Владимир Дергачев
http://img-fotki.yandex.ru/get/5010/lesnchita.29/0_86b1b_e03bf8aa_orig.jpgВ Забайкалье и на Дальнем Востоке многие проекты заканчивались тупиком. В 1911 году в Восточном Забайкалье в связи с продолжением сооружения Транссибирской магистрали на восток от станции Могоча намечалось провести железную дорогу на Якутск. Но началась Первая Мировая война, и проект закрыли, как оказалось навсегда. Дорогу к Якутску продолжили строить уже при советской власти в другом месте и пока не завершили. Из-за экономических санкций и расходов на Крым заморозили строительство железнодорожного и автомобильного моста через Лену у Якутска, ввод в эксплуатацию которого намечалось к 2012 году, то есть к столетию начал строительства первой железной дороги в Якутию.
В Восточном Забайкалье от первого железнодорожного проекта сохранилась грунтовая дорога и село, получившее в честь незавершенного строительства символическое название Тупик. Село расположено на реке Тунгир (бассейн Лены) в 100 км от Могочи. Сегодня летом этот путь можно преодолеть на автомобиле за два-три часа. В Тупике, ставшим центром Тунгиро-Олекминского района, проживает 940 жителей. Всего в районе, равном по площади Московской области, проживает 1370 человек.
Под китайское целлюлозное производство в Амазаре забайкальская власть намерена отдать под рубку до 20 тыс. кв. км наиболее ценной по древесине тайги Тугиро-Олекминского района. Это не простой административный район, а национальный, где живут эвенки, занимающиеся традиционной пушной охотой. И тайга для малого коренного народа - кормилица и местообитание. Существуют международные правила конференции ООН по коренным народам, требующие соблюдать незыблемый принцип «получения добровольного, заблаговременного согласия на промышленную деятельность на территориях общин коренных народов».
***
В 1949 году ударными темпами рабским трудом заключённых был сооружен секретный автозимник Могоча - Тупик - Чара (крайний Север Забайкалья). Просто так для удобства местных жителей тогда дороги не строились. И в середине 60-х годов я не смог узнать истинное назначение этого автозимника, кроме того, что им пользовались геологи Удоканской экспедиции, открывшей крупное месторождение меди, а затем строители БАМа.
Только впоследствии появилась информация, что зимник из Могочи через Тупик вел к поселку Мраморный в отрогах Кодорского хребта. Здесь в Мраморном ущелье работал рудник по добыче урана.
Как я уже писал, в 1965 году мой попутчик в поезде Москва - Чита рассказал о заброшенном лагере ГУЛага в горном ущелье на севере Забайкалья. Информация была скудной, только в 90-е годы я узнал об одном из самых страшных гулаговский лагерей - Борлаге. Здесь в 1949 - 1951 гг. в Мраморном ущелье трудом заключённых, включая власовцев и политических, добывался радиоактивный уран. На руднике работали и вольнонаёмные инженеры, административный персонал. Заключенные и вольнонаемные жили в больших палатках, а в бревенчатых бараках располагалась начальство лагпункта и охрана. Руда зимой вывозилась на «материк» по построенному заключёнными автозимнику Мраморный - Тупик - Могоча. Вблизи Мраморного возник еще поселок Синильга, расположенный между Чарскими песками и рекой Верхний Сакукан и был даже сооружен полевой аэродром. Однако прогнозные запасы не подтвердились и рудник с лагерем закрыли.
Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего Забайкалье, Приамурье и Приморье в моей жизни Чита. Столица Забайкалья Совершенно секретные части Красной Армии Последние Герои и создатели оружия Победы. Посмертно Почему Япония не начала войну против СССР? Генерал армии Апанасенко. Забытый герой Победы Забайкалье. Китайская лесная шкатулка Восточное Забайкалье. Крайний Север. Могоча «Бог создал Сочи, а черт - Могочи» Там где рождается Амур. Скандальный пограничный переход Восточное Забайкалье. Тупик. Дорога в Мраморное ущелье смерти Забайкалье. Сретенск. Начало великого водного пути к Тихому океану На колёсном пароходе вниз по Шилке. Усть-Кара. Каторга и блеск золота Родина Чингисхана и Академия Буддизма (Продолжение следует)