Часть 1. Буква и дух учения Иисуса Назарянина. Часть 2. Вера Иисуса. Часть 3. Иисус - человек. Часть 4. Религия Иисуса. Самозабвение и преданность любви.
Чтобы описать суть религии Иисуса, мы решили обозначить его позицию по следующим вопросам: Новая Заповедь, Воля Бога, Служение, Отношение ко злу и злодею, Прощение, Спасение, Молитва, Отношение к богатству, Отношение к женщинам.
У Иисуса все теологические построения разворачиваются вокруг идеи Небесной семьи - духовного братства вероисповедальных сынов Бога, и определяются логикой семейных отношений.
«….кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». (Мф. 12.50)
Иисус исключил все варианты покидания человеком такой семьи - его отпадения от Бога, - и рассказал нам об этом в своих притчах.
Заблудшая овца не намеренно отбилась от стада, но пастырь идёт искать её ещё до того, как она начинает блеять в ночи, и радуется, когда её находит. (Притча о блудной овце: Мф.18.12-14).
Монета, нечаянно слетевшая с ожерелья у женщины, исчезла под слоем мусора и пыли обыденной суеты, но хозяйка выметает весь дом, чтоб обнаружить её, а найдя, собирает подруг и соседок, чтоб поделиться радостью. (Притча о потерянной монете: Лк.15.8-10).
Блудный сын осознанно покидает свой отчий дом, но, решив вернуться в семью в качестве слуги, встречает радостный и тёплый приём отца, который не хочет в нем видеть никого, кроме своего сына (Притча о блудном сыне: Лк.15.11-32).
Родительское участие - основа семейных отношений, тех отношений, в которых реакция на всё - это любовь.
Иисус даёт нам «Новую заповедь»:
«Вы должны любить друг друга так, как Я любил вас» (Ин.13.34).
Нам предстоит ещё раз вернуться к мысли о том, что Иисус был двуединой личностью: он был и человеком, и Богом, отсюда - и его двойственное отношение к любви: человеческое - это братская любовь, и Божественное - любовь Отеческая.
Как двуединая личность он выражал себя и в братской любви, и в Отеческой заботе, и объединенно - в преданной дружбе.
Иисусу было недостаточно, чтобы его последователи являли собой только братскую любовь, - к этому уже призывал и закон, и пророки, - он хотел, чтобы они начинали проявлять зачатки отеческих чувств: смотрели на людей так, как смотрит на своих детей любящий отец, и заботиться о них так, как заботится милосердный родитель.
Последователи Иисуса способны быть духовными «отцами» тем своим братьям, которые ещё находятся в возрасте «духовной беспомощности», и обязаны способствовать их рождению в духе.
Очевидно, что преданность родительскому чувству превосходит приверженность братским отношениям.
Именно преданность отеческой любви побуждала Иисуса творить добро в ответ на несправедливость; последовательной, непрекращающейся, настойчивой любви отца нечего противопоставить даже злонамеренному дитя.
Именно в контексте реализации отеческой любви и надо рассматривать призыв Иисуса:
"Будьте совершенны, как совершенен Отец..." (Мф. 5.48)
Иисус предлагает нам совершенствоваться в проявлениях духовного отцовства, а не заниматься бесконечным набором положительных качеств; требование соответствовать абсолютному совершенству вечного и бесконечного Бога даже звучит абсурдно.
...воля Бога.
Воля Отца Небесного не может транслировать на нас эгоистический призыв: «спасайтесь», наше спасение - зона действия Его родительской заботы, но в жизни его Сына - Иисуса Назарянина - прозвучал другой призыв: «спасайте», содействуйте рождению в духе ваших братьев и делайте это из любви к Отцу и уважения к Семье, а не из-за страха перед ним и не из желания подчиняться его довлеющему присутствию.
Иисус на кресте не спасался, а спасал...
...служение.
Стремление служить людям рождается из понимания детского несовершенства их духовной природы; именно несовершенства, а не греховности.
Отец Небесный опекает всех своих детей; его забота нелицеприятна, она не допускает пренебрежения или диктата.
