Библия, Иисус, мифы, откровения Иоанна, Евангелие от Фомы, ч.5

Nov 01, 2022 15:36


Часть 4

{11 И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч,}

В Торе и пророках не встречается подобного множества ангелов, служащих Богу, ведь ангелы в ней - это не некие "существа", а явление Бога людям (см. комм. к 1:17).

Тьмы ангелов упоминаются только в новозаветном послании Иуды 1:14, ссылающемся на апокрифическую книгу Еноха (именно там в 10 главе сказано о тысячах тысяч и тьмах тем), то есть, фактически, на мифы и легенды.

Характерно, что в небольшом по объему Новом Завете ангелы во множественном числе упоминаются в восемь раз чаще, чем в Ветхом - это дань языческому многобожию.

Редактор использовал подобные числа (то есть сотни миллионов и плюс еще миллионы, т.к. "тьма" или по-гречески "мириад", составляет десять тысяч), чтобы число ангелов превысило число войска из преисподней в 9 главе.

Впрочем, в Синайском кодексе написано "как бы голос", то есть первоначально речь не шла о том, что тайнозритель видит ангелов, а только слышит голоса.

{12 которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.}

Стоит заметить, что христиане намеренно составляли семеричные восхваления, это будет встречаться неоднократно.

Более того, например, имя "Христос" встречается в греческом каноническом тексте ровно семь раз (правда, в Синайском кодексе еще 6, а в русском синодальном переводе уже 10), что говорит об искусственности этих приемов, не имеющих никакого символического значения.



Глава 6

С этой главы начинают раскрываться тайны свитка в руке Бога, то есть тайны сотворения человека, а так же те проблемы, которые возникли при этом у его Создателя. Плотская природа человека, мало чем отличающаяся от животной, дурно повлияла на его нравственность.

Ведь сначала Творец планировал создать только растительноядных животных (Быт.1:29-30), но для равновесия в природе понадобились и хищные, и именно на них по плоти похож человек (больше на всеядного шимпанзе, не брезгующего даже поеданием себе подобных, чем на питающегося фруктами орангутанга).

Глубочайшая внутренняя, часто неконтролируемая готовность убить, отнять, приобрести власть над себе подобными, оставить потомство, все эти скрытые в подсознании инстинкты, они лишь маскируются с помощью достижений цивилизации, но тем не менее они никуда не делись.

Человек положил все силы на то, чтобы скрыть то дурное, что гнездится в нем, с помощью обычаев, традиций, табу, ритуалов, религий, морали, законов. Не избавиться, а именно скрыть, как скрывают грубые кирпичи и трещины в стенах под толстым слоем штукатурки и краски.

Издали и даже вблизи, самому человеку кажется, что все красиво и благопристойно. Но достаточно Богу или обстоятельствам жизни коснуться его кожи (не обязательно как Иова, иногда достаточно легкого удара), как штукатурка осыпается и открывается истинная его сущность, весьма неприглядная.

Несмотря ни на что, эксперимент Творца был продолжен - бесплотная душа сама по себе не способна ни к обучению, ни к развитию, ни к глубоким чувствам и переживаниям, поэтому всему должна научиться и усовершенствоваться, пока заключена в теле.

Ведь недаром почему-то не только христианство, но и другие религии утверждают, что нужно успеть сделать все на земле, потому что "там" уже ничего не изменишь и не исправишь.

"Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли... Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Еккл. 9:5,6,10).

Так что то, что христианство объявило падением и первородным грехом, на самом деле было необходимой и неотъемлемой частью великого эксперимента.

Человек с "травоядной" душой почему-то не устроил Творца, вероятно, он не был бы так умен, активен, энергичен и эмоционален, тратя основную часть энергии на переваривание пищи.

Каждое из четырех существ выпускает соответствующего ему всадника - символ того, во что превратилось конкретное свойство бесплотного и бессмертного Творца при перенесении на несовершенного плотского человека.

Четыре всадника - это четыре вида страстей, или на языке христианской религии - семь главных или смертных грехов:

1) гордость; 2) гнев; 3) плотские страсти и соблазны: сребролюбие, чревоугодие, блуд, зависть; 4) уныние (подробнее см. словарь Символов).

В Ветхом Завете им соответствуют четыре зверя седьмой книги пророка Даниила с семью головами на всех, а далее в Откровении их символизируют семь голов зверей из бездны и моря, означающие страсти, которые вырвутся из-под контроля после падения авторитета христианских церквей.

