Владимир Дергачев
http://static.panoramio.com/photos/large/120645199.jpg Город, бухта и залив Находка. Слева снимка горы Брат (242 м) и Сестра (318 м), напоминающие египетские пирамиды, являются визитной карточкой Находки
Крупнейший в Приморье православный храм Казанской иконы Божьей Матери (2010) на сопке Тобольской на фоне горы Сестра. Этот храм при высоте 43 метра вмещает до 1800 человек.
http://static.baza.farpost.ru/v/1390620449251_bulletin Самый южный дальневосточный российский город Находка (154 тыс. жителей, 2016) расположен на берегах одноименного залива Японского моря.
С 1950 по 1992 годы рост численности населения определялся миграционным притоком, затем началось снижение за счет миграции в другие города и естественной убыли населения.
Город находится на широте южнее Сочи. В границах Находкинского городского округа, включающего поселки Врангеля, Козьмино, Ливадия и др., расположен крупнейший транспортный узел России на Тихом океане «Восточный - Находка» с грузооборотом свыше 86 млн. тонн (2015). Залив Находка включает закрытые бухты с портовыми терминалами - Находка, Врангеля, Козьмина и Новицкого. Зимой залив, за исключением бухты Находка, практически не замерзает. В Находке располагается штаб-квартира «Приморского морского пароходства», занимающего третье место в России по величине танкерного флота.
До 1991 года в городе размещались генеральные консульства Японии и Вьетнама. С 1959 года действует генеральное консульство КНДР. Города-побратимы: Майдзуру, Отару и Цуруга (Япония), Окленд и Беллингхем (США), Гирин (КНР) и Тонхэ (Республика Корея).
Почётным жителем города является известный русский путешественник Фёдор Конюхов.
***
История. Первыми из европейцев неизвестный залив посетил в 1855 году английский корабль, исследующий берега Приморья на пути из Татарского пролива в Японию. 17 июня 1859 года пароход-корвет «Америка», на борту которого находился генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьев-Амурский, вновь открыл удобную для судов бухту. В 1864 году образован военно-гидрографический пост Находка, затем фактория, ставшая центром Сибирского удельного ведомства (1867 - 1871). Этот орган государственной власти осуществлял управление землями и имуществом Удельного ведомства Российской империи в Приморской области Восточной Сибири. Ведомство возглавлял швед, а первые переселенцев фактории прибыли из Великого княжества Финляндского, входящего в Российскую империю.
Швед Гаральд Васильевич Фуругельм (1830, Гельсингфорс - 1871, Находка) по окончанию Александровского университет в Гельсингфорсе (Хельсинки) был направлен в Иркутск в распоряжении генерал-губернатора Восточной Сибири на должность переводчика европейских языков. В 1855-1860 годах участвовал в восточных экспедициях, в том числе под руководством генерал-губернатора Муравьева-Амурского. По поручению нового генерал-губернатора Восточной Сибири Михаила Корсакова в 1866 году возглавил экспедицию по обследованию приморских берегов залива Петра Великого для переселения крестьян из европейской территории Российской империи. В ходе экспедиции на реке Сучан были обнаружены залежи каменного угля. С 1867 по 1871 годы Фуругельм - управляющий Сибирским удельным ведомством с центром в гавани Находке. Ведомство имело свой флаг, утверждённый российским императором.
Весной 1868 года в факторию Находка прибыли первые переселенцы из Финляндии на пароходе «Находка», построенным в Гамбурге и купленным для Сибирского удельного ведомства. В фактории переселенцы под руководством Фуругельма построили пристань, склады, кузницу, мельницу, лесопильный завод, появились магазины и баня. В апреле 1870 года «Находка» затонула, а фактория лишилась регулярного морского сообщения. Фуругельм скончался от гангрены ноги 6 апреля 1871 года и был похоронен на местном кладбище, снесённом при строительстве порта в сороковые годы 20 века. Его брат Иван Фуругельм был военным губернатором Приморской области, а другой брат Оттон - российским генерал-лейтенантом. После 1873 года фактория была покинута жителями.
В дальнейшем через бухту Находка проходил путь колонистов в Сучанскую долину, было образовано несколько хуторов огородников и рыбаков, занимающихся ловом рыбы, крабов и креветок.
В 1906 году в устье реки Сучан открыта грузопассажирская линия Владивосток-Находка.
