ИНТЕРВЬЮ ОБО ВСЕМ. АЛЕКСАНДР ЦВАРИАНИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Sep 18, 2017 19:36

Продолжение большого интервью с ведущим солистом Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М. И. Глинки артистом балета Александром Цвариани



Балет «Дон Кихот». В центре - Александр Цвариани (Базиль) и Татьяна Предеина (Китри)

ПРЕДЕИНА

- Расскажите, какой вы видите идеальную партнершу. Кого из ваших партнерш вы бы отметили особо?

- Это Татьяна Предеина. Работать с ней - удовольствие! Мы всегда долго и подробно разбирали и разбираем с ней все нюансы дуэта, выверяется любая мелочь. И, к моменту выхода на сцену с Татьяной, я абсолютно спокоен и уверен в том, что спектакль пройдет без "сюрпризов" в дуэтах. До сих пор, давно уже будучи народной артисткой России, даже на репетициях, она очень требовательно относится к себе, к своей форме. «Ой, давай сегодня не поднимай меня. Я еще не совсем в тонусе». В прошлом сезоне нам выписали репетицию с восьми до десяти вечера (улыбается). Я говорю: «Борисовна, мы с тобой в молодость вернулись». Она смеется: «Почему?» Я отвечаю: «Это мы в молодости с тобой до пол одиннадцатого репетировали». Тогда мы приходили в девять часов вечера и пол-одиннадцатого, полдвенадцатого ночи уходили из зала. Репетировали, разбирали.



Концертный номер "Элегия". Александр Цвариани и Татьяна Предеина

Во-первых, вызывает уважение ее желание постоянно совершенствоваться, ее требовательность к себе, а во-вторых, ее школа, высочайший профессионализм. Это балерина, которая могла на себе «вытащить» любого партнера, и, поверьте, она часто так и делала. Мне доводилось танцевать со многими, в том числе и со звездными балеринами. Но, лучшей партнерши, чем Предеина, для меня нет. Я считаю ее величайшей балериной своего времени. Не Максимова, не Плисецкая - просто в силу того, что она работала в Челябинске. Эта балерина, достойнейшая лучших сцен мира, всю жизнь посвятила челябинской сцене, верой и правдой служила родному зрителю. Я таких балерин больше не знаю, не видел.



Татьяна Предеина в период репетиций с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым

В свое время я увольнялся отсюда, год работал в Тбилиси. И, после того как там, в «Лебедином озере» увидел их приму с мировым именем, Одетту-Одиллию, я позвонил сюда и сказал: «Передайте, пожалуйста, Предеиной, что она лучше». Лебедь, Жизель, Аврора, Китри - это же балерина мирового уровня! И до сих пор она не позволяет себе снижать планку. Вот сейчас - танцует Предеина, и танцует молодая балерина. Предеина даст фору. Здоровье, травмы, понятно, организм изнашивается - это нормально. Но какая грамотность исполнения, какая точность движений! Какая красота танца! И от своих учеников требует столько же, сколько сама от себя.



Татьяна Предеина. 11 марта 2017 года

А еще, она просто потрясающий специалист, какого надо еще поискать! Защитила диссертацию - кандидат наук! Редкое сейчас явление - профессиональная балетная грамотность. Ее знания, ее опыт как никогда могли бы пригодиться театру, но, к сожалению, практически не востребованы. И, самое главное, она всей душой болеет за нашу труппу, ей небезразлична ее судьба.

СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ. АЛЕКСИДЗЕ

- Как вы относитесь к современной хореографии?

- Положительно отношусь. Абсолютно положительно! Если это сделано грамотно, интересно, со вкусом, профессионально и музыкально в первую очередь. Если это не попытка выдать под современную хореографию нелепые потуги хореографа.

- Как часто танцевали современную хореографию?

