(Продолжение, начало -
здесь )
Попробую как-то разделить эту плотную тяжелую массу стамбульских впечатлений. Следующую часть сделаю экскурсионно-познавательной, посвященной достопримечательностям Султанахмет :-)
Султанахмет - район в европейской части Стамбула на мысу между бухтой Золотой Рог, Босфорским проливом и Мраморным морем. Название он получил от одноименной мечети. Одноименная же площадь - одна из главных площадей Стамбула, если не самая главная. Там на каждом шагу исторические и архитектурные памятники - Египетский обелиск из Луксора (VI век до н.э.), Змеиная колонна из святилища Аполлона в Дельфах (V век до н.э.), обелиск Константина, Немецкий фонтан... И на эту же площадь выходят Собор Святой Софии (Айя-София) и Голубая Мечеть (Султанахмет), а помимо прекрасной архитектуры - фонтаны и много зелени (как раз цвели каштаны и какие-то неизвестные мне деревья).
Собор Святой Софии:
И Голубая мечеть:
Два храма смотрят друг на друга, и пение муэдзинов во время намаза раздается с двух сторон, и этоодновременное звучание очень гармонично сплетается воедино, в то же время не смешиваясь - настоящее искусство, к тому же поют они на редкость красиво. Наш отель был буквально в нескольких минутах ходьбы, так что слышимость была отличная - и мне нравилось это пение, даже когда будило посреди ночи. У меня даже какая-то ностальгия по этому протяжному мелодичному пению.
Расположение отеля значительно облегчало знакомство с достопримечательностями. Можно было подскочить прямо с утреца, пока не набежала длиннющая очередь, и толпа внутри не достигла максимума. Так что три утра мы потратили на три архитектурных шедевра. Начну с главного:
Святая София Константинопольская или Айя-София - бывший патриарший православный собор, построенный в 537 году н.э при императоре Юстиниане. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи! Для постройки доставляли лучший мрамор из различных областей, а заодно и ободрали архитектурные элементы античных построек - так, 8 зеленых яшмовых колонн привезли из храма Артемиды в Эфесе, и 8 порфировых колонн из храма Солнца в Риме.
Что ж, это мы уже встречали в Испании: сначала христиане используют языческие постройки для своих храмов, потом приходят мусульмане и приспосабливают храмы под мечети. Никакого уважения к чужой религии.
В середине XVI века султан Мехмед II завоевал Константинополь и собор Святой Софии был обращён в мечеть Ая-Софья. Соотвествено, к нему пристроили четыре минарета, позднее - мощные контрфорсы, (насколько лучше собор бы выглядел без них!), внутри развесили гигантские щиты с цитатами из Корана (которые офигенно портят интерьер!) и тщательно замазали чудесные византийские фрески. На четыре столетия София была потеряна для христиан, - пока в 1935 году Ататюрка своим декретом не объявил Ая-Софью музеем, и с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Теперь мусульманская вязь соседствует с христианскими росписями.
И знаете, самое позитивное для меня в этом месте - даже не красота архитектуры и росписи, а чувство, что святыни могут быть общими, и вовсе не обязательно убивать инаковерующих и разорять их храмы, а можно и молиться в одном месте разным богам. Может, когда-нибудь человечество к этому придет... если успеет.
(Сорри, это я отвлеклась - агностические заморочки...)
«Соломон, я превзошёл тебя!» - такие слова, по преданию, произнес Юстиниан, войдя в построенный собор (имея в виду легендарный Иерусалимский Храм). Ну, оно, конечно, "sic transit", и кто-то впоследствии превзошел Юстиниана - но для тех времен это просто нечто невероятное! VI век! Вот как они это делали - с их-то технологиями?
Никакие фотографии на могу передать грандиозности и величия, этого ощущения пространства, чуть ли не космоса, честное слово!
Арки просто парят в воздухе, где-то невообразимо далеко...
А тронное изображение Богородицы с младенцем Христом в апсиде - одно из самых красивых изображений Богородицы, что я видела. Напоминает Богородицу Врубеля для Кирилловской церкви в Киеве, которая меня пробирает просто до глубины души - точнее, это Врубель напоминает софийскую роспись: те же византийские лица и огромные глаза...
IX век - невероятно!
Похоже, что при росписи нарочито удлиняли пропорции, чтобы снизу изображение выглядело гармоничным?
Еще одна Богородица - кто не видел ее в альбомах?..
И исламская вязь:
В это время в соборе была открыта выставка восточной каллиграфии, и мы там надолго залипли. Фотографировать шедевры за бликующим стеклом - дело неблагодарное, я только скажу - это фантастика! Хан что-то наснимал - может, покажет.
А между тем из окна верхней галереи Айя-Софии видна ее соседка - Султан Ахмет, Голубая мечеть:
А из внутреннего двора Голубой мечети через арку видна София :-)
Классический вариант объяснения, почему мечеть Султанахмет называют голубой: из-за 20 тысяч бело-голубых керамических изразцов ручной работы, использованных для отделки... или из-за 260 голубых витражных окон, окрашивающих льющийся через них свет. Но в глубине души я уверена - это потому, что на рассвете и в вечерних сумерках эта мечеть имеет нежный сизо-голубой оттенок:
Мы пришли туда рано утром, после первого намаза - народа не было совсем (а днем туда стоят длиннющие очереди). Внутрь пускают всех, нужно только разуться и женщинам покрыть головы платком. Ну и неверным - не лезть за ограждение :-)
Даже в платке я себя как-то неловко чувствовала - какое-то отторжение меня исламом, местной аурой, энергетикой, что ли? - но вот реально чувствовала себя чужой в этом месте. Жалась к стеночке, снимала мало. Внимание как-то сосредоточилось на центральном куполе - сначала он тонул в полумраке, пока храм освещался только гирляндами ламп внизу и утренним светом через витражные окна.
