная после войны турковская модерновая ратуша 1907 года. Кроме городской администрации здесь размещается архив, народный музей Бойковщины, аптека, овощной и кафе.
59. Выехав из Турки мы немедленно заехали на какую-то гору, откуда город был как на ладони. В центре выглядящая дворцом школа-интернат, правее Петропавловский собор УГКЦ и церковь УПЦ МП.
60. Турка.
У нас же по плану был Ужокский перевал и Великий Березный, первый закарпатский райцентр.
В предыдущих сериях:
1.
Обзор.
2.
Нововолынск.
3.
Сокаль.
4.
Червоноград.
5.
Рудки.
6.
Старый Самбор.