В 1930-е годы на берегу залива Находка появляются посёлки Находка, Северный, Угольбаза, Падь Ободная и Рыбак. В 1931 году образован пограничный контрольно-пропускной пункт «Находка», а берега бухты были разбиты на рыболовные участки «Дальрыбтреста».
С 1934 года на мысе Астафьева начинает действовать база военных кораблей и подводных лодок. Весной 1936 года Находка соединилась железной дорогой с Транссибом. В апреле 1939 года в бухту на миноносце «Войков» прибыл секретарь ЦК ВКП(б) Андрей Жданов. По итогам поездки было принято постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «О перенесении Владивостокского торгового и рыбного портов в бухту Находка».
14 декабря 1939 года в бухте Находка учреждено «Управление исправительно-трудового лагеря и строительства № 213» в системе Главного управления гидротехнического строительства НКВД, закрытое в 1941 году. Строительство торгового порта было передано «Дальстрою» НКВД. Подневольный труд заключённых, включая японский военнопленных, на строительстве рыбного порта использовался до 1958 года. Продолжалось строительство рабочего посёлка. Заключёнными была построена также база подводных лодок и военных кораблей Тихоокеанского флота. С 1937 по 1941 годы на острове Лисьем была расположена женская колония, труд которых использовался на местном рыбокомбинате.
После смерти Сталина в Кремль пришла телеграмма с просьбой от моряков дальневосточников, в которой предлагалось переименовать город Находка в город Сталиноморск, а залив Америка в залив Сталиноморский.
Пересылочный пункт в бухте Находка (Транзитка) действовал с 1938 по 1946 год и вмещал до 20 тыс. осужденных. Многие заключенные умирали от воспаления лёгких и инфекционных заболеваний. Из Находки заключённых перевозила в Магадан на судах «Дальстроя». После взрыва парохода «Дальстрой» у причалов торгового порта в 1946 году пересыльный пункт был перенесён из Находки в порт Ванино.
В 1950 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочему посёлку Находка присвоен статус города. В 1956 году из Преображения в Находку переведено управление активного морского рыболовства, открывается Дальневосточное мореходное училище. Затем секретным постановлением в Находку был перебазирован судоремонтного завода из Владивостока, который оставался военно-морской базой.
В 1965 году в Находке открыта экспортно-импортная контора «Дальинторг», осуществлявшая торговые отношения советского Дальнего Востока с Японией, Австралией и КНДР. В 1972 году образовано Приморское морское пароходство, а Находкинский порт по грузообороту обогнал Ленинград, став вторым в Советском Союзе после Одессы.
В 1990 году была создана свободная экономическая зона «Находка» с приоритетными проектами российско-американского и российско-корейского технопарков, международного аэропорта, нефтеналивного терминала в порту Восточном и др. Ни один из крупных проектов не реализовался, и в 2006 году СЭЗ прекратила существование.
***
Здесь сформировался крупнейший дальневосточный транспортный узел «Восточный-Находка», включающий торговый, нефтеналивной и рыбный порты Находки с Восточным портом со спецморнефтепортом Козьмино и местный железнодорожный узел. В 2015 году грузооборот всех портов превысил 86 млн. т. Основными экспортными грузами являются уголь, нефть и металлы. Через станцию Находка осуществляется свыше 15 % экспортных железнодорожных перевозок России. Доля перевалки грузов в порту Восточный составляет 38 % от суммарного грузооборота дальневосточных морских портов, на втором месте порт Ванино - 15,7%. При этом произошло снижение грузооборота в порту Владивосток до 12,9 млн. т (- 16 %).
Федерального значения порт Восточный расположен в глубоководной незамерзающей бухте Врангеля залива Находка. Грузооборот в 2015 году составил 65,2 млн. т. Первая очередь строительства была осуществлена в 1970 - 1973 гг. Порт связан с Транссибирской железнодорожной магистралью линией Угловая-Находка.
Порт включает угольный, нефтяной и контейнерный терминалы. Глубина у причалов позволяет принимать суда водоизмещением до 150 тысяч тонн. Российский оператор угольного терминала в порту Восточном является крупнейшая стивидорная компания на Дальнем Востоке. Основной владелец - офшор Eastern Stevedoring Holdings Corp, входящий в структуру «Кузбассразрезугля».
