Давайте пойдем от обратного, и возьмем за основу достаточно расхожее мнение, согласно которому причиной всего является именно Бог.
Какую картину происходящего мы получим в этом случае? Что мы увидим на полотне мироздания, если будем исходить из того, что всё сущее появилось исключительно в результате действия единственной первопричины, - Бога? Подчеркну, не единого Бога, а единственного, то есть одного Бога? Картина получится противоречивая.
Мы должны исходить из того, что Бог является Абсолютом, игнорирование этого факта, неизбежно приводит к попыткам обусловить Бога, ограничить его концептуально, свести к фиксированному набору атрибутов, или, что совсем недопустимо, приписать ему пару-тройку человеческих качеств.
Во избежание такого искажения предлагается не пытаться рассматривать Бога как Абсолютную реальность, - «в лоб» это сделать невозможно, - а рассмотреть Его проявления, и те последствия, которые возникают в результате таких проявлений.
Говоря о Боге, мы говорим о нём как о личности, и Бог, выражая себя как личность, проявляет свою волю (
см. Воля выбор, предназначение 1 часть).
Будучи Абсолютом, в данном случае Абсолютом воли, Он должен делать это абсолютным образом.
Воля абсолютного, во всех смыслах, Бога не будет ничем обусловлена, - ничем ограничена, а значит она будет действовать тотально, то есть касаться всего, и будет в своём проявлении выражать суть Божественного совершенства.
Очевидно, что подобное действие совершенной воли, исключает наличие какого-либо несовершенства, и не подразумевает действия любой другой, несовершенной, воли, выражающей себя неабсолютным образом.
Через постулирование одного Бога, как единственной беспричинной причинности, мы оказываемся в крайне любопытной, но не имеющей никакого отношения к реальности ситуации, - ситуации тотальной диктатуры совершенства Бога, когда воля совершенного Создателя совершенным же образом проявляет себя во всём мироздании.
Одиночный Бог находится в полной зависимости от самого себя. Он не может быть причиной ничего, кроме самого себя; в этом случае, на полотне мироздания не будет отражено никого и ничего, кроме Бога.
Бог не может выразить себя небожественным образом; что бы не делал такой Бог, результатом всегда будет только Бог.
И что же нам делать? Как выходить из этой ситуации?
Когда мы говорим о том, что Бог абсолютен во всем, в том числе и в проявлениях своей воли, мы должны допускать действия этой воли и в адрес самого Бога, а это значит мы допускаем возможность самоограничения Бога.
Ради чего Бог может пойти на самоограничения? Ради того, чтобы выразить себя во всей полноте, то есть ради появления отношений; сам факт полноценных отношений подразумевает наличие равного участника отношений; личностные отношения могут стать межличностными только при участии равных личностей.
Личностным выражением Бога-Отца является Вечный Сын, ведь отцовства без сыновства не бывает, и именно Сыну Отец посвящает Абсолют личности.
Помимо этого, полнота выражения Бога означает, что он будет выражать себя не только на личностном, но и на неличностном (энергетическом) уровне, и Бог становится эталоном для Острова Рай, самого исполинского и единственного неподвижного тела в мироздании, - Абсолюта неличностной (энергетической) реальности.
Личностную и неличностную реальности надо согласовывать и задачу согласования Абсолютов двух этих реальностей, а именно Вечного Сына и Острова Рай, решает Бесконечный Дух, - Абсолют Разума.
Проще говоря, Бог, идя на самоограничения, начинает строить отношения и выражать себя в адрес равных, и через такие отношения с равными обретает способность выражать себя и в адрес всего творения.
Полноту таких отношений Бог обретает в Троице (
см. Кто сотворил Бога).
Троица и является единственной беспричинной причинностью в мироздании, то есть Первопричиной, является не Бог, а отношения, в которых принимает участие Бог.
Далее. Если мы решаемся пуститься в непростое, но очень благодарное путешествие, по поиску «беспричинной причинности», то мы должны искать не моно-центр, мы должны искать отношения.
С точки зрения ребенка, он сам является единственной причиной, которая определяет всю его реальность.
Но когда ребенок подрастает, он осознает, что является следствием причины более высокого уровня, и эта причина, - отношения его родителей, - тогда первопричиной возникновения всей его реальности становятся его отец и мать.
По мере дальнейшего взросления к ребенку приходит понимание того, что и у его родителей то же были родители - его бабушки и дедушки, - между которыми были отношения, и действие первопричины переносится на следующий уровень. Мы очень похожи на такого ребенка…
Пытаясь взрослеть, мы поднимаемся в своем осознании к причинности Абсолютного уровня, и заявляя его монотеистический характер, сталкиваемся с рядом неразрешимых противоречий.
Первое противоречие: если первопричина, есть Абсолют, то она должна быть причиной всего, то есть в ней должно быть всё.
Но если там есть всё, то там невозможно достижение чего-либо, то есть, в реальности, где действует абсолютная первопричина, невозможно развитие, невозможен рост. И тем не менее, все эти феномены мы наблюдаем и в своей жизни, и во всем доступном нам для наблюдения мироздании.
И второе противоречие: если первопричина есть Абсолют, то невозможно объяснить появление несовершенных последствий действия такой совершенной причинности, но такие следствия имеют место быть, это, например, наша реальность.
Оба эти противоречия разрешаются в допущении, что в результате выражения первопричины, могут появляться причины более низкого уровня (порядка), которые будут действовать не как Абсолюты, а как суб-абсолюты, и не в совершенной реальности, а в суб-совершенной реальности; в реальности, где совершенство можно будет обретать, где будет возможно и развитие, и достижения, и рост. (
см. Почему Бог создал Рай и не остановился?)
Можем с уверенностью сказать, что, если после действия определенной Причины возникает необходимость запускать процессы развития, - эволюцию, например, - это означает, что за причиной возникновения такой реальности стоит Причина ниже уровня Абсолюта; в этом смысле Бог не является прямой причиной возникновения нашей реальности, где возможны и развитие, и достижения, и рост. (
см. Кто же сотворил наш мир?)
Подводя итоги, мы можем сформулировать некоторые качества Первопричины: - она должна иметь характер Абсолюта, то есть действия такой причины должны сказываться на всех уровнях реальности; - она должна иметь возможность выразить себя в отношениях (Троица); - иметь способность производить причины второго и более низкого порядка.
Действие причины второго порядка не прерывает действие Первопричины уровня Абсолюта - Троицы.
Перейти на мой сайт. Философские беседы. Разговор на самые важные темы.Добавить в друзья в ЖЖ