Как бы ни хаяли и не ругали классно-урочную систему, на сегодняшний день я не знаю другой развитой полноценной образовательной системы, такой, чтобы от дошкольного до ВУЗовского и далее в академическую науку. Всё остальное требует поиска, исследований, ошибок, рисков, затрат и т.д.
Пожалуй, главный недостаток - это в том, что классно-урочная система просто устарела. Перестала поспевать за развитием общественных отношений, а дальнейшее её совершенствование путём тюнинга и оптимизации процессов уже не приносит ощутимых результатов.
С классно-урочной системой произошло то же, что произошло с паровой машиной. Сначала - это была примитивная, но перспективная модель с недостатками, с низким КПД, с высоким уровнем производственных рисков (через раз взрывы котлов и, соответственно, жертвы с ущебрами), потом непрерывно совершенствуемая хорошо изученная, легко тиражируемая технология и достижение теоретически расчитываемого предела (термодинамику не перепрыгнешь). И вот появляется новая технология - двигатель внутреннего сгорания и тот же путь, т.е. непрерывное совершенствование, осложнение, оптимизация, тюнинг и расчитываемый тупик, обусловленный законами природы. То же самое можно сказать о ламповой электротехнике (со своими технологическими пределами), полупроводниковой электронике и любой другой технологии, будь то производственная, информационная или научная. Всему своё время.
Неслучайно рассвет классно-урочной системы пришёлся на индустриальный период. Она заточена под индустриальное общество. Больше двухсот лет эта система образования пробивала себе дорогу, но во всей полноте и красоте она проявила себя именно тогда, когда понадобились люди, способные вместе с большим количеством других людей решать общие задачи, поставленные как бы извне.
Теперь общественные отношения стремительно меняются. Теперь юрист на фирме больше общается с юристами других фирм, чем с бухгалтерами той же фирмы. Задачи индивидуализировались и не формализуются начальством или работодателем. Теперь задачи возникают (!) с такой скоростью, что никому уже не нужен сотрудник, который вместо немедленного их решения будет докладывать начальству и ждать указаний.
Задачи возникают, а не ставятся. Вот ключевое отличие. Теперь уже не так важно вовремя прийти на работу, чтобы совместно с другими решать общую задачу по заданному сценарию. Гораздо важнее решить свою часть задачи любым приемлемым лично работнику способом, а не строго по инструкции.
Постепенно трудовые коллективы трансформируются в нечто иное. Теперь работа превращается в некую командную игру, в которой невозможно предугадать кто кому и в какой момент перепассует часть задачи. А в будущем уже даже стабильных команд не останется.
Причём задачи возникают не просто так, а в некоем множестве из которых сотруднику надо выбрать оптимальный пул задач или даже выдумать новую несуществующую задачу, решение которой будет равнозначно или субституционно возникшим. Совершенно иные отношения. Совершенно иная социализация. Жёсткая, репутационная, бескомпромиссная.
В этих условиях то, под что была заточена классно-урочная система (совместное решение поставленной задачи) уже перестаёт быть сверхактуальным.
Второй ключевой недостаток классно-урочной системы вытекает из первого. Если основная цель образования смещается от совместного решения поставленных задач в сторону самостоятельного вычленения задачи и самостоятельного (!) подбора ресурсов для разрешения задачи, то очевидно, что надо развивать коммуникационные способности в разнокомпетентном коллективе (извиняйте за сложную фразу).
Попробую сказать по-другому. Образование должно обеспечивать способность человека продуктивно взаимодействовать с другими людьми, занимающимися совершенно другими делами (решающих другие задачи) и использующих другие способы решения задач. Каждый в своём ритме, каждый свою задачу, каждый наиболее оптимальным лично для него способом, но при этом, не мешая, а помогая другим.
В рамках навыкового образования (например, в многодетной крестьянской семье) такие формы взаимодействия само-собой разумеются - каждый делает своё и не так, как это сделали бы другие. Например, задачу извлечь закатившуюся монету из под комода старшие решат путём сдвигания комода, а кто-то из младших сам влезет под комод.