В сухом доке Восточного порта строились бетонные основания нефтяных морских платформ для проекта «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
Находкинский морской торговый порт входит в Evraz Group. Грузооборот в 2015 году составил 21,3 млн. тонн. Осуществляет экспорт продукции металлургических предприятий холдинга (чёрных металлов) и каменного угля.
Находкинский морской рыбный порт входит в «Дальневосточную транспортную группу» (холдингу принадлежит 89 % акций предприятия). В результате реконструкции порта осуществляется переработки контейнеров, следующих из Республики Корея, увеличилась доля обработки лесных грузов и металлолома. Доля рыбы в грузообороте не превышает 10 %.
Находкинский нефтеналивной порт расположен в бухте Новицкого, принадлежит государственной компании «Роснефть».
«Находкинский судоремонтный завод» занимается судоремонтом и судостроением, изготавливал конструкций мостов на остров Русский и буровых вышек проекта «Сахалин, переходов для федеральной автомобильной трассы, изготавливает пилоны и мосты для Камчатки. 50 % акций завода принадлежит Росбанку, 13 % - компании на Британских Виргинских островах, 12 % - компании в США.
«Находкинская жестяно-баночная фабрика» была крупнейшим в стране производителем металлической консервной тары. Фабрика ежегодно выпускала 600 млн. банок. Затем мощность предприятия снизилась во много раз. В 2012 года акционеры фабрики приняли решение о переименовании компании в угольный «Терминал Астафьева». Он должен стать первым в России суперсовременным портом закрытого типа - экологически безопасным для морской акватории и близлежащих микрорайонов города. По завершении реконструкции терминала, расположенного на территории бывшей жестяно-баночной фабрики, его мощность составит 6 млн. т угля в год. Для этого модернизирована железнодорожная станция «Мыс Астафьева».
«Находкинская база активного морского рыболовства» является одним из крупнейших рыбодобывающих предприятий России. «Южморрыбфлот» осуществляет рыбный промысел, переработку и консервирование рыбо- и морепродуктов. Рыболовная база компании расположена в заливе Восток.
***
Индустрия отдыха представлена турфирмами, базам отдыха, санаторием «Жемчужный» широкого профиля на мысе Астафьева, детскими и палаточными лагерями. Многочисленные пляжные зоны Находки способны принимать до 230 тыс. отдыхающих единовременно. Пляжный сезон открывается в середине июня и длится до начала сентября. Температура воды в августе на большинстве пляжей достигает +24 °C. Одним из самых популярных и многолюдных мест отдыха являются протянувшиеся на многие километры песчаные пляжи Ливадии.
В заливе Восток находится единственный в России морской заказник с разнообразной морской фауной. Здесь водится трепанг, гребешок, устрицы, песчанка, крабы, креветки и многие другие обитатели моря.
***
В заливе Находка сложилась напряженная экологическая ситуация из-за сброса сточных вод, несанкционированного сброса нефтепродуктов и стоков кораблей, а также стока реки Партизанской. Тяжелыми металлами наиболее загрязнены воды бухты Находка и устье реки Партизанской. Крупномасштабный экспорт угля приводит к ухудшению экологической обстановки, несмотря на природосберегающие технологии.
***
Находкинский торговый порт в начале 70-х годов
Судоремонтный завод и поселок судоремонтников
В 1970 года началось возведение Восточного порта, в 1978 году был сдан в эксплуатацию угольный терминал. Грузооборот порта составил в 2015 году 65,2 млн. тонн (третье место в России после Новороссийска и Усть-Луги).
http://img12.nnm.me/3/a/d/e/4/9ac56bf3a6c3d4d0402f0de3a97.jpgПорт Восточный. 20 сентября 1985 года. Владимир Дергачев с профессором Соломоном Слевичем
(см, Ландшафты памяти).
Расположенный близи порта Восточной поселок Врангель (18 тыс. жителей) с 2004 года стал микрорайоном города Находка. Включает поселки Береговой (Врангель-3), Первостроителей (Врангель-2) и Врангель (Врангель-1). Самым большим по населению является поселок Береговой.
http://img-fotki.yandex.ru/get/6211/53403055.120/0_85a32_5a160e74_XXL В 2009 году был открыт «Спецморнефтепорт Козьмино» на берегу одноимённой бухты на правах нефтеналивного терминала порт Восточный. Оператором является стивидорная компания, входящая в корпорацию «Транснефть». В 2015 году экспорт нефти из Козьмино достиг 30,4 млн. т (+22 % по сравнению с предыдущим годом) при планируемой проектной мощности 50 млн. т, порт может принимать танкеры дедвейтом 300 тыс. т Поселок портовиков Козьмино в 2004 году включён в город Находка.
