Опера и балет. Могучий источник духовной энергии

Aug 02, 2014 12:43

Владимир Дергачев


http://www.belcanto.ru/media/images/uploaded/belarusopera.jpg
Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь

«Одни создают семью, другие - театр»

Оригинальное здание театра является образцом советского конструктивизма 30-х годов и памятником архитектуры. Авторы проекта И. Лангбард и Г. Лавров. Театр был построен в 1937/38 гг. Во время войны цивилизованные европейцы (немцы) использовали его в качестве конюшни. В 1967 году, когда я по направлению был распределён после окончания Московского университета в Минск, завершились крупномасштабные реставрационные работы и театр предстал в полном великолепии с необычной шлемоподобной крышей.

Проектный институт Госстроя БССР, в котором я работал, располагался вблизи оперного театра, ставшего в буквальном смысле моим вторым домом и учителем, оберегающим от других (не лучших) соблазнов жизни.

По теме: Ландшафты жизни. Белоруссия. Дело молодого специалиста

Оперная труппа театра была на высоте, балет слабее. Вероятно, сочетание великолепия только что отреставрированного театра и приближающая  юбилейная годовщина образования Белорусской ССР способствовала гастролям многочисленных оперных и балетных звёзд не только из других союзных республик. За два театральных сезона я увидел и услышал солистов из Лондона, Парижа, Берлина, Вены, Копенгагена, Бухареста и других европейских столиц.

После Москвы, где билеты в Большой театр были всегда в дефиците, в Минске можно было ходить в оперу ежедневно по входному билету за 50 копеек. Такая дешевизна после московских театров объяснялась тем обстоятельством, что основными столичными жителями были вчерашние крестьяне. После войны Минск насчитывал примерно 50 тыс. жителей, а во второй половине 60-х годов численность населения увеличилась почти до миллиона, в основном за счет белорусской деревни. Поэтому для популяризации оперного и балетного искусства по четвергам устраивались спектакли для пионеров, а на большие праздники для привлечения широких масс трудящихся организовывались концерты ведущих солистов театра с обязательными танцами в перерыве. Так как бывшие крестьянские парни на танцы в сельский клуб трезвыми, как правило, не ходили, было неприлично идти в оперный театр, не выпив бутылку водки на двоих или троих.

Освоившись в театре, я обнаружил, что в партере всегда пустуют в третьем ряду два места. Облюбовав для себя 23 место, я начал водить в театр своих коллег по проектному институту.

Администрация театра обратила внимание, что два места, забронированные командованием Белорусского военного округа, постоянно заняты молодыми людьми, но не предала этому большое значение. За весь театральный сезон только однажды ими воспользовались военные - маршал из Москвы, прибывший в округ с инспекцией, и сопровождающий его генерал.

На белорусской сцене выступали знаменитые солисты Большого театра  Союза ССР Галина Вишневская, Тамара Милашкина и Евгений Райков, виолончелист Ростислав Ростропович, Юрий Гуляев и Бела Руденко (Украина), Медея Амирашвили (Грузия), Зиновий Бабий (Белоруссия). Особенно запомнилось выступление Марии Биешу, которая только что в Японии была признана лучшей исполнительницей партии мадам Баттерфляй («Чио-Чио-Сан»). Из других выступлений за два театральных сезона выделялись солисты Большого театра Союза ССР Ирина Архипова и Иван Петров, звезды французского балета Клер Сомбер и Мешель Брюэль, датского королевского балета Симона Кирстан и Флеминг Флиндт.

В период празднования 50-й годовщины образования Белорусской ССР в столице республики был организован Всесоюзный фестиваль мастеров оперного искусства. За один сезон предоставлялась уникальная возможность увидеть и услышать лучших солистов советской оперы и балета. На заключительный концерт Всесоюзного фестиваля пришли руководители Белоруссии во главе с первым секретарем ЦК Компартии БССР Петром Машеровым. И как было принято, на ответственные мероприятия коммунистическая номенклатура ходила без жен. Хотя в театре была правительственная ложа, но она располагалась сбоку и не могла вместить всех республиканских руководителей. Они заняли весь третий ряд в партере, и в целях безопасности охрана оставила четвертый ряд в качестве буфера свободным, несмотря на аншлаг в театре.

Я как обычно расположился на «своих» местах в третьем ряду вместе с молодым сотрудником института Толей Максимовым, который впервые был в оперном театре. После третьего звонка в зал вошли республиканские руководители и направились в третий ряд партера. Я понял обстановку и пересел в четвертый буферный ряд, а Толя замешкался и остался сидеть между первым и вторым секретарями ЦК Компартии Белоруссии. В результате, не хватило крайнего места в ряду офицеру госбезопасности, которому срочно администрация поставила дополнительный стул.

Я оказался в четвертом ряду, где сел в стороне от коллег председатель Президиума Верховного Совета БССР. Как опытный бывший партизан, он сообразил, что здесь на удалении от товарищей он может хорошо подремать при посещении далекого от него искусства.

Охрана пыталась знаками выманить Толю из партера, но Машеров, поняв ситуацию, дал им отмашку. Таким образом, первое в жизни посещение оперного театра для Толи оказалось памятным на всю жизнь.

Охрана обратила так же внимание на меня и в антракте ко мне подошли люди в штатском, потребовали показать билет и почему-то сфотографировали. От настойчивого предложения пройти в фойе, я отказался и начал по-молодости выступать: «Почему целый ряд свободен при аншлаге в театре? И даже министр культуры сидит на подставном стуле?» Игра в демократию грозила закончиться печально. В лучшем случае могла пострадать только шея, в худшем - и работа. Но здесь проснулся бывший партизан и сказал охране, чтобы отстали от хлопчика. На этом инцидент был исчерпан. Толя пересел ко мне, и мы втроем с бывшим партизаном досмотрели великолепный концерт.


http://www.belarus.by/relimages/000589_35928.jpg

Ландшафты музыки
Государство создают Властитель и Песня
«Нам песня строить и жить помогает…»
Опера и балет. Могучий источник духовной энергии
Мои звезды оперы и балета
Ангел музыки. Сара Брайтман

Беларусь, Ландшафты музыки, Минск

Previous post Next post
Up