1 На выходных мне посчастливилось побывать на праздновании 85-летия третьего по величине города Дальнего Востока - Комсомольска-на-Амуре. Даже сам путь туда оказался маленьким, но чрезвычайно приятным приключением. Чаще всего в город Юности попадают на своих автомобилях, чуть реже - на междугородних автобусах. Куда менее популярен ночной поезд: чрезвычайно медленный и с очень дорогими билетами. Увы, речные маршруты, как и воздушные - самые обыденные в советское время - превратились в совершеннейшую экзотику. И все-таки я отправился в Комсомольск именно по реке, название которой вошло в полное имя города, и отправился на новом быстроходном судне «70 лет Победы», в прошлом году сошедшем со стапеля Хабаровского судостроительного завода.
Регулярные рейсы «70 лет Победы» в настоящее время не выполняет, это был чартер. Отправлялся он от речного вокзала, где утыкаются своими носами в песок центрального пляжа шумные прогулочные и скромные дачные теплоходы «Москва» и «Заря». Непривычный силуэт нового судна резко выделялся на фоне обычных речных работяг.
2 Еще сильнее оказался контраст с точки зрения салона. Тут он куда ближе к самолетному, вызывая в памяти скорее широкофюзеляжные лайнеры, чем тесные скоростные речные суда: «Метеоры», в советское время ходившие по всему Амуру, и «Полесья», ныне курсирующие
между Хабаровском и Фуюанем. Компоновка салона в большей его части 2 + 3 + 2. Всего судно длиной 31 метр и шириной 6 рассчитано на перевозку ста пассажиров.
3 Кресла практически самолетные, только без привязных ремней, но со спасательными жилетами под сидениями. Увы, кресла несколько узковаты, при полной загрузке дискомфорта от локтей соседей, скорее всего, не избежать. Кроме того, наклон спинки не регулируется. Зато места для ног более чем достаточно. Подлокотники удобно складываются. Откидные столики имеют недостаточную жесткость - ноутбук на них не поставить. Чехлы кресел со стороны проходов трогательно украшены триколором Хабаровского края.
4 Система кондиционирования воздуха штатная - никаких колхозных импровизаций вроде нацепленных в салонах «Полесья» блоков бытовых сплит-систем. По обе стороны от входа с носовой части судна расположены прикрытые жалюзи багажные отсеки. Вместе с тем отсутствуют багажные полки над центральными блоками кресел, как в присной памяти Ил-96. В полах там и сям видны круглые люки, ведущие в трюм.
5 В центре расположена барная стойка. По всему салону развешены экраны, на которых большую часть времени транслировалось изображение с установленной на мостике видеокамеры, что только усиливало сходство с самолетом. Силовых розеток, увы, мало - для современного судна, на мой взгляд, это значительный недочет. В итоге заряжать свои ноутбуки и телефоны пассажиры могли только в баре и у двух туалетов на корме.
6 Внимательный глаз сразу найдет фотографию, на которой запечатлено посещение судна главой государства в прошлом году. Говорят, на китайцев, чья ментальность особо предрасполагает к чинопочитанию, этот снимок производит глубокое впечатление.
7 На китайцах вообще стоит остановиться подробнее. Находящиеся в каждом кресле инструкции по правилам безопасности на борту даны на трех языках: русском, английском и китайском. Дело в том, что «70 лет Победы» собирались эксплуатировать на коммерчески выгодной линии Хабаровск - Фуюань, и судно даже успело совершить четыре рейса. У китайцев новое быстроходное судно, выпущенное на Хабаровском судостроительном заводе, на голову превосходящее по степени комфорта «Лунтаны» (старенькие «Полесья», некогда приобретенные у российской стороны), произвело настоящий фурор. Столь сильный, что создалась угроза коммерческим интересам заамурских партнеров. Прежде всегда была сделана попытка арендовать судно за бесценок. После ее провала начали очень активно вставлять палки в колеса, сначала запугивая турфирмы и запрещая им отправлять своих клиентов на «70 лет Победы», а затем прямым текстам заявив об отказе принимать опасного конкурента. В общем, борьба за право нового судна выполнять рейсы в Китай сейчас в полном разгаре.
