Тематическая кинорулетка №1. Классические нуары Тематическая кинорулетка №2. Итальянский неореализм Тематическая кинорулетка №3. Французская "новая волна" Тематическая кинорулетка №4. Британская "новая волна" Что это и зачем это нужно? Пришло время погрузиться в самую мрачную, безумную и противоречивую эпоху в истории отечественного кинематографа - эпоху перестроечного / постперестроечного кино на рубеже 1980-1990-х годов. Это интереснейший и малоисследованный пласт, в котором в груде сотен низкопробных поделок можно отыскать "жемчужины". Эта кинорулетка - для самых отважных кинолюбителей, ведь вероятность того, что придется плеваться и материться во время просмотра, намного выше, чем вероятность получения истинного киноманского удовольствия. Многих из нас ждет экстремальный или даже мозговыносительный зрительский опыт, связанный не столько с возможным сомнительным качеством зрелища, сколько с погружением в специфическую перестроечную атмосферу.
Как обычно, вкратце расскажу об истории выбранного кинонаправления.
Перестроечное кино - пока что плохо изученная тема среди киноведов: обычно выделяют пару десятков культовых перестроечных фильмов, но это лишь вершина айсберга. Четкое определение "перестроечного кино" отсутствует, как и критерии причисления фильмов к этому направлению, поэтому эта заметка написана на основе моего понимания. Для начала определимся: что такое перестроечный или постперестроечный фильм? В моем понимании это фильм, выпущенный примерно с 1987 по 1993 годы, так или иначе отражающий социально-политический и культурный кризис поздне- и постсоветского общества, а также изменения мировоззрения людей и отдельного человека в негативных проявлениях (депрессии, агрессия, психические отклонения, аддикции). Я бы разделил перестроечное кино на две группы: "Все озверели" и "Все сошли с ума". Кстати, самое подробное исследование
обнаружилось на Луркоморье, написанное с присущим этому порталу остроумием.
В конце 80-х - начале 90-х каждый год выходили десятки фильмов, которые шокировали зрителей, воспитанных на "приличном" советском кино, откровенными сценами, агрессией, чернухой, абсурдом, безумными режиссерскими приемами. Откуда всё это взялось? Социально-политические предпосылки появления перестроечного кино таковы: в 1985 году власти взяли новый курс - началась Перестройка. Фактически исчезла цензура, появилась Гласность. Кинорежиссерам это принесло уникальную возможность снимать всё что угодно за государственные деньги! "Перестроенное кино поэтапно и стремительно освобождалось от оков" (
отсюда). Конечно, такое было возможно только до распада СССР. Ближе к концу десятилетия появилось так называемое "
кооперативное кино" - кинопродукция, сделанная независимыми от государства студиями-кооперациями. Кинопроизводство оказалось выгодным способом "отмывания денег". Режиссеры, умевшие снимать быстро и дешево, получали полную творческую свободу, но высокие художественные качества фильма, как правило, отходили на второй план. Именно такое кооперативное кино составляет основную часть перестроечного кино.
Но главные предпосылки все-таки не социально-политические, а социально-психологические: в 80-е годы в обществе возрастает предчувствие грядущей катастрофы - крушения привычного мира и необходимости адаптации к новым условиям жизни. Перестройка - это не только политика, это крайне болезненная смена мировоззрения, и далеко не все смогли сохранить свой рассудок в здравии после перемен. Всё это прекрасно показано в перестроечных фильмах - в них ощущается некий "перестроечный дух", с которым неприятно соприкасаться большинству современных зрителей. Поэтому, как мне кажется, и отношение сейчас к перестроечному кино такое пренебрежительное и брезгливое. Трэш, мусор. Отношение незаслуженное, и я надеюсь, что эта кинорулетка сможет повысить репутацию перестроечного кино - хотя бы на уровне ЖЖ-киноблогосферы.
Особенности перестроечного кино:
- чернуха - главная стилистическая особенность. Перестроечное кино - это "музей" всевозможных чернушных тем: проституция, наркомания, алкоголизм, тюремный быт, криминал, нищета, бытовая агрессия, армейская дедовщина, депрессии, суицид, шизофрения и т.д.
- откровенные сцены - обычное дело для перестроечного кино. Почти в каждом фильме можно увидеть эротику, насилие, так что будьте к этому готовы.
