Распятие. Концепции Бога. Кто был распят на Кресте. Смыслы Креста.

Apr 08, 2023 19:00

В первой части мы обсудили концепцию "искупительной" жертвы.
Во второй части мы ответили на вопрос: «Где был Бог?» и восстановили фактологию смерти Иисуса на кресте.
Третья часть посвящена смыслам креста Иисуса.

Концепции Бога.

Если мы возьмемся перебирать основные Библейские представления о Боге и попытаемся соотнести эти представления с идеей жертвенного искупления, то неизбежно будем приходить к неразрешимому противоречию.
Даже если абстрагироваться от идеи Бога - любящего Отца, и представить Бога, как справедливого Судью или мудрого Царя, то вряд ли такому Богу понравилась бы идея замены виновного грешника на невинного праведника.
Единственный вариант Бога, которого устроило бы подобное развитие событий, это бог «счетовод-садист», который сидит где-то там наверху, заглядывает ко всем под одеяла, регистрирует грехи, готовит воздаяние, а потом ожидает невинной крови, чтобы снизойти до прощения.
Верить в такого Бога не хочется, мечтать о таком Отце не возникает никакого желания; стремление к нему становится абсурдной затеей.
Иначе как пародией на бесконечный и любвеобильный характер Бога идею жертвенного искупления назвать нельзя.
Бесконечная любовь Бога - превышает всё в Его божественной сущности; любовь Бога, как проявление, первично, относительно остальных проявлений Бога, именно поэтому: «Бог есть любовь».

Кто был распят на Кресте.

За всё время истязаний Иисус не выказал никакого раздражения глумящейся толпе, той толпе, которая за пять дней до этого триумфально встречала его вступление в Иерусалим. У него не было ненависти к Пилату, брезгливости к Ироду, раздражения и негодования в адрес синедриона; Иисус не осуждает Римских солдат, исполняющих приказ, и не одергивает издевающегося над ним вора.
Отношение любви и милосердия составляли саму суть его жизни и именно поэтому во время его трагической смерти они проявились с такой пронзительностью и мощью. 
Только милосердие могло заглушить естественную реакцию человека на весь ужас происходящего, и только любовь могла дать силы не сорваться в проклятье.

Иисус любил человека и служил человеку:

«…Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить …». (Мф. 20.28)

И он продолжал служить человеку до последнего вздоха…
Один из двух распятых воров, не принимает Иисуса, бранится на него, издевается и ерничает: «Если ты Сын Бога, то почему не спасешь себя и нас?».
Второй принимает Иисуса и обращается к нему с просьбой: «Помяни меня, Господи, когда придешь в царство твое».
Ответ следует незамедлительно: «Истинно, истинно говорю тебе сегодня, что однажды будешь со мной в Раю».
Крест Иисуса стал высшим и окончательным выражением его милосердия к людям и итоговым олицетворением его служения всему человечеству.

Иисус открыл для нас новую философию спасения. Он не принял и не поддержал идею изначальной греховности человека.
Иисус ни разу не упомянул и, тем самым, похоронил нелепую историю с первородным грехом, указав лишь на младенческое несовершенство детей Небесного Отца.
Дети Бога не должны покупать спасение, им не надо ублажать Отца или стараться ему угождать, сынам (дочерям) Бога надо стремиться быть похожим на Отца, - уподобляться Богу.
Уподобляться Богу легко, ведь Он - Источник всего, а Источник только отдает. Поэтому и звучит у Иисуса:
«…блаженнее давать, чем принимать» (Дн.20.35).
Уподобляться Богу значит делать то, что делал Иисус, - любить своего Небесного Отца и служить своим братьям.
Иисус освободил нас от прошлого, - изначальной греховности, - и открыл нам дорогу в будущее; он избавил нас от ощущения космического сиротства и раскрыл перед человеком его Божественное предназначение.
Крест - это не напоминание об искуплении прошлой вины, это призыв сегодняшнего дня искать свое место в будущей жизни.

"Я есть Путь, Истина и Жизнь" (Ин.14.6)
- Путь от человеческого к Божественному, через проживание истины Богосыновства, и выход на обретение вечной Жизни.