- Часто и достаточно много. Первый опыт в современной хореографии я получил под руководством Георгия Дмитриевича Алексидзе. Человек, не требующий представления. Это величина в современной хореографии, он был одним из первых в Советском Союзе. В свое время, в интервью, на вопрос о том, кто самый лучший хореограф в СССР, заданный эмигрировавшему тогда Барышникову, тот ответил, что это Алексидзе. После чего, правда, Алексидзе закрыли выезд за границу, он стал невыездным. И, когда вся труппа Тбилисского театра уезжала на гастроли, он, будучи ее главным балетмейстером, оставался дома.



В балетном зале. В центре - Александр Цвариани. Справа - Георгий Дмитриевич Алексидзе. 1996 год

В современной хореографии себя уже многие пробовали, но не всем это дано. Так же, как и артистам - современная хореография дается не каждому. Это должно быть не просто движение: «куда шатнуло, куда падаю - туда и танцую». Такое, к сожалению, часто можно наблюдать. Все должно быть выверено пластически, оправданно сценически, сделано интересно и музыкально. Балетмейстер должен все-все заранее продумать. Какой смысл в каждом движении, какой цели хочется достичь, какую мысль передать. И потом уже только пытаться донести это до артистов, собрать с ними воедино. А то, как бывает? Начинают сочинять, только придя в зал к артистам …

- В каких проектах и спектаклях с современной хореографией вы принимали участие? Кто их ставил?

- И в спектаклях участвовал, и в номерах концертных программ. Ставили Михаил Леонидович Лавровский, Георгий Дмитриевич Алексидзе. У Алексидзе была целая концертная программа современной хореографии. На «Времена года» Вивальди, на музыку английских композиторов - Альбана Берга и Бенджамена Бриттена, на музыку Стравинского. Все сейчас не перечислю - это очень много.

- А из последнего, что ближе уже к нашему времени?

- (приглушенным голосом) «Ида Рубинштейн»

ИДА

- Как вам недавняя премьера нашего театра - балет «Ида»?

- А вам понравилась «Ида»?

- Неоднозначное впечатление… С одной стороны, серьезного, так скажем, балетного наполнения, сложных элементов, нам не хватило… Зато бросались в глаза непривычные для балетной сцены оформительские решения. Артисты балета возили на колесиках металлические зеркала с балетными станками, соединяли круглый подиум для танца главной героини…

- Ну, так это все было еще в прошлом веке. Это же конец 60-х, начало 70-х. Все новое - это хорошо забытое старое. Все эти зеркала, все эти тряпки, эти подиумы. А почему бы было не создать ту эпоху Франции? Ну, причем здесь катающиеся зеркала? Так, заполнить музыку, потому что ничего не поставили? Вот, как мне кажется, истинное предназначение этих зеркал. Нет хореографии. Надо же чем-то развлечь публику …



Фотографии с премьеры балета "ИДА" (Любовь и страсть Иды Рубинштейн)

- А вот музыка очень впечатлила …

- Да, музыка потрясающая, гениальная. Есть такие понятия, как балет в музыку, балет под музыку и музыка под балет. Самое идеальное - это балет в музыку, когда музыка и балет между собой равноценны. Музыка под балет получается, когда музыка слабее. Балет под музыку - когда музыка сильнее. Вот «Ида Рубинштейн» - это балет под музыку. Потому что хореография бедная, скудная, неинтересная - ни для артистов, ни для публики. Набор движений. Конечно, когда оркестр играет самые лучшие произведения французских и испанских композиторов конца ХIX - начала XX вв., то это очень приятно слушать. Но получается, что люди приходят на балет, чтобы послушать музыку…

- Почему так получается?

- У меня нет объяснений. Почему-то упразднился институт художественной коллегии, которая смотрела спектакли, критиковала, вносила поправки. В конце концов, которая принимала решение - войдет ли спектакль в репертуар. Может быть, конечно, такая коллегия и сейчас тоже есть, но, скорее всего формальная, просто на бумаге. В реальности ее работы не видно.

- На открытой репетиции «Иды» мы заметили, что вы были в футболке с красным крестом. На ней еще была какая-то надпись, можете сказать, что она означает?

- Надпись «Georgia», Грузия (смеется). Это футболка с грузинским флагом.

- Еще нам показалось, что вы были не в очень хорошем расположении духа. Не любите участвовать в открытых для зрителей репетициях?