Для справки: билет из Хабаровска в Фуюань и обратно сейчас обходится туркомпаниям в 180 юаней, в рублях это на порядок больше.
8 Описание салона было бы не полным без такой вот приземленной детали. Однако, как известно, культура нации познается не только по Большому театру. С витальной точки зрения никаких нареканий к судну нет: туалеты просторные, аккуратные, все оборудование работает, как должно. На мой взгляд, не хватает разве что пеленальных столиков.
9 Пока судно шло малым ходом вдоль городской береговой линии, можно было покинуть салон и пофотографировать с носовой или кормовой площадок либо с открытой верхней палубы.
Здесь видна реконструкция набережной стадиона им. Ленина, сильно обветшавшей за долгие десятилетия без полноценного ремонта и значительно поврежденной
катастрофическим наводнением 2013 года. Ниже гостиницы «Интурист» в кадр попала так называемая Цветная лестница (на мой консервативный взгляд, жуткий моветон), вдали слева высится давно брошенная стройка на улице Фрунзе, так сказать, идеальный недострой, не имеющий пока иных перспектив, как еще долгие годы позорить город своим видом и лишним напоминанием о тех, кто выдавал разрешение на строительство.
10 Завершается монтаж нового колеса обозрения, пришедшего на смену пигмейскому прошлогоднему - с верхней точкой ниже уровня деревьев. Заодно можно получить некоторое представление о будущем облике набережной. Похоже, будут построены беседки по типу тех, что украшают береговую линию
Благовещенска.
11 На первой линии сразу за деревьями маячит реконструированный открытый бассейн, справа к которому пристраивают фитнес-клуб инвестора реконструкции. Судя по рендерам на заборе, о стилистическом единстве слитых воедино сооружений мечтать не приходится от слова «совсем». А жаль.
12 Со стороны реки ковш яхт-клуба визуально кажется лежащим на оси глубокой архитектурной долины. :) Но само здание яхт-клуба, несомненно, похорошело, несмотря на странноватое зеленое навершие.
13 Трудяги-краны речного грузового порта на фоне Казачьей горы.
14 Основание Хабаровской ТЭЦ-2, на момент пуска в 1934 году мощнейшей электростанции города, а ныне по сути выполняющей роль гигантской котельной. Тем не менее роль эта важная, без нее немалая часть центра Хабаровска оказалась бы зимой без горячей воды и тепла.
15 Пляж завода «Дальдизель» (давно уже канувшего в лету). Справа можно видеть водозабор нефтеперерабатывающего завода, а на заднем плане в верхней точке рельефа обращают на себя внимания два здания, стилизованные под неоклассицизм. По-моему, еще даже не законченные строительством. По крайней мере при взгляде с реки они производят самое благоприятное впечатление.
16 Сильно изменил свои очертания горизонт в северной части города.
17 Подходим к мосту через Амур - тому самому, что запечатлен на пятитысячной купюре. Тут команда попросила вернуться в салон - судно готовилось развить полный ход, а находиться при этом на палубе пассажирам запрещено по соображениям безопасности.
18 Вернувшись на свое кресло, я уткнулся в ноутбук, а когда выглянул в иллюминатор, меня посетило ощущение дежавю - впереди был все тот же мост. Мы возвращались. На пути в Комсомольск ухудшили прогноз погоды, что чревато повышенным расходом топлива, и «70 лет Победы» уже от воронежских сопок пришлось возвращаться для дозаправки. К моему удивлению, бункировались мы прямо с реки практически напротив центра города.
19 Оказалось, что баржи с цистернами, которые отлично видно из окон нашей квартиры, выполняют роль своего рода АЗС для речных судов. Это сооружение носит гордое имя БСТ-11. Бункировка заняла чуть более двадцати минут, после чего мы продолжили прерванный путь вниз по Амуру.
20 «70 лет Победы», построенное по проекту А45-2, является глиссирующим судном, подводных крыльев у него нет, только интерцепторы. Тем не менее оно развивает максимальную скорость в 70 километров в час, в чем лишь незначительно уступает судам на подводных крыльях (для «Полесья» максимум - 75 км/ч). При движении внутри салона достаточно тихо, никакого сравнения с ревом «Метеоров». Побочным эффектом является мощная волна, из-за чего запрещен полный ход вдоль береговых линий населенных пунктов.