Старшие братья и сестры - те, кто родились в духе, - хлопочут о «малышах», и все вместе трудятся над тем, чтобы младшие братья и сестры могли проявить свои таланты - раскрыть Божественный потенциал:
«Говорю вам истину: то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25.40)
Братское служение способствуют обретению человеком духовных ценностей, но эти ценности должны возникать для него не из рассказов о «сокровищах Царства», а из наблюдения тех людей, которые живут в соответствии с ценностями духа, у которых слова не расходятся с делом, которые являются носителями Иисуса, а не его переносчиками.
Такое служение в духе есть посвящение «плодов духа»; посвящение плодов духа другому человеку приводит к его рождению в духе; служение другому человеку - это братская исповедь перед ним.
В таком исповедальном служении и прожил свою жизнь Иисус Назарянин.
Смыслом служения Иисуса было раскрытие Бога человеку и приведение человека к Богу.
...отношение к злу и злодею.
«А Я говорю вам: не противься злому». (Мф. 5:39)
Иисус никогда не акцентировал внимание на зле, и, тем более, не призывал бороться со злом, прекрасно понимая, что подобные призывы только афишируют зло.
Иисус видит в человеке Божье создание и братскую сущность, поэтому он идёт сквозь грех, доходя до самого человека, и обнимает его своей любовью; Любовь Иисуса покрывает грех:
«...любовь покрывает множество грехов» (1Пет.4.8)
На самого же Иисуса грех не действует - он безгрешен, а это значит, что тот, кто принимает любовь Иисуса, выходит из-под власти греха и может искать лучшие пути:
«...Христос пришёл, чтобы убрать грехи, в Нём же Самом нет греха» (1Ин.3.5.)
Иисус игнорирует то, что было с человеком до встречи с ним; вряд ли мы узнали бы что-то о Марии из Магдалы, если бы Иисус принял во внимание её прошлое.
В прошлом со злом сделать уже ничего невозможно: любовь Иисуса освобождает человека от прошлого, а значит - раскрывает перед ним будущее.
Побеждая зло, Иисус начинает спасать злодея:
«Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». (Мф. 5:39)
- и далее там же: если у тебя «отобрали плащ, то отдай всю одежду» (Мф.5.40), а если «заставили нести версту - неси другую» (Мф.5.41).
Иисус хочет, чтобы в подобных ситуациях его последователи брали инициативу на себя, понуждая злонамеренного человека продолжать свои действия, чтобы он, через это продолжение, осознал неправоту своих поступков и прекратил их; таким образом, зло начинает идти по пути собственного банкротства.
...прощение.
Иисус не отвлекался на «осуждение - прощение», для него прощение было само собой разумеющимся актом Божественного присутствия, но он хотел бы, чтобы в отношениях между братьями имело место прощение любви, а не прощение милосердия:
«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец...» (1Ин. 4.20)
Прощение милосердия как бы отодвигает поступок в сторону, поступок больше не стоит между нами и человеком, а значит, мы не настаиваем на обвинении и не ждём наказания - так прощают братья.
Другое дело - прощение любви, которое уничтожает грех, а вместе с ним исчезают и все вытекающие из греха слабости человека - так прощают отцы, и так прощает Бог.
Детям не нужно добиваться прощения, искупать вину или выслуживаться перед родителями, чтобы сменить их гнев на милость, во всяком случае этого не требует Небесный Отец, для него наше покаяние и означает прощение; но такое прощение становится реальным опытом нашей жизни с того момента, когда мы начинаем прощать других людей:
"Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный". (Мф.6.14)
Иисус отказывается от осуждения, и, прощая нас с любовью, спасает от любых попыток осуждать:
"Не судите, да не судимы будете". (Мф.7.1-2).
Мы не можем дать человеку больше того, что ему дал Бог, мы не можем опекать его лучше Бога и вразумлять так, как это делает Бог, по всем этим «позициям» мы только помогаем Богу... ...или мешаем, думая, что помогаем.
Но как же нам поучаствовать в духовном становлении человека, в обретении им способности откликаться на Божественную любовь и самому любить? Только одним способом - прощать; кому мало прощается - тот мало любит...
И прощать надо не до семи раз «...но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18.21-22), - прощая человека, мы уподобляемся Богу.
