Фредерик Пол, "Небо Хичи". (Продолжение "Врат" из
предыдущего поста).
Странная книга. Ну то есть снова в духе олдскульной фантастики: не совсем правильная экстраполяция технологий будущего, немножко социльной составляющей, современные автору космогонические теории (иногда создается впечатление, что ради них-то и написано).
Но как-то все рвано, что ли. Плюс опять странные отношения между персонажами, сексуальность ради сексуальности, и абсолютно пластмассовая Идеальная Подруга Главного Героя. И все это в ущерб загадкам и ощущению Непознанного, которое придавало столько обаяния первой книге. Все как-то очень упростлось.
А еще там есть немец, и он, ясное дело, скрытый фашист, бывший гитлерюнгенд и желаэ повелевать человечеством. Of course!
В общем, продолжать читать серию мне не захотелось. И не то, чтобы книга плохая, на самом деле я прочла ее с интересом. Но как-то решила, что хватит.
Чарльз Стросс "Небо сингулярности".
Нет, я не выбирала их по названию :) Но когда заметила это совпадение, то невольно проводила параллели при чтении.
В самом начале меня увлек стиль, это было почти как у Олди про Сечень. Такая себе специфика царской России, еще и хорошо переведенная, со всеми словечками.
Отлично переданное ощущение "единственных нормальных людей в мерзеньком обществе вокруг".
Фестиваль с его сумасшествием.
Потом меня очаровал подход ко вселенной и к миру книги, основанный на современной физике. И правда же: путешествия быстрее скорости света, собственно, практически то же самое, что путешествия во времени, и как сделать в таких условиях непротиворечивую модель мира? Почему вдруг люди НЕ путешествуют во времени?
Из параллелей - ах, какая теплая ламповая физика была у Пола, и как мне пришлось освежать некоторые знания в википедии при чтении Стросса (и спасибо товарищу Хокингу, что вообще поняла!) :) Ох уж эта современная фантастика.
Правда, местами казалось, что автору очень хотелось представить себе "реальные" космические боевки: что куда как стреляет, отражает, сканирует и направляет энергию, и это единственный обоснуй причинам этих самых боевок. Но, может, кому-то наравится. Я лично довольно быстро теряю нить.
И снова из параллелей: у отцов-основателей саенс фикшн ни женщин, ни любви, ни секса не было; следующее поколение (вроде Пола) дорвалось и стало кое-как корявенько все это вписывать: то пластиковые куклы, то Объекты Любви, то дамбэсс ин дистресс; ну а современные фантасты сплошь ударились в джорджмартинщину, и отношения у них либо жутко реальные, но исключительно среди травмированных изломанных личностей, либо всех убьют.
А тут я прям впала в мимими, любовные отношения между двумя равно- и полноценными современного типа персонажами, здоровые, реалистичные и милые, еще и никого не (ноу споилерзз!), и вовсе не в ущерб сюжету. Фантастика! :)
Только вот книга внезапно закончилась как раз в том месте, где, по моим ощущениям, все только-только должно было начаться.
В общем, мне понравилось: простенько, но со вкусом, современненько, но без заумности.
Чарльз Стросс "Железный рассвет".
Вторая часть дилогии меня немного удивила. Начало не менее очаровательно, чем первая книга: подробно расписанный взрыв сверхновой; Рашель и обезвреживание бомбы. Но потом все как-то стало все больше и больше скатываться во что-то вроде фильма о Джеймсе Бонде. Нет, я не говорю так, как будто это что-то плохое, но.. нет, говорю :) Все, что вначале казалось "борьбой с системой" (т.е. излишней мрачностью и запутанностью у современных авторов) стало казаться такими себе обычными штампами.
Например, эээ, потомки немцев, строящие генетически совершенную расу, концлагеря и космическую империю - рилли, муви?! Я все еще читаю Пола?
Или, например, злодей, рассказывающий все тайные планы в то время, как герой мастерит за спиной вундервафлю для побега? Сирисли? Или - ноу спойлерз - "внезапная" концовка? Эээ?
Ну и мимимишные отношения между героями пришлось несколько притянуть за уши. Потому что если в первой книге они вместе в силу обстоятельств, то во второй для этого уже пришлось придумывать причины.
Хотя в целом, конечно, эти ваши современные равноценные отношения - та еще задачка для писателя. Это раньше было: если у героя жена (или девушка), то она либо сидит где-то на Земле у окошка, либо герой ее тягает за собой, как собачку, либо у них отношения типа "боевые товарищи с сексом", пока обстоятельтва свели вместе - отношения, разбежались - нет отношений.
А тут когда у каждого свои интересы, работа в разных областях, труба зовет на дальний конец Вселенной, причем каждого на свой, то сложно это совместить с семьей и мимими, нужно придумывать, почему их вдруг зовет труба в одну и ту же сторону. Но, я считаю, все равно зачет за попытку!
А еще желаю сказать про Артура Кларка. Уж не знаю, тянут ли аудиокниги на книги, хехе, но слушали мы тут в машине рассказы, в том числе и не слышанные мной раньше. Я вдруг поняла, что Кларк не только отец-основатель фантастики, но и просто хороший писатель. Несколько рассказов ("Гибель гиганта", "Созвездие Пса", "Смерть и сенатор") были почти без космоса, просто человеческие, и такие пронзительные!
Но опять-таки нечто, на что я не обращала внимание в детстве. Вот ведь человек с потрясающим воображением! Это нам сейчас все это привычно, ну чотам, работа на спутнике, близком к Солнцу, или корабль, замаскированный под луну Юпитера, а ведь он это все сам придумывал, попробуй представить такое впервые!
...И вот при таком воображении человек не смог представить во всех этих рассказах женщин - исследовательниц, пилотов, ученых. Нет, одни мужчины; женщины присутствуют только на заднем плане как жены, в лучшем случае партнерши. Даже первый ребенок, родившийся на Луне - мальчик. (Ага, как в анекдоте: "У вас ребенок родился!" - "Мальчик?" - "Нет." - "А кто?!").
Манта вот недоумевает, почему у меня баттхерт, а мне грустно и несколько жутко представлять тогдашнее общество в этих 50-х- 70-х годах: я уверена, что писатель не делал это все намеренно, он просто НЕ МОГ ПРЕДСТАВИТЬ себе такого!.. Брр.
Так что бог с ней, с бондианой у Стросса - там ведь две главные героини и главная злодейка, соответственно, женщины, проходящие по тесту Бехдель.