- Да. Я считаю, что зрителям не нужно показывать театральную изнанку. Если хотите показать, как шла подготовка спектакля - лучше снимите документальный фильм. А так - у зрителей теряется чувство сказки, они, как мне видится это со стороны, получают удар по чувству прекрасного. Артисты балета в тренировочной одежде, кто в чем, разномастные трико, непонятные футболки. Потом - замечания, поправки, остановки, какие-то другие рабочие моменты. Наверное, это все равно, что пригласить к себе домой гостей во время генеральной уборки. Как вариант, если сильно хочется, то можно же пригласить зрителей на костюмированную репетицию.



Фотографии с открытой репетиции для зрителей балета "Ида" (Любовь и страсть Иды Рубинштейн)

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ

- Сказывается ли грузинский темперамент на танце и на взаимоотношениях с людьми?

- Очень (смеется). Это то, что заложено во мне и само выплескивается. Мне иногда даже говорят: «Ты давай, давай потише, поспокойнее». Это на сцене, в танце (смеется). А в жизни… Я уже много лет живу в России, но так и не могу привыкнуть к тому, что люди здесь не приемлют эмоциональный разговор. Все считают, что я пытаюсь кричать, что-то доказывать. Вот, буквально недавно, мне заявили, что я могу себе позволить накричать на концертмейстера. Все время приходится объяснять: «Пожалуйста, не путайте эмоциональный разговор с криком». Конечно, я понимаю, что тут очень тонкая грань, и что в России просто другой уклад, более спокойный, что ли.

- В Грузии, наверное, как в итальянских фильмах показывают. Нам кажется, что люди ругаются, а на самом деле просто эмоционально, даже по-дружески, общаются.

- Да. Там они вообще орут! Абсолютно то же самое и в Тбилиси происходит. Перекрикивают друг друга, что-то объясняют, машут руками. Но все знают, что они не ругаются, а просто разговаривают.

- Сейчас в нашем театре танцуют сразу три грузина, Вы, Зураб Микеладзе и Заза Гоголадзе... Еще в труппе два армянина - Наири Закарян и Нарек Закарян. Есть Тумен Санчат, а до этого несколько лет танцевал Ясуоми Акимото. Просто целый интернационал. Так было всегда или это веяние нового времени?

- Да и раньше так было. У нас и ирландцы, и монголы работали. Ясуоми - да, это первый японец, который залетел к нам. Правда, недолго продержался…

- Почему и куда он ушел? У Ясуоми в Челябинске появилось множество поклонников...

- Вот почему? Мне тоже непонятно. Как можно было его отпускать? Как? Просто человеку не создали условия - он собрался и уехал. Теперь танцует в Японии. Конечно, ему дома лучше. Нужно создавать условия человеку, хоть чем-нибудь заинтересовать, чтобы он не уезжал.



Ясуоми Акимото, бывший солист челябинского балета

- А у вас были более выгодные предложения из других театров? Не было желания уехать?

- Да, были. Одно время меня очень звали в Екатеринбург, даже предлагали квартиру на площади 1905 года. Но не поехал. Иногда думаю: «Вот дурак». Но тогда здесь был такой коллектив! Было настоящее творчество - никуда уезжать не хотелось.

АМПЛУА. ИЕРАРХИЯ. ТАЛАНТ

- Как вы относитесь к понятию «амплуа» у артистов балета?

- Хорошо отношусь. Но сейчас это понятие почему-то совсем стерлось. Подходит партия артисту или нет - не важно. Ему говорят: «Иди - танцуй!» Он идет и танцует... А сможет ли этот конкретный человек сделать эту конкретную роль? Как это смотрится? Принимает ли публика? Влияет ли на впечатление от спектакля несоответствие артиста и партии? Конечно, влияет. Публика не должна понимать внутритеатральные трудности с подбором артистов на роли и под амплуа. Идеальным должен быть артист на сцене.