Иисус научил нас новому отношению ко злу:

«А Я говорю вам: не противься злому». (Мф.5.39)
«А Я говорю вам: любите врагов ваших…» (Мф.5.44).

Вместо того, чтобы бороться со злом, и тем самым афишировать зло (это ап. Павел), Иисус призывает нас спасать злодея, именно поэтому у него звучит: «подставь другую щёку», «отобрали плащ, - отдай одежду», «заставили нести версту, - неси другую».
Он хочет, чтоб в подобных ситуациях мы брали инициативу на себя и понуждали злонамеренного человека продолжать свои действия; злодей должен сам осознать никчёмность своих поступков и остановился. Таким образом зло начинает идти по пути собственного банкротства.

Иисус Назарянин раскрыл нам Бога, как любящего Отца, и определил наш вселенский статус сынов Бога:

«…да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5.45)

Сыны одного Отца, - братья. Иисус призывает нас объединяться в духовное братство вероисповедальных сынов Бога, - братство, где правит любовь:

«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими». (1Ин 3:1)

Только братья, объединившись в семью своего любящего Родителя, могут искренне и совершенно осознанно сказать: «Отец, моя воля в том, чтобы исполнилась воля Твоя», - это и заповедовал нам Иисус, - исполнять волю Бога.

«Вы - друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам». (Ин.15.14)

Как Сын своего Небесного Отца, и как наш Земной брат Иисус остался верен истине любви к человеку, - и пошёл на крест…
На кресте был распят Бог, Сын Бога, любящий всех человек, наш брат, а ещё твой и мой друг…

Смыслы Креста.

Если мы хотим вникнуть в смыслы того, что происходило в тот трагический день в Иерусалиме нам стоит обратить внимание не столько на муки, через которые прошёл Иисусу, - ужас физических страданий очевиден, - сколько на его отношение к своим истязателям и палачам.
Посмотрите, что происходит: его осуждают, а он любит, его истязают, а он любит, его распинают, а он любит и просит простить своих мучителей…
Когда его подняли на крест, табличка над его головой гласила: «Иисус Назарянин - царь евреев», - но разве так умирал бы «царь», распинаемый своими поддаными?
Разве приговоренный к смерти «господин» не обрушился бы с гневным осуждением на своих слуг, и разве несправедливо осужденный человек не имел бы право разразиться проклятьями в адрес своих судей?
Какие нам ещё известны примеры человеческих отношений, в которых недопустимо осуждение и гнев, где оступившимся протягивают руку, а на исправление дается время. Там не отрекаются даже от проклинающего, а его раскаяние означает прощение.
Только там нас всегда ждут, терпят, прощают и любят, любят, любят, - это семья.
Те, кто судил его, и те, кто распинал его оставались для него братьями, - детьми Небесного Отца; он продолжал любить их, и не думал ни о чем кроме их спасения.
Крест Иисуса окончательно перевел связь человека и Бога в плоскость семейных отношений, где реакция на всё - любовь.
Благодаря силе своей любви, Иисус сумел сокрушить власть несправедливости, осуждения и мести, - власть всего того, что правит миром вне семьи.
Безусловное понимание и милосердное прощение, как основные добродетели семейных отношений сносят все заборы, разделяющие человечество на близких и далеких, своих и чужих, друзей и врагов.

Мы готовы принять, как идею, готовность отдать свою жизнь за друзей, но идея отдавать свою жизнь за врагов выходит за рамки нашего понимания; даже порассуждать о том, что наш враг, - это наш брат, такой же как и мы, сын нашего общего Отца, получается у нас с трудом. Но мы люди, а Иисус - Бог…

Иисус любит всех нас не за «что-то», не за наши религиозные старания, и уж тем более не за умозрительное согласие с догматикой его церкви, а за то, что мы его семья, - мы его братья и сестры.
Иисус не жертва Бога, он откровение Бога, выраженное для нас в беззаветной любви и преданном служении.

Итоги подведем завтра...

Перейти на мой сайт.
Философские беседы. Разговор на самые важные темы.
Добавить в друзья в ЖЖ

Previous post Next post
Up