Смысл жизни человека - буквально созидание самого себя, то есть преодоление страстей и таким образом приближение к образу, задуманному Творцом.

Сами страсти не грех (тем более первородный), а естественная и необходимая часть души человека, оживотворяющая ее так же, как и добродетели, грех - потакание и служение страстям.

Если же обратиться не к символическому духовному смыслу пророчества, а его проявлениям в мире, отражающим параллельную эволюцию человеческого общества в социальном и материальном плане, этим четырем всадникам так же можно поставить в соответствие известные социально-экономические формации - рабовладение, феодализм, капитализм и нынешний глобализм (власть глобальных корпораций, грозящую окончательной гибелью всей планете).

Кстати, смена формаций всегда происходила одновременно с религиозными революциями: сначала язычество породило рабовладение, затем христианство - феодализм, возникновение протестантизма привело к рождению капитализма и империализма, и наконец, выхолащивание сути и смысла религиозной веры (пост-христианство) породило крайнюю форму пост-капитализма - глобализм.

Впрочем, первичность материального или духовного дискуссионна, возможно, эти пары возникали одновременно, взаимно дополняя друг друга.

* * *

1 И я видел, что {Агнец} снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.

Здесь и далее правильнее переводить: "услышал", "увидел".

В оригинальном тексте пророчества печати снимает не Агнец, а ангел (фактически сам Бог), поэтому следует читать "ангел".

2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить.

В Синайском кодексе: "и вышел он побеждающий и победил". На основании этого "победил" многие церковные толкователи приняли всадника за Христа, объединив его с всадником 19 главы.

Другие поняли его как полную противоположность - Антихриста (вот вам реальный уровень понимания Апокалипсиса).

Гордость. Всадника вызывает существо, символизирующее всевластие Бога (лев).

Чаще всего, осознание человеком каких-либо своих преимуществ и власти соблазняет его на еще большее их приобретение. Это может вести к положительным результатам - стремлению к совершенствованию, свершению великих дел, великодушию, но гораздо чаще толкает на путь порабощения других людей, ведет к гордыне, тщеславию, жажде неограниченной власти, эгоизму, презрению, высокомерию и несправедливости.

В иудаизме гордость называется корнем всякого зла, поэтому и стоит здесь на первом месте. Лук и венец победителя (не сказано, что он золотой) символизируют желание славы и власти над ближним и дальним, и готовность безжалостно устранить любого со своего пути.

Лук означает, что гордый убивает не собственноручно - достаточно метнуть взгляд или бросить слово: "Слово не стрела, а пуще стрелы разит". Гордость нерасторжима с лицемерием: "Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются" (Прит.11:9)

Всадник сидит на белом коне, символизирующем созидательную, но опасную энергию и волю, происходящую из животных инстинктов и страстей. Такой человек не может быть подобен Богу (человек создан по его образу, но не по подобию).

Заметим, что всаднику был "дан" венец, то есть сначала его у него не было, а был только лук. И венец этот был дан явно не Богом, а скорее его антиподом.

Человек возгордился, когда сам решил, что он "венец творения", и это усилило его страсти, желание первенствовать любой ценой и побеждать. Но сказано пророком: "Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость" (Прит.11:2). У Даниила гордость изображена в виде льва с оборванными крыльями, вставшего на ноги, как человек (Дан.7:4).

Этому всаднику соответствуют, с одной стороны, материальной и социальной, рабовладельческий строй и с другой, духовной, - язычество.

3 И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.

4 И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

Гнев. Этого всадника показывает существо, символизирующее всемогущество Бога (телец).

Могущество человеку не по плечу. Всякое противодействие своим планам и желаниям у плотского человека, осознающего свою силу и возможности добиться своего, мутит рассудок и вместо мудрой и спокойной рассудительности вызывает сильные, часто неконтролируемые эмоции: гнев, ярость, ненависть, жестокость, насилие, месть.

Если человек не может добыть желаемое убеждением и хитростью, он добудет его силой. В отличие от белого коня, символизирующего созидательную энергию, рыжий (πυρρος - огненно-красный) конь означает разрушение, уничтожение и господство путем физического и духовного насилия. Его цвет совпадает с цветом зверя из бездны, то есть он наиболее откровенно копирует свойства зверя.