21 Более того, скорость снижается и при сближении с другими участниками водного движения, за что нам часто приветственно махали руками с ходовых мостиков. Наверное, для реки с более густонаселенными берегами и интенсивным грузооборотом А45-2 казался бы не слишком удачным проектом.
22 Но он создан именно для таких условий - для рек со слабо развитой береговой инфраструктурой - и не нуждается в причалах. Благодаря своей конструкции, А45-2 может приставать практически к любому более или менее пологому берегу. В водоизмещающем режиме его осадка составляет всего-навсего 96 сантиметров, а в глиссирующем - и вовсе 60. При открытом люке легко убедиться, сколь неглубок трюм судна!
23 Несколько раз в пути мы делали остановки, чтобы курящие пассажиры могли потакать своей вредной привычке, а все прочие - подышать студеным речным воздухом и пофотографировать. Не стал писать еще и «размять ноги», так как для этих целей вполне пригоден и салон, он значительно просторнее самолетного.
24 На верхнюю палубу пассажиры могут попасть по лестнице с кормовой площадки.
25 Вид с реки на нанайское село
Сикачи-Алян. Справа вдали видна крыша культурного центра, слева вдоль берега тянется каменистая полоса, где и разбросаны валуны с древними петроглифами, сделавшими это село если не знаменитым, то уж во всяком случае широко известным.
26 Ваш покорный слуга собственной персоной в образе матерого морского волка. :)
27 Даже бурная амурская водица умеет обращаться в струящееся живое серебро.
28 Если на середине пути погода была просто отличной, то ближе к цели назначения она вновь стала портиться. «70 лет Победы» пришлось преодолевать то, что кто-то назвал бы сильным волнением, а кто-то - и настоящим штормом. Судно с честью прошло это испытание, а я, признаться, получил от прыжков по волнам искреннее удовольствие - будто на аттракционе побывал. Мои фотографии, к сожалению, плохо передают ощущение, поэтому для любопытствующих даю ссылку на снятое мною на телефон
короткое видео.
29 Впереди город Амурск, слева фланкированный Амурской ТЭЦ. Туда мы заглянули буквально на несколько минут, продолжив путь в Комсомольск, до которого оставалось уже совсем немного.
30 За мостом через Амур встает белая стена зданий города Юности, подножья которых скрыты гребнем невысокого острова.
31 У дебаркадера речного вокзала пришвартовано единственное рейсовое судно в этой части Амура - скромный «Ом-8», ходящий в расположенную практически напротив города Пивань.
Предполагается, что после завершения постройки в Хабаровске еще двух судов проекта А45-2, они выйдут на регулярные рейсы по нижнему Амуру - от Комсомольска до Николаевска. Пока же это невозможно из-за требований к наличию резервного борта. Другие имеющиеся суда никак не могут выступать в этом качестве из-за уникального сочетания характеристик «70 лет Победы»: пассажировместимости, отсутствия привязки к береговой инфраструктуре, дальности дневного перехода и т.д.
Насколько я понимаю, без выполнения регулярных рейсов «70 лет Победы» приносит своему владельцу - Хабводтрансу - только убытки. Вообще его эксплуатация существенно дороже, чем, например, у «Полесья». Другой вопрос, что это современное судно, построенное совершенно по другим стандартам и обеспечивающее пассажирам принципиально иной уровень комфорта, не говоря уже об упомянутом выше сочетании характеристик. Если все-таки суда А45-2 выйдут на линию Хабаровск - Комсомольск, то речной путь между крупнейшими городами края вновь станет самым удобным.
32 Мы пристали непосредственно к берегу. Дорога заняла без малого девять часов вместо шести расчетных. Но причиной стали дозаправка, отнявшая вместе с лишним крюком около полутора часов, заход в Амурск, несколько довольно продолжительных отрезков пути малым ходом в угоду пассажирам и сильное волнение на реке.
33 Поскольку я никуда не спешил и на 10 июня в городе не было намечено интересных для меня мероприятий, я получил от поездки на «70 лет Победы» без преувеличения огромнейшнее удовольствие. Уже ради одного этого стоило отправляться в Комсомольск-на-Амуре!