Владимир Дергачев
http://s016.radikal.ru/i337/1309/20/634677a919e6.jpgОстровная часть посёлка Маго во время наводнения 2013 года
Типичным примером варварского «волнового освоения» Приамурья является судьба села Маго (поселка городского типа с 1949 по 2011 годы). Маго расположено на левом берегу Амура в 30 км к западу от Николаевска-на-Амуре. Население сократилось за полвека с 1960 года с 5,4 до 1,4 тыс. жителей.
Собственно Маго расположен на узкой кромке левого берега Пальвинской протоки Амура.
Поселение основано в начале 19 века нивхами, которые занимались пушным промыслом и рыболовством.
По данным Центрального государственного архива СССР (фонд 1315) после основания русскими Николаевска-на-Амуре, пришлось искать удобно место для зимовки судов. Стоянка была оборудована в протоке Пальво, где возник русский посёлок с населением около 200 человек (1890). В дальнейшем в связи со строительством морского порта в Николаевске, необходимость в стоянке отпала.
В конце 19 века на одном из пойменных островов напротив Маго строятся торговые склады благовещенского купца Алексеева, и создается перевалочная база Амурского пароходства для снабжения золотых приисков в районе озер Орель и Чля. Местоположение базы на периодически почти полностью затапливаемом острове было вызвано возможность организовать более эффективную защиту от разграбления.
Летом 1920 года в Маго было эвакуировано китайское и часть русского населения Николаевска-на-Амуре. Город был сожжен партизанским отрядом Якова Тряпицына. Эвакуация была организована китайский консулом на китайских канонерках. Согласно договорённости с партизанами Маго было объявлено «международным поселением».
После завершения «золотой лихорадки» уже при советской власти с 1924 года до начала 30-х годов на месте перевалочной базы организуется производство по экспорту леса (стране нужна валюта).
В 1940 году, согласно воплощению в жизнь Директив 18 съезда ВКП(б) на острове создаётся морской порт по перевалке рыбы, а так же грузов для рыбной промышленности Нижнего Амура (стране опять нужна валюта). На рубеже 50-х годов при рекордных ловах лососевых грузооборот порта составлял до 100 тыс. тонн в год, а Маго становится поселком городского типа.
Во время моих полевых работ на Нижнем Амуре в 1973 году грузооборот порта был незначительным. Лесотарный комбинат выпускал рыбную бочкотару. До 60% острова подвергалось ежегодному затоплению, а денег на строительства дамбы не было. Только после катастрофического наводнения 2013 года, то есть через сорок лет началось строительство дамбы.
В 1955 году в Маго организуется морской рейд лесной сплотки «сигар», которые морские буксиры транспортировали в Японию (стране опять, но очень нужна валюта) и к Охотскому побережью. На коренном берегу для работников был построен посёлок Рейдовый.
В связи с вырубкой леса вокруг Маго на склонах распадков в селитебной зоне образовались глубокие овраги.
В 1968 году на основе соглашения между СССР и Японией о дальнейшем увеличении экспорта леса, его вырубка и экспорт получили очередное дыхание (стране по-прежнему нужна валюта). Древесина загружалась в трюмы японских лесовозов, которые при неблагоприятной навигационной обстановке в Амурском лимане, догружались в порту Лазарева. Из-за катастрофического распространения оврагов поселок Рейдовый не мог расширяться, пришлось для рабочих рейда морской сплотки закладывать еще одни посёлок в урочище «Овсяное поле».
Картосхема Маго 1973 года
За столетнюю историю Маго неоднократно менял производственную специализацию ради предпринимателей и государства, при этом проблемы живущих здесь людей игнорировались.
Маго состоял из 7 поселков (частей), расположенных на удаление друг от друга, связь между ними осуществлялась пешеходной (!) тропой. Только в 1972 году была построена автомобильная дорога Рейдовый - Ситцевый, а в 1975 году завершилось строительство круглогодичной дороги Маго - Николаевск-на-Амуре (45 км).
Институт Хабаровсккрайпроект еще в 1963 году (когда коммунизму уже был не за горами) разработал проект планировки Маго, предусматривающий к 1975 году создания здесь города с населением 13 тыс. человек. Романтический прогноз не оправдался, население села Маго уже в 2013 году составило менее 1,3 тыс. жителей. Капитализм оказался еще более хищным к местным природным ресурсам, чем социализм.
Японский лесовоз под погрузкой в порту Маго
В 1973 году строилась круглогодичная дорога Маго - Николаевск-на-Амуре.
Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего (начало) Маньчжурские империи. На геополитических рубежах пяти Великих океанов Цветущий и просвещённый Бохай. Первое государственное образование на русском Дальнем Востоке Амур. Тырский утес. Исторический российский форпост буддизма Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего (продолжение)
Проданный Амур-батюшка Нижний Амур. Золотой, но уплывший актив региона Нижний Амур. Маго. Как гибнут несостоявшиеся города Николаевск-на-Амуре. Патриарх амурских городов Мыс Лазарев. Воспоминания о сталинском туннеле Советская Гавань. Там где затонул фрегат «Паллада» Тумнин. Горячие источники. Дальневосточный курорт