Классно-урочная система исключает разнокомпетентность - различия сводятся лишь к разной степени одинаковой компетентнции. Дети привыкают общаться исключительно со своими сверстниками, решающими практически те же задачи. Положение усугубляется малодетностью современных семей, когда и в семье дети не коммуницируют с детьми других возрастов в широком диапазоне. Такие дети вообще не умеют общаться не со сверстниками.
А отсутствие навыков общения с людьми иной компетенции, иного уровня мышления и иных интересов в дальнейшем сказывается всю жизнь.
Из предыдущего следует ещё один побочный недостаток - детская жестокость. Тема сложная и отдельная. Я вообще не рискую эту тему раскрывать, но из бесед с несколькими психологами и педагогами пришёл к выводу, что в одновозрастной среде соревновательный фактр чрезвычайно высок, а сотрудничество возможно только в рамках выстроенной иерархии. Естественно, дети одного возраста выстраивают иерархию в жёсткой конкуренции за одни и те же нищи.
Характерная особенность одновозрастной среды - это установление жёстких стандартов соответствия некоему эталонному образу и конкуренция за нищи в рамках этой иерархии, с одной стороны, а с другой стороны отторжение тех, кто пренебрегает эталонным образом или не может ему соответствовать.
Напротив, в разновозрастной среде иерархия отношений выстраивается естественным образом, а эталонных моделей просто не может быть. Дети непрерывно совершенствуют навыки общения с другими детьми, имеющими совершенно другие навыки и интересы. И по мере взросления непрерывно меняют социальные роли и решаемые задачи. То, чему детей в одновозрастной среде вынуждены учить педагоги, в разновозрастной среде без всяких усилий осваивается естественным образом от старших к младшим.
Десятилетний мальчик просто не будет соревноваться с пятилетним. Но при правильной организации процесса может научиться взаимодействовать. Вот навыков такого взаимодействия классно-урочная система и не прививает. Впрочем, в индустриальных производственных отношениях такие навыки вообще маловостребованы (для этого есть начальство, которое и определяет кто с кем, насколько и в каком ритме).
Шутки ради скажу - стоило ли психологам тратить целое столетие на все эти исследования, если любой крестьянин без всяких многомудрых книжек сходу скажет, что братья начинают ссориться тогда, когда разница в возрасте перестаёт быть ощутимой, т.е. тогда, когда начинают совпадать их интересы.
Наиболее понятный недостаток классноурочной системы - это успеваемость. Сама идея успеть за образовательным процессом уже неактуальна. Навык управления процессом в постиндустриальном обществе куда важнее навыка успевания за процессом. Потому, что процессы индивидуализируются. Человек будущего, в отличие от человека индустриального, будет взаимодействовать с людьми разной компетенции, чаще, чем с людьми одинаковой с ним компетенции.
Соответственно, нужно учиться решать любую задачу, прежде всего образовательную, исходя из степени приемлемости решения, а не из необходимости успеть за другими. Образование должно обеспечивать требуемую степень осваивания любого навыка, любого предмета, любой задачи, которая возникает перед учеником. Кроме того система образования должна обеспечивать и развивать способность ученика самостоятельно формировать задачи.
Наиболее опасный недостаток классноурочной системы - это внешняя управляемость процесса образования. Классно-урочная система позволяет централизованно задавать самые разные стандарты и программы управления, включая идеологические стандарты, вплоть до лишения учеников всяких шансов на адекватное видение мира (это я не преувеличиваю). Классноурочная система позволяет в буквальном смысле програмировать человека, формировать его по любому образу, а в сочетании с современными информационно-коммуникационными технологиями -это мощнейший инструмент зомбирования, если того пожелает тот, кто управляет образовательным процессом. Ученикам остаётся лишь успевать следовать за процессом.
И при всём при этом другой развитой системы образования, которую можно было бы однозначно и без доработок принять взамен классно-урочной я пока не вижу.
Самым тревожным для меня решением было бы оставление классно-урочной системы (с некоторыми изменениями и доработками) для "плебса" и вывод подрастающей элиты в другие образовательные системы (к чему всё и движется).
О достоинствах классно-урочной системы см. здесь
http://david-gor.livejournal.com/33376.html