Потом загорелся голубым светом:
Потом засветился золотистым - включили обычные лампочки накаливания:
Потом свет стал зеленым - кстати, вы видите сову? :-))
И наконец, при полном освещении днем получается как-то так:
И вот вопрос, которым я задаюсь: а как выглядела мечеть изнутри в аутентичном варианте - когда не было электрического освещения и ярких ламп?
Мечеть Султанахмет была построена в начале XVI века по велению султана, как вы понимаете, Ахмета I. У нее редкое количество минаретов - 6. По легенде, султан приказал зодчему Мехмеду-ага возвести обычное число (т.е. 4) золотых («алтын») минаретов, а тот, не расслышав, построил «алты» - шесть минаретов. Получилось больше, чем в главной мусульманской святыне - мечети в Мекке, что было недопустимо. Снести лишние два минарета рука не поднялась, и султан, чтобы исправить ошибку, на собственные средства велел достроить ещё два минарета для мечети в Мекке :-)
Надо сказать, что все шесть минаретов не так-то просто засунуть в кадр - разве что издалека…
Если кому-то мало фотографий - загляните к
Олике , у нее рассказ про храмы подробнее и лучше.
А я, подустав от классики и культовых сооружений, предлагаю просто прогуляться по району Султанахмет. Фонтанчик на площади:
Неподалеку за Голубой мечетью - небольшая улочка Tavukhane, с симпатичными старинными деревянными домиками:
А этот определенно требует ремонта и реставрации:
Один из домиков охраняет грозный котостраж:
Вернее, два котостража (найдите второго :-))
Пониже, поближе к морю - дома попроще, там уже меньше отелей и живет много турок, можно найти аутентичные продуктовые лавки «для местных» и отлично затариться (что мы и делали)
Очень мне нравятся характерные закрытые балкончики:
А эти нарядные дома - наверху, неподалеку от входа в Цистерну Йеребатан:
Цистерна Йеребатан, изначально цистерна Базилика - одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя. Собственно, по-гречески «цистерна» и означает «водохранилище». Под Стамбулом найдено более 40 цистерн, в которых хранился запас питьевой воды на случай засухи или, вода доставлялась по водопроводу и акведукам.
Строительство цистерны Базилика было начато греками во время правления императора Константина I в начале VI века и продолжалось около двухсот лет! Она вмещает 80 000 кубометров воды! - правда, сейчас там мелко и плавают гигантские карпы, заметные при свете ламп.
И она больше похожа на подземный дворец какого-то темного божества, чем на банальное водохранилище !
Опять же - интересно, как тут было с освещением до эпохи электричества? Какие-то факелы горели, или все тонуло во тьме?...
БОльшая часть колонн сграблена из античных храмов, поэтому они отличаются друг от друга сортом мрамора и видом обработки. У двух колонн в основании головы Медузы Горгоны - перевернутые, предположительно, для того, чтобы никто не боялся окаменеть, взглянув им в глаза.
Мне было очень жалко этих Медуз. После книги Голосовкера «Сказания о титанах», читанной-перечитанной с детства, я прониклась уважением и сочувствием к Горгоне Медузе. А этих оставили на веки вечные лежать во мраке, перевернутых - и толпы людишек наверняка еще больше усугубляют их тоску. :-(
Ну ладно, выйдем обратно на солнечный свет и для разнообразия завернем в Gülhane Parki - старейший и один из крупнейших парков Стамбула. Опять же, в двух шагах от нас. Просторный, зеленый, спокойный…
Правда, там водятся
страшные белочки :-)) Но добрый ага Ататюрк всех защитит - тот самый, который вернул для всех Айя-Софию... он вообще сделал очень много для поворота Турции на путь прогресса, и памятники ему натыканы достаточно густо :-)
Колени у него блестят от огромного количества детей (и некоторых взрослых), пристраивавшихся там. Наш семейный кот Амиго тоже не преминул :-)
В эпоху Османской империи на месте нынешнего парка Гюльхане находились внешние сады дворца Топкапы. Тогда там были розовые сады (по-турецки «gulhane» - дворик с розами), и сейчас здесь растет 80.000 саженцев роз. К сожалению, для роз было еще не время. Хорошо, что тюльпаны еще не закончились - там их тоже высажено немало, 24.000.
В сам дворец мы не пошли - поленились, поскольку по фоткам он не впечатлил. Зато с удовольствием гуляли по парку. Жаль, что многие весенние цветы уже отцветали - ковры мускарей полиняли, да и часть тюльпанов полегла.
Вообще, в апреле в Стамбуле проходит ежегодный фестиваль тюльпанов - их высаживают везде и в огромном количестве. К концу апреля кое-что уже отцвело, но на нашу долю осталось немало…
Ну и еще как-то прогулялись снаружи, вдоль крепостной стены, опоясывающей город со стороны моря. Стены, конечно, толстенные, внутри чуть ли не залы - но мне не очень понравилось - параллельно проходит оживленная магистраль, а для пешеходов - узенькая полоска.
У нас эта прогулка случайно получилась: вышли из парка и пошли наугад :-)
На этм я закончу с достопримечательностями нашего района. Извините, что много букв и фоток - я старалась быть краткой, но это так трудно... А впереди еще много красивого и интересного, так что -
Продолжение следует...