Алексей Битов (poziloy)
Не знаю, кого надо благодарить, но факт - одно время миновало, пришло другое. И на стыке кое-что произошло - в частности, в театральной сфере.
Нет, я не о продолжающемся «деле Беркович - Петрийчук», не очень-то связанному с театром или с правосудием. К ранее написанному (
https://dik-dikij.livejournal.com/1703224.html) могу добавить только одно: всё «обвинение» строится на том, что Беркович и Петрийчук сочувствуют «Марьюшкам» (что ж, вспомним тогда Соню Мармеладову и Катюшу Маслову и обвиним Достоевского с Толстым в пропаганде проституции... надеюсь, «эксперты» и «свидетели обвинения» всё-таки слышали про таких)... А второе «доказательство» - вырванные из контекста цитаты (прямая речь «Марьюшек»); тут я советовал бы основному свидетелю обвинения г-ну Карпуку поостеречься: в Сети неоднократно упоминается его спектакль «План Даллеса», где наверняка цитируются какие-то фрагменты этого «плана» - чем не повод выдрать нужные цитаты и возбудить дело против постановщика, по его же собственной логике?
Но вернёмся к новостям театральным. Свеженькое: «В ряде столичных театров произошли кадровые изменения. Так, новым директором «Современника» станет Владимир Машков. Художественным руководителем Московского академического театра сатиры будет Евгений Герасимов, а Театра Романа Виктюка - Константин Богомолов. При этом все трое сохранят текущие должности художественных руководителей: Владимир Машков - в Московском театре Олега Табакова, Евгений Герасимов - в Театре на Малой Ордынке, а Константин Богомолов - в Театре на Малой Бронной» (
https://www.mos.ru/news/item/139599073/). Как водится, обсуждается прежде всего состав новоназначенной троицы, но история-то поинтереснее будет: есть Дрожникова, нет Дрожниковой, но количество «объединённых» театров в Первопрестольной растёт, извините за каламбур, как на дрожжах. Не так важно, кого с кем объединяют, как сам, мать его, факт: офигенно эффективные манагеры уверены, что разрозненные «хозяйства» надлежит укрупнять всегда и везде; чушь собачья, но им этого не понять. А нынешние чиновники - либо сами из таких «манагеров», либо принимают новые «заповеди» на веру, не желая (или не умея) призадуматься (тем более, еретики ни разу не в почёте, ведь нынче любят бессловесных).
Скажете, сами театры не объединяют, новым фаворитам предлагается сидеть на двух стульях каждому? Сорри, так не бывает, в подобные сказки вряд ли поверит даже самый тупой манагер. Вопрос лишь в том, как назовут новые образования (то ли Сатирический филиал ранее погашенной Луны, то ли Ордынский филиал сатиры - не знаю, как элегантнее). А скрестить стёбного Богомолова с экспрессивным Виктюком - вот уж не знаю, что за гибрид получится и что за мичуринцы затаились в Департаменте культуры.
Оттуда же, с mos.ru: «Принятые решения позволят более эффективно управлять театрами и объединять ресурсы разных площадок и творческих коллективов для обновления и расширения репертуара, улучшения показателей работы. Евгений Герасимов, Владимир Машков и Константин Богомолов уже продемонстрировали свою профессиональную состоятельность в руководстве крупными театрами. Мы доверяем управление известными, значимыми для Москвы театрами людям, которые уже показали себя как успешные руководители и творческие лидеры. Они значительно повысили популярность своих театров среди зрителей, обогатили их репертуар достойными спектаклями и при этом доказали свое умение бережно и внимательно относиться к наследию легендарных деятелей культуры, традициям, которые были заложены задолго до их прихода», - отметил [руководитель московского Департамента культуры] Алексей Фурсин». Любопытно узнать: если г.Фурсин утверждает (от первого лица), будто новые назначенцы «уже продемонстрировали свою профессиональную состоятельность в руководстве крупными театрами» - надо полагать, он в каждом из этих (условно «крупных») театров побывал не единожды. Что же он там видел (у Богомолова, в частности)? И о каких традициях, «которые были заложены задолго до их [Константина Юрьевича] прихода», идёт речь? Неужели об эфросовских? Вы серьёзно, Алексей Анатольевич?