- Но артистам всегда же хочется попробовать что-то другое, может быть, для себя и непривычное…

- Во-первых, у артиста должна быть своя голова на плечах. Он должен понимать, что он сможет сделать, а что просто не потянет. И это божий дар, понимать это, уметь относиться к себе критически. Во-вторых, для этого существуют педагоги, которые должны подсказывать артисту. В-третьих, для этого есть руководитель, который должен грамотно распределять людей. В-четвертых, (улыбается), не надо, как говорится, из штанов выпрыгивать. Что ты можешь делать хорошо, то и делай, и тогда тебя хватит на десять, на двадцать лет достойной работы.

- Иерархия балетной труппы на сайте нашего театра выглядит так: исполнители ведущих партий, солисты, артисты балета. Как происходит рост артистов, каждый ли может стать солистом?

- Вы знаете, есть множество случаев, когда людей тянули в ведущие солисты. Они танцевали эти ведущие партии, но их хватало на год, максимум два. И все… Они накапливали травмы и теряли профессию. Им приходилось танцевать выше предела своих физиологических возможностей. Тут очень много зависит еще и от руководителя. От того, как он подведет молодого артиста к максимальным нагрузкам. К сожалению, сейчас в репертуаре нашего театра совсем не осталось спектаклей, на которых можно учить балетную молодежь, поднимать ее профессионально. Нет «Коппелии», «Привала кавалерии», "Чиполлино", "Кота в сапогах", нет концертной программы. Нет той же «Вальпургиевой ночи», на которой молодые танцовщики развивали гротескные способности. Перед тем как станцевать Пана - будь любезен, потанцуй-ка сатиров, поймай эту пластику. Был еще замечательный детский спектакль «Три поросенка», который развивал драматические способности артистов балета. Самый требовательный зритель - это ребенок, он сразу видит фальшь.



Балет «Три поросенка». Волк - Александр Цвариани. Три поросенка - Елена Чувилина, Сергей Тараторин, Александр Костин

Если ты выходишь в роли Волка, а ведешь себя в ней, простите, как поросенок, то дети это тут же поймут, и Волка уже не воспримут серьезно. На этом спектакле молодежь росла в актерской игре, развивала пластику. Как изобразить поросенка? Как взвизгнуть? Как пробежать? Это же все полезно. Зачем это снимать с репертуара? Да мы с этим спектаклем по всей области катались! Дети хохотали, были просто в восторге! А в театре говорят: «У нас нет задника». Так нарисуйте его! «Костюмы негодные». Ну, так шейте по одному костюму в неделю, в месяц, там персонажей-то двенадцать. Двенадцать костюмов. Из декорации там один задник, четыре кустика и два мухомора. «Ну, что ты лезешь, куда не надо!» - говорят мне. А я не могу не лезть, если я вижу, что хорошие, веселые, а главное - полезные, и для зрителя и для артистов, спектакли выбрасывают, не жалея из репертуара. Я, как и многие другие артисты, в этом спектакле работал, учился на нем. Вот потанцует молодой артист поросят, потом его можно и дальше двигать. Но сейчас этого нет - все хотят сразу быть принцами.

- Как складывается обычный день артиста балета, ваш день?

- В десять утра даю урок в филармонии артистам ансамбля танца «Урал» - занимаюсь с ними классическим танцем. Потом, в одиннадцать, ежедневный класс в театре. Далее - репетиции, и, если занят в спектакле, то вечером - спектакль.



Александр Цвариани в концертном номере «Гопак». Вариация Остапа из балета «Тарас Бульба»

- Каждый день, в течении всей жизни, занимаетесь не меньше часа в классе?..

- Да, конечно. А без этого никак. Иначе можно просто потерять профессию. Тело должно быть в постоянном тонусе, многие занимаются и в отпуске. Чем больше позволяешь себе отдохнуть, тем дольше и труднее потом входить в форму. Лучше уж из нее не выходить.

- В новелле «Бешеная балерина» (фильм «Кошечка») старая балерина твердит как молитву: «Талант ничего не решает! Жертвы, упорство, фанатизм и труд каторжный». Вы согласны с этим утверждением?

