Есть, оказывается, среди киноблогеров такая забава - кинорулетка. Это когда желающим поучаствовать назначаются методом тыка фильмы какой-то определенной тематики, а те, отсмотрев, берутся написать на них рецензии (подробнее:
http://altereos.livejournal.com/160130.html ).
На сей раз мероприятие такой эпохе в истории отечественного кинематографа, как «т.н. «перестроечное кино». Мне достался фильм Валерия Приемыхова «Мигранты» 1991 года. Не самый удобный для меня вариант, тема миграций определенно не моя - нужда к перемене мест меня до сих пор как-то не припекала, а при прочих равных, как говорил персонаж другого фильма того же времени, в какой стороне валяться на диване мне по большому счёту всё равно. Из числа знакомых кто-то уехал, кто в Москву, кто в зарубеж, кто-то вернулся, кого-то депортировали… но кто-то и зацепился. В конкуренцию с «понаехавшими» в своем роде занятия вступать тоже как-то не приходилось. К склонным к миграциям отношусь спокойно - как говорится рыба ищет где глубже... так что в общем тема для меня нейтральная, не осложненная ни личным опытом, ни спецификой эмоционального отношения..
Итак, что мы видим в фильме. Истрия двух мигрантов из России в Москву (ну, «Не знаю как у вас в Москве, а у нас в России..», как упражняются в остроумии наши сатирики).
Тут небольшое лирическое отступление - на тему соотношения этих сущностей:
«Один римский император умирая сказал своему наследнику: "Заботься о солдатах, на остальных наплюй!". Так вот, такое ощущение, что все правители СССР-РФ, начиная со Сталина, своим преемникам говорили что-то в этом роде, только заменив слово "солдаты" словом "москвичи".
В общем-то это и резонно - в Москве все властные структуры расположены, поэтому будет нехорошо, если москвичи забунтуют. На периферии кто забунтует - не страшно, в асфальт закатаем прежде чем кто-то об этом узнает, а вот в Москве... Там чёрт его знает, если забунтуют прямо у тебя под боком, то боязно как-то... В качестве иллюстрации этого тезиса: Новочеркасск-1962 и Москву-1991.
Вот и заботились все советско-россиянские руководители в первую очередь о Москве. Во вторую - о том регионе, где они родились или делали карьеру и откуда подтягивали "своих людей". В третью очередь - немного о Питере, отдавая дань имперской традиции (в нонешнее царствие вторая и третья очереди очень удачно для питерцев совпали, с чем их и поздравляю). Всем прочим - так, смотря по ситуации.
Вот и выработалось у россиян стойкое ощущение что Москва а) зажралась; б) зажралась за их счет».
Сейчас - и это главное, а может быть и единственное позитивное достижение истекших четверти века - преодоление этой разницы есть в основном вопрос денег или их отсутствия, а денежные потоки струятся не только в столице. Специфика же советской эпохи делала ситуацию куда более двусмысленной. Во-первых, в плановой советской экономике регионы страны так называемое «снабжались» - кто-то лучше, кто-то хуже, и уровень жизни в разных регионах был для среднего жителя каждого из них вещью в целом объективной, кардинально повлиять на которую у них возможности не было. Во-вторых административные препоны на пути перемещения населения в поисках этого самого «где глубже» - система прописки и её лимитов в крупных городах прежде всего в Москве.
Вод собственно к категории т.н. «лимитчиков» - лиц с временной пропиской, обусловленной работой на московском предприятии и на время такой работы - и относятся герой и героиня фильма.
Хотя нет, точно известно, что относится к ней герой Павел - молодой спортивный парень из ярославской деревни, работающий в Москве дорожным рабочим, живёт в общежитии, при этом одевается и выглядит для того времени очень модно («варёная» джинсовая пара, кроссовки, постоянно стильно уложенные волосы), смотрит на мир честным добрым открытым взглядом - в общем персонаж вызывающий симпатию. Типичная рабочая кость из старых советских фильмов.
