Начало - тут:
Часть 1 2. Вид с Петровского острова - 1815 год
Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в С.-Петербурге. 1815.Государственная Третьяковская галерея
Если читатель вспомнит первую картину, то может показаться, что, завершив её, автор сделал несколько шагов в сторону и тут же написал вторую. И действительно, тот же, судя по названию, Петровский остров, такая же водная гладь, те же архитектурные сооружения вдалеке, и даже массовка из горожан разных сословий, лодочников, домашних животных и картинных поз кажется перекочевавшей с соседней картины вместе с художником.
Но всё же посмотрим внимательнее. Очевидно, мы перешли на берег Малой Невы, что изменило и ракурс, и отчасти набор зданий, которые нам предстоит узнать. Петровский же остров предстал перед нами ещё более живописным, трёхмерным. Таких пригорков на нём мы, кажется, в наш век не видели.
Давайте для разнообразия пойдём теперь справа налево. У правого обреза мы видим монументальное здание классического стиля на левом берегу Малой Невы. Что это? Разве есть что-либо подобное на Васильевском острове? Шуберт нам подсказывает: это Винный Городок, склады алкоголя, украшавшие исток реки Смоленки со стороны Голодая в первой половине 19 века.
Слева от фронтона Винного Городка из тумана проступают купола Академии Художеств, альма-матер автора картины. Дальше налево над застройкой Тучковой набережной возвышается что-то вроде заводской трубы. Предположу, что эта труба некогда принадлежала химической лаборатории Ломоносова (между 1 и 2 линиями). На территории этой лаборатории на моей памяти многие годы велись раскопки. Или скорее не велись. Возможно, искали философский камень Ломоносова, не знаю. Потом наконец закопали.
Что у нас дальше? Этот купол с колокольней принадлежал Исаакиевскому собору. Не тому, конечно, который мы знаем, а его предшественнику, Исаакиевскому собору 3.0, объекту обидных для самодержавия эпиграмм, разговоры о необходимости сноса которого начались сразу после его постройки. В 1815 году Щедрин ещё мог его увидеть, но на карте Шуберта мы уже видим сегодняшний собор в процесе строительства.
Дальше на переднем плане - складское помещение на острове посреди Малой Невы. Возможно, этот склад с пристанью обслуживал Винный Городок. Однако до Шуберта он тоже не дожил - видимо, пал жертвой стихии 1824 года.
Прямо над этим складом, и ошибиться невозможно, высится шпиль Адмиралтейства, ровно такой же прекрасный, как и сегодня. А слева от склада, на левом берегу Малой Невы - уже знакомый нам по первой картине Старый Гостиный двор.
На этом участке над приземистым зданием Гостиного двора мы видим особенно высокую концентрацию хорошо знакомых нам высотных доминант. Их тут 5: башня Кунсткамеры, купол Казанского собора, новое здание Биржи, Зимний дворец и над ним башня городской думы.
И наконец, за знакомым нам уже торцом Тучкова буяна - ансамбль эрмитажных зданий - Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр. На этот раз расположение Тучкова буяна в пространстве более правдоподобно. Шуберт и моя беспристрастная линеечка подсказывают, что его следовало бы чуть-чуть сместить - на этот раз вправо, вплотную к Бирже.
На этом фрагменте карты Шуберта уместилось всё, что мы можем увидеть на второй картине. Звёздочкой показана точка, откуда писалась картина, красными лучами - линии краёв картины.
Всё на сегодня. В ближайшие дни ждем окончания.
Завершение цикла -
здесь.