- Рудольфа Нуриева как-то спросили: «Как Вы относитесь к одаренному лентяю?» Он говорит: «Это печально». «А к бездарному работяге?» Нуриев отвечает: «А это - катастрофа». Возвращаясь к предыдущему вопросу. Если можешь ведущие партии танцевать, то танцуй. Не можешь ведущие - танцуй корифеев. Не можешь танцевать корифеев - иди в кордебалет. Это от многого зависит: и от школы, и от нагрузки, и от воспитания. От всего. Это такой симбиоз. Но без таланта - точно ничего и нигде не получится.

- Получается, что не из каждого ребенка обладающего средними физическими данными, при желании можно вырастить хорошего артиста балета?

- Конечно, нет. Конечно, не из каждого.

- Даже, несмотря на сильные волевые качества и невероятное трудолюбие?

- Даже, несмотря на трудолюбие. Артисты балета - это штучный товар, потому что не всем даны способности к балету. На всю страну артистов балета будет тысяч десять, ну пускай двадцать тысяч, а страна у нас - 146 миллионов. Конечно, кроме одаренности должно быть еще и трудолюбие, без него тоже никак. Для того чтобы стать солистом, человек должен восемь лет отучиться в училище, а потом еще десять, двенадцать, пятнадцать лет проработать в театре, постепенно приобретая необходимый опыт, набирая репертуар, освоив его технически.

ЛЕДОБУР АРТИСТА БАЛЕТА

- В 2002 году, если верить прессе, около оперного театра на вас напали четыре человека, которые нанесли вам ножевые ранения, после чего с большой потерей крови вы были доставлены в больницу. Можете рассказать об этом случае?

- (смеется) Только один был с ножом. Да никто и не знал, что я артист балета. Просто время такое было. Тогда еще ларьки стояли на автобусной остановке, что на Кировке. Мы с ребятами приехали с рыбалки. Один парень пошел в театральное общежитие, чтобы переодеться, а потом довезти меня на своей машине до дома. А я пока решил сходить за сигаретами. Так, в зимней рыбацкой одежде, с ледобуром на плече и пошел. Купил сигарет, выхожу, ко мне подходят.
- Закурить будет?
- Да, конечно, вот.
- А деньги есть?
- Да какие деньги, мужики, я с рыбалки только. Все деньги в прикорме выкинул.
И тут увидел, что в меня летит что-то блестящее. Я поднял руку. Кусок мяса с ладони вот так повис. Я сложился и понял, что если сейчас не отвечу, то меня тут и зарежут. Ну и махнул ледобуром по челюсти. Думаю, что ему хорошо прилетело - у ледобура ножи не закрытые были. Потом бегом в общежитие. Вот и все (усмехается).

- В новостях было сказано, что, так как вас не ограбили, то, скорее всего, нападение было связано с профессиональной деятельностью…

- Ну, это новости, Господи… Я помню, ругался тогда с этими журналистами. Меня директор вызывает. Я захожу в кабинет, думаю еще: «Зачем вызвали? Что я такого натворил?» А он: «Тут с тобой журналисты хотят поговорить». Подходят журналисты.
- Мы бы хотели обсудить нападение на Вас. Ответьте на пару вопросов, разъясните нам.
- А что тут разъяснять? Рядовой, бытовой случай, каких много. Зачем это раздувать? Неужели вам поговорить больше не о чем? Вот сегодня премьера спектакля «Дон Кихот». Девочка танцует премьеру (Елена Сусанова, тогда у нас работала, сейчас танцует в Екатеринбурге). Об этом писать надо. Ну как не стыдно вообще.

- Писали, что из-за этого случая были сорваны постановка «Дон Кихота» и премьера «Привала кавалерии»…

- Ничего не было сорвано (усмехается). Я должен был танцевать с Еленой Сусановой «Дон Кихот», но в связи с тем, что мне порезали кисть, пригласили артиста, и Елена станцевала с другим. Почему «Привал» туда же приписали - непонятно. «Привал кавалерии» я не танцевал из-за репетиционной травмы - разрыва связки плеча.

Окончание следует…

Балет, Александр Цвариани, Челябинский театр оперы и балета

Previous post Next post
Up