О роде занятий героини - Полины, девушки не сказать, что красивой, но так называемое «видной» (высокий рост, фигура, шмотки), в исполнении Оксаны Арбузовой (бывшей «Аварии-дщери мента» и будущей матушки Оксаны Охлобыстиной) - что-то определенное сказать трудно. «Понаехала» откуда-то из «суверенных республик» (во всяком случае так говорит - точнее так говорит за нее сценарист, вскользь затрагивая тему русских в разваливающемся СССР), ночует то у подруг, то на вокзале, при этом ухожена и хорошо одета. Цель - «свалить из совка», выйдя замуж за иностранца, для чего охмуряет шведского рабочего, работающего на московской стройке (на московских стройках тогда работали шведы - или просто с турком, каковые реально работали, был бы перебор?). При этом взгляд и интонации речи - как у тургеневской барышни. В общем тоже персонаж, вызывающий симпатию.
Обстоятельства их знакомства (скандал, устроенный ею в ресторане, милиция перепутала паспорта, неразбериха с невозможностью их друг у друга забрать) - не суть. Главный сюжетообразующий момент - пересечение с некоей столичной мелкокриминальной компанией типа «бычьё» - Полина поздно вечером нарывается на них, он ее защищает, они его находят и начинают терроризировать… При этом одеты они почему-то как тогдашние «неформалы», хотя вообще «бычьё» и «нефоры» по общему правилу категории различные, с разными эстетическими пристрастиями и манерой поведения. Видимо авторы решили, что так они будут выглядеть более угрожающе - ну или более «по-столичному», поскольку в контексте фильма эта компания явно репрезентует отношение «столицы» к «приезжим», жестокость ее по отношению к ним и беззащитность их перед нею («Москва бьёт с носка» - говорит Павлу их вожак, по основному роду занятий - еще один занятный штришок эпохи - грузчиком в винно-водочном магазине, приторговывающим спиртным с чёрного хода - весьма ненавистный зрителю тогдашнего времени персонаж).
Подальше от них он увозит ее к себе на родину - в вымирающую деревню в Ярославской области. Но мотив «возвращения к корням» явно не входит в задумку авторов. Жизнь в деревне показана в самых мрачных тонах, и то, что терпения Полины надолго в тамошних условиях не хватило, и ее горькие слова о том, что она не может и не хочет жить в таких условиях, у зрителя вызывают исключительно понимание.
Нина Русланова в роли деревенской матери главгероя отпускает "сноху" с ним обратно в "большой мир"
В общем возвращаются герои в Первопрестольную с твердым намерением там зацепиться, а по возможности свалить за рубеж. Ни того ни другого не получается: чиновнику, которого пытается подмазать Полина на тему постоянной прописки, как выясняется, от нее.. хм… нужны не деньги, а Павлу работница ОВИРа разъясняет, что одного желания уехать мало, а русских в отличие от.. хм… творческой интеллигенции на Западе никто не ждёт. В общем остаются они на мели и на тех же птичьих правах. А тут еще снова эти бандюганы… а фильм не боевик типа «Брата-2», а социальная драма, а этот жанр не предполагает победы героя-одиночки над злом… в общем, хорошего финала не ждите.
"Кому ты там нужен? - Я и здесь никому не нужен. - Там тем более".
Ну что сказать? Кино из разряда так называемого «сильного». Есть такая категория фильмов - о них говорят не «хорошее» или «плохое», а вот так - «сильное». Что не исключает элементов спекулятивности или избитости (одинокий провинциал в большом бездушном мегаполисе, где его никто не ждёт - сюжет по популярности явно в десятке первых). Во всяком случае документ эпохи, «консерва времени» - как люди выглядели, с какими коллизиями сталкивались, как себя вели в них - и главное, как ощущали мир в ту своеобразную эпоху. Этим, пожалуй, фильм и интересен.
З.Ы. Фильм имел успех на каких-то мелкотравчатых европейских фестивалях типа Сан-Ремо - на таких фестивалях любят фильмы "про страны, где беднее нас живут". Но заправским фестивальным режиссером 47-летнего актера Приемыхова (как Лунгина например, незадолго до того блеснувшего в Каннах своим фильмом "Такси-блюз") он не сделал.