Первая часть -
тут. А вторая -
здесь.
3. Вид с дворцовой набережной - 1817 год
Вид Санкт-Петербурга. 1817. Финская Национальная галерея
Последняя картина, которую мы увидим в этом цикле очерков, показывает Малую Неву с другого края - с Дворцовой набережной. Мы находимся у пристани, расположенной у дальнего от Зимней канавки края Эрмитажного театра. Как и прежде, на переднем плане можно увидеть горожан разных сословий в необычных, порою странных позах. Среди так или иначе общающихся между собой персонажей обращает на себя внимание один, который ни с кем не разговаривает, ни на кого не смотрит и держит на плече какой-то предмет - возможно, удочку. Думаю, что это автопортрет. Что-то мне подсказывает, что, если бы я умел рисовать, то непременно изобразил бы себя на картине именно таким - молодым, стройным, задумчивым и кудрявым.
Но перейдём теперь к заднему плану. Здание Биржи уже закончено, по бокам от него Ростральные колонны: Биржевая площадь приближается к тому виду, который мы знаем. Южный пакгауз ещё не построен, так что слева от Биржи и южной Ростральной колонны мы можем увидеть здание Двенадцати Коллегий. Пройдёт пара лет, и императорский Санкт-Петербургский университет примет в этом здании первых студентов.
Справа от Биржи, по-видимому, кипела стройка - возводился Северный пакгауз. Автор, очевидно, не стал прорисовывать деталей: возможно, собирался дорисовать их позже, по завершении строительства.
На азимут Северной Ростральной колонны попала застройка Тучковой набережной. Нам тут трудно что-либо разглядеть. Вероятно, второе здание по набережной - это Старый гостиный двор. Вдалеке же, за Тучковым мостом, на том же левом берегу Малой Невы можно неожиданно увидеть крупное здание классического стиля. Очевидно, это - уже знакомый нам Винный городок, складской комплекс у истока реки Смоленки со стороны острова Голодая. Мы видели его центральный фасад, и теперь выясняется, что и боковой фасад был украшен фронтоном.
Знакомые очертания на острове посреди Малой Невы - это, конечно, Тучков буян. Правее и ближе, на крохотном островке, - одноэтажное сооружение, которое Шуберт назвал кухней. Мы уже видели эту кухню на предыдущей картине, но не обратили на неё внимания. Немного странная идея - размещать кухни посреди реки, но тем не менее: у стен кухни - небольшая пристань; возможно, к этой пристани приставали рыболовные барки с голодными рыбаками.
Напоследок - о том, чего нет. У правого края должен был оказаться Владимирский собор. Однако на картине нет и следа каких-либо рукотворных сооружений на правом краю - лишь болотистые островки, деревья и вода, утекающая к Финскому заливу на горизонте. Поверим на этот раз автору и нарисуем правый обрез на карте левее всех видимых сооружений Петербургской стороны.
На этом фрагменте карты Шуберта уместилось всё, что мы можем увидеть на третьей картине. Звёздочкой показана точка, откуда писалась картина, красными лучами - линии краёв картины.
И на этом наша прогулка с Сильвестром Щедриным по Малой Неве начала 19 века завершается.