- редкая альтернатива чернухе - абсурд или сюрреализм в авангардных перестроечных фильмах. Если фильм позитивный, то этот позитив какой-то нездоровый, будто порожденный болезненным воображением режиссера или сценариста
- время и место действия чаще всего - реальная действительность, мрачная и опасная. В редких случаях действие происходит в другие десятилетия или вообще не привязано к какому-либо времени.
- обычное явление - плохое качество съемочного оборудования и изображения в доступных на данный момент видеофайлах.
Инструкция для участника кинорулетки:
1. Оставить заявку на участие в комментариях к этому посту (можно написать "участвую" или "+"). Записаться можно в любой момент до 12 октября.
2. Я даю вам фильм, который будет выбран случайным образом из
этого списка.
3. Если выбранный фильм вы уже смотрели, выбирается другой.
4. Посмотреть фильм и написать отзыв необходимо в течение двух недель (т.е. до 12 октября, когда выйдет итоговый пост со всеми ссылками). "Опоздавшие" отзывы будут добавлены в итоговый пост в виде UPD.
5. Отзыв публикуется в вашем блоге или в комментариях к этому посту, если вы не желаете "ломать" формат своего блога постом для кинорулетки.
6. Желательно оставить ссылку на отзыв здесь в комментариях, чтобы я точно его не пропустил.
Многие из предложенных для кинорулетки фильмов могут отпугнуть потенциальных участников низким рейтингом на КП или плохим качеством видеоизображения. Но есть в этом своя экзотика. "Жемчужина" запросто может быть скрыта за плохой "картинкой" и разгромными отзывами. В
списке я собрал более сотни фильмов, среди которых раскрученные, культовые киноленты и произведения, известные лишь нескольким киноманам.
maxandmum -
СЭР (1989, Сергей Бодров) +
отзывjacob_burns -
Четыре листа фанеры, или Два убийства в баре (1992, Иван Гаврилюк, Сайдо Курбанов) +
отзывfembot2 -
Цензуру к памяти не допускаю (1991, Александр Пороховщиков) +
отзывancox -
Сломанный свет (1990, Вера Глаголева) +
отзывphilip_marlow -
Высший класс (1991, Михаил Мельниченко) +
отзывdao_nyxa -
Проснуться в Шанхае (1991, Николай Седнев) +
отзыв pol_ned -
Австрийское поле (1991, Андрей Черных) +
отзывaltereos -
Официант с золотым подносом (1992, Роман Цурцумия) +
отзывbellatuk -
Сэнит Зон (1990, Ефим Гальперин) +
отзыв hmm_danone -
Соблазн (1987, Вячеслав Сорокин) +
отзывprf_viper -
Гонгофер (1992, Бахыт Килибаев)
breta -
За последней чертой (1991, Николай Стамбула) +
отзывrichteur -
Тело (1990, Никита Хубов) +
отзывGelu Mcallister -
Первый этаж (1990, Игорь Минаев) +
отзывa_garvey -
Кикс (1991, Сергей Ливнев) +
отзывalex_mclydy -
Дюба-дюба (1992, Александр Хван)
alexsan1983 -
Паук (1991, Василий Масс)
sirin_chgk -
Взломщик (1987, Валерий Огородников) +
отзывi_ty_toje -
Интердевочка (1989, Петр Тодоровский) +
отзывnika_sc -
Тихий ужас (1989, Виктор Приходько) +
отзывuskoekov_v -
Жажда страсти (1991, Андрей Харитонов)
lbidarka -
Небеса обетованные (1991, Эльдар Рязанов) +
отзывadzhaya -
Мария Магдалина (1990, Геннадий Воронин) +
отзыв3loy3ebr -
На тебя уповаю (1992, Елена Цыплакова) +
отзывwildfish -
Макаров (1993, Владимир Хотиненко) +
отзывimperators87 -
Имитатор (1990, Олег Фиалко) +
отзывvasiliitierkin -
Город (1990, Александр Бурцев) +
отзыв orionthegamer -
Жизнь-Женщина (1991, Жанна Серикбаева)
kitmq -
Папашка и мэм (1990, Александр Марьямов) +
отзывbeauty_spirit -
Город Зеро (1989, Карен Шахназаров) +
отзывdfs_76 -
Мигранты (1991, Валерий Приёмыхов) +
отзыв