Козьмино является конечной точкой нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». В 2009 году в порту Козьмино российский президент запустил первую очередь нефтепроводной системы, когда танкер «Московский университет» отправился с нефтью в Гонконг. До завершения строительства транссибирского нефтепровода сырая нефть доставлялась железной дорогой до нефтеперегрузочной станции Грузовая, и далее транспортировалась по 23-километровому подземному трубопроводу до терминала в бухте Козьмина. Вторая очередь нефтепровода (Сковородино - Козьмино) была завершена в 2012 году. Экспорт нефти осуществляется в Японию (30%), Республику Корея (30%), США, Таиланд, Китай и другие страны АТР.
http://img-fotki.yandex.ru/get/6826/51604349.138/0_be31d_3de91c4b_orig.jpg Трубопроводная система «Восточная Сибирь - Тихий океан» (Тайшет, Иркутская область - нефтеналивной порт Козьмино, Приморский край) соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с рынками Тихоокеанского региона. Протяженность - 4 740 км. Оператором нефтепровода является государственная компания «Транснефть». В 2009 году была запущена первая очередь трубопровода от Тайшета до Сковородино длиной 2694 км мощностью 30 млн. т в год, а в 2012 году - вторая очередь Сковородино - Козьмино. К 2015 году мощность трубопровода была увеличена до 58 млн. т в год, а ответвления в Китай в районе Сковородино - до 20 млн. т в год.
***
Дальнейшее развитие Находкинского городского округа связано со строительством «Приморского нефтеперерабатывающего завода» в районе порта Восточный. Местные порты переживают бум экспорта угля, несмотря на то, что стоимость уменьшилась с 100 до 75 долларов за тонну. Основным конкурентом России на угольном рынке АТР является Австралия.
***
Сын знаменитого исследователя Дальнего Востока Владимира Клавдиевича Арсеньева Владимир (1900 - 1987) некоторое время жил в Находке. Сын царского офицера прожил трудную жизнь, участвовал в Гражданской войне, не смог доучиться в вузе из-за происхождения и «ушел в лес» -работал лесником в Шкотовском лесхозе Приморского края. В 1939 году за хорошую работу был направлен в Ленинградскую лесную академию, но вместо этого выслан с матерью, женой и тремя детьми за пределы Приморского края на Урал, затем на Алтай. И только в 1957 году вернулся на Дальний Восток, где работал старшим лесничим Находкинского лесхоза. Только в 1962 году судьбой сына знаменитого путешественника и писателя заинтересовался Союз писателей СССР и построил для его семьи дом на Лесной улице на окраине Находки. До этого наследник не получал гонораров за многочисленные издания книг отца.
Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего. ПриморьеПуть на Дальний Восток (воспоминания) Владивосток. Оплот России на Дальнем Востоке Владивосток. ТИГ(воспоминания) Находка. Главные восточные морские ворота России «Географы» Генерального штаба Российской империи Владимир Арсеньев. Уссурийский буфер. Запорожская Сечь для китайцев Корейцы на русском Дальнем Востоке Дальневосточная экспедиция. Иман. Дальнереченск. Форпост на Уссури Китайский остров Даманский Цитадель Хутоу. «Нож у горла советского Приморья». Последнее сражение Второй мировой войны. Китайская версия Россия. Китай. Северная Корея. На стыке трёх границ Хасан. Вооружённый конфликт. В эту ночь решили самураи… «Большой золотой треугольник». Китай. Россия. Северная Корея. Антироссийский проект Приморье. Кавалерово. Дальнегорск. Руины российского капитализма Приморье. Мыс Бринера. «Два брата». Дальневосточный Чернобыль Морской круиз в Уссурийскую тайгу Уссурийская горно-таёжная станция. Коварный не только для женщин китайский лимонник Во времена антиалкогольной компании. Сбывшаяся мечта советских командировочных Будет ли русский Дальний Восток Желтороссией (Белохиной)? Откуда исходит главная угроза российскому Дальнему Востоку?