Кстати, слова гнев и ярость часто применяются в Откровении по отношению к Богу, что совершенно неправильно, тут явная проблема адекватного перевода еврейского текста, а возможно сам Пророк не мог отрешиться от традиционных иудейских представлений о грозном и жестоком Яхве (что немудрено, учитывая трагическую историю евреев).

Но будет ли сердиться, скажем, программист на робота, действующего не совсем так, как он рассчитывал? Не скажет ли он, что да, это его ошибка?

5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

Имеются в виду "весы", но смысл слова "мера" тоже очень хорошо вписывается в контекст.

6 И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

В греческом тексте: "И услышал я как бы голос".

Сребролюбие, чревоугодие, блуд, зависть. Всадника показывает существо, символизирующее премудрость Бога (лицо человека).

Самым тяжелым следствием страстной, плотской природы человека являются вожделение, неумеренность, стремление к удовольствиям и комфорту, стяжательство и зависть, многократно усиленные наличием опять же плотского разума, готового пойти на все и оправдать все ради достижения желаемого.

Божественные разум, мудрость, бесстрастие и праведность, которыми желал наделить бесплотный Творец плотского человека, превращаются в нем в их противоположности - эгоизм, жадность, неограниченное сластолюбие, несправедливость и отсутствие чувства меры даже тогда, когда это ему самому грозит тяжкими бедами.

Начинается все с обмена произведенными изделиями, а кончается стремлением завладеть всем, до чего дотянутся руки, оставив ближнего умирать с голоду. То есть весы у всадника в руке - неверные. "Неверные весы - мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему" (Прит.11:1).

Голос от престола говорит о необходимости соблюдать меру, справедливость (твердая цена на зерно, позволяющая прокормить семью), но человек меры не знает и по большей части не в состоянии удержать свою страстную натуру. Именно не в состоянии, хотя Иисус у апостола Матфея утверждает, что может, просто он "раб лукавый и ленивый" (в греч. тексте - "злой и трусливый").

Да, он часто и лжив, и ленив, и зол, и труслив. Вот только человек хоть и далеко ушел от животных, получив разум и свободную волю, но плотская-то природа у них одинакова. Разница лишь в том, что вместо инстинктов в людей вложены страсти и желания, многократно усиленные теми же разумом и свободной волей, причем они могут быть такими же непреодолимыми, как и инстинкты, так как в большинстве своем происходят из базовых животных инстинктов, которые невозможно было изъять при сотворении человека без риска его неизбежного самоуничтожения. Чернота коня символизирует тьму бездны и тьму греха, а так же ослепление этой тьмой.

Елей и вино использовались для обработки ран, поэтому, скорее всего, это призыв к милосердию. Можно предположить, что речь идет о недопустимости обмана, подделки продуктов, но тогда это уже аллегория, а не символ. Кстати, голос раздается "посреди четырех животных", то есть, вероятно, это говорит сам Сидящий.

Заметьте, в случае третьего всадника сказано, что он имеет (ἔχων) весы, а остальным трем их символы власти даны (ἐδόθη). Почему? В указанных трех случаях человек сам дает этим страстям овладевать собой, а в случае чувства меры и справедливости - эти качества он имеет в своей природе, но искажает и заглушает страстями и извращенно используемым разумом.

Творец через пророков пытается напоминать ему об этом, но тщетно. Многочисленные исследования показывают, что не только маленьким детям, но даже многим животным присуще понимание справедливости, жалости и чувства меры, но человек, возомнивший себя разумным, постепенно теряет эти качества.

В последнее время люди, приобретая знания и совершенствуя свои мыслительные способности, одновременно стали окончательно терять стыд, совесть и чувство меры, как будто это вещи взаимоисключающие. Человек пошел по пути разума, присвоив себе гордое название Homo sapiens sapiens (да-да, по биологической классификации именно так, "дважды разумный" или разумный в квадрате!) и одновременно оставив в прошлом всю накопленную человечеством мудрость в безумной погоне за все новыми и новыми открытиями и приобретениями, уничтожая и природу и самого себя. Но "не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти" (Прит.11:4).

Этому всаднику соответствуют капиталистический строй и протестантизм, благословивший эти "неверные весы".

Часть 6

Церковь, Лев, Пророки, Весы, Апокалипсис, Тайные смыслы, Евангелие от Фомы, Иудаизм, Пророчества, Откровения Иоанна, Символы и знамения, Апостол Фома, Предсказания, Библейская история, Телец, Иди и смотри, Религия, Обучающие материалы

Previous post Next post
Up