Кстати, эстетическая, так сказать, всеядность нового московского культурного начальства прямо-таки умиляет - где Богомолов, а где Герасимов? «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ»? Чем закончилась эта кампания, помните, надеюсь?
И ещё одна невесёлая околотеатральная история - о несостоявшемся вечере памяти Р.Туминаса в Театре Вахтангова. Операция «Отмена» началась с обращения в Минкульт Общероссийского общественного движения «Ветераны России»: «После смерти Туминаса 6 марта 2024 года, Театр имени Евгения Вахтангова решил устроить вечер его памяти. Мы считаем, что чествование Туминаса недопустимо. Это событие сравнимо с недавним скандалом в канадском парламенте, когда чествовали нациста Гунько. Руководство театра видимо живет в какой-то другой моральной и этической реальности. Мы призываем Министерство культуры и руководство театра Вахтангова отменить не только вечер памяти, но и все 13 постановок Римаса Туминаса в театре» (
https://veteransrussian.ru/novosti/novosti-ood/dvizhenie-veterany-rossii-prizyvaet-otmenit-vecher-pamyati-rimasa-tuminasa/). Откуда тут растут ноги, судить не возьмусь, но, вполне вероятно, подавляющее большинство этих ветеранов никогда не были в Театре Вахтангова, да о самом Туминасе мало, что знают (разве что со слов пресловутых Вована и Лексуса). Реплика в сторону: использование ветеранов при выдвижении сомнительных инициатив - приём известный; совсем недавно «Российская газета» сообщила: «Ветераны попросили Беглова стать кандидатом в губернаторы Петербурга» (
https://rg.ru/2019/05/22/reg-szfo/veterany-poprosili-beglova-stat-kandidatom-v-gubernatory-peterburga.html). Действительно, кто же ещё выдаст сакраментальное «А Вас, Беглов, попрошу остаться»? питерцы самых разных взглядов, сколько могу судить, в оценке действующего (и, надо полагать, будущего) губернатора удивительным образом совпадают (ни одного доброго слова) - вот и приходится мобилизовывать лояльные общественные организации. В общем, скорее всего, «отменная история» с вечером Туминаса тоже не была инициативой снизу.
Нет, я не фанат Туминаса, но всегда ценил его как режиссёра - он сделал свой театр (безусловно, театр) вопреки столичной (поощряемой сверху) «обновленческой» моде. Можно сказать, пошёл поперёк тусовки (спокойно, без деклараций, самими фактами спектаклей). Его не особо привечали в «театральном полусвете» и раз за разом прокатывали с «Золотыми Масками», но он делал то, что считал правильным, и побеждал - Театр Вахтангова с его 4 сценами (включая основную на 1000 мест) всегда набит битком. «Пристань» (отдельный поклон режиссёру), «Ветер шумит в тополях», «Евгений Онегин», «Улыбнись нам, Господи», «Царь Эдип», «Война и мир»... Не буду уверять, что все эти спектакли привели меня в восторг (вопросы, чего уж там, порой возникали), но это всегда был настоящий театр с настоящей режиссёрской рукой. И не простой театр, а зрелищный - каким он, собственно, и должен быть. Хотите вы этого или нет, но заслуги Туминаса перед русским театром неоспоримы, и не отдать ему должное - натуральное свинство, какими бы материями оно не прикрывалось.
А уж о снятии «всех 13 постановок» и говорить нечего - абсолютный нонсенс. Удивительно, но это дикую идею поддерживают, насколько известно, и некоторые театральные люди; вполне вероятно, к сожалению, тут не обошлось без личных обид (не только на самого Туминаса, конечно). Ладно, давайте, снимем, расчистим дорогу тому же Богомолову и иже с ним. Вперёд и с песнями, как говорится... только, извините, без меня.
В совсем недавние времена театральный вектор определяла «новаторская» тусовка. А теперь кто? Пранкеры и т.п.? Спасибо, не надо, как-нибудь обойдёмся.
Оставьте русский репертуарный театр в покое.
И спасибо тем, кто его сохранял в суровые «новаторские» времена.
Разрушать то, что есть - сомнительный, знаете ли, патриотизм. В лучшем случае напоминает историю из басни Крылова «Пустынник и медведь».
В лучшем случае, повторю.