...спасение.
Спасение человека было для Иисуса исполнением воли Небесного Отца и означало рождение человека в Духе:
«Рождённый от плоти есть плоть, а рождённый от Духа, есть дух» (Ин.3.6.)
Сам процесс рождения от Духа, по сути, есть процесс одухотворения проживаемой нами жизни, - привнесение в неё ценностей Духа, - а это и есть уподобление Богу, который «...есть Дух» (Ин.4.24).
Спасение по Иисусу возможно только через обретение Богоподобия; вечную жизнь обретает только тот, кто уподобляется вечности, - начинает жить по законам Духа.
Обозначая для нас такой путь спасения, Иисус требует от нас настойчивости и преданности, но никак не жертвы; в сознании жертвы не может родиться то беззаветное чувство, которое способно превратить служение другому человеку в высшую радость.
Живущие по законам Духа и есть духовные братья - вероисповедальные сыны Бога.
...молитва.
Мы почти ничего не знаем о молитвах Иисуса; до нас дошла, и то с искажениями, только одна молитва, автором которой доподлинно является Иисус, это «Отче наш» (Мф.6.9-13), но мы можем составить представления о том, как молился Иисус, и к какой молитве он нас призывал.
Во время путешествия по Самарии женщина у колодца Иакова (Ин.4.20-24) спрашивает у Иисуса, где же им молиться, на этой горе или в Иерусалиме? Иисус ей отвечает:
«...поверь мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин.4.21)
И продолжает:
«...и наступило уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся ему должны поклоняться в духе и истине». (Ин.4.23-24)
Очевидно, что Иисус уничижает все попытки обусловить молитву каким-либо специальным местом, вымученным текстом или заранее спланированным ритуалом.
Дух - самая динамичная реальность, он «дышит где хочет» (Ин.3.8) и Иисус призывает входить в созвучие с этой реальностью и не пытаться её локализовать для дальнейшего использования.
Поиск или создание таких «локаций» есть расслабляющая иллюзия, рождённая в попытке привязать контакт с вечным и бесконечным Богом к географической координате во времени или пространстве.
Иисус почти никогда не молился за себя и это даёт нам основание определенно отличать молитву рождённого в духе вероисповедального Сына от молитвы нерождённого в духе дитя.
Сын никогда не молится за себя и ничего для себя не просит; он уже всё получил от Отца из того, что необходимо для ответственного, радостного и смиренного проживания этой жизни во плоти, и получил с избытком.
В отличии от Божьего дитя, которое, проявляя духовную незрелость, досаждает Отцу своими эгоистическими или не совсем разумными просьбами; в молитве таких детей нет сопричастности сыновству и нет выражения братства.
Но на все просьбы Отец даёт разумный ответ:
«Какой из вас отец, когда сын просит у него хлеба, подаст ему камень? Или когда просит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? (Лк.11.11)
Иисус призывает проявлять настойчивость в духе, а значит, и настойчивость в молитве:
«Просите и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» (Мф.7.7)
Иисус никогда не молился в голос и не призывал к такой форме моления; молитву в Гефсимании и молитву на кресте (Пс.21) скорее можно отнести к исключениям, чем к правилу.
Он не признавал публичные молитвы:
«Но Он уходил в пустынные места и молился» (Лк.5.16)
И наставлял своих учеников:
«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6.6).
Под эти ограничения не попадает, пожалуй, только молитва благодарения.
...отношение к богатству.
Иисус никогда не возражал против богатства, он возражал против любви к богатству; он категорически не принимал тот статус благополучия, при котором богатство становится угрозой вечному существованию человека и ставит под сомнение его духовную целостность.
А это происходит всякий раз, когда человек начинает работать на богатство, а не наоборот, то есть, когда он тратит свою жизнь на обслуживание богатства, его сохранение, приумножение и т.п.
Но если человек исполняет наказ: «...собирайте свои сокровища на небе» (Мф.6.20), то вряд ли ему помешают богатства на земле.
...отношение к женщинам.
Наиболее поразительным аспектом учения Иисуса было его отношение к женщинам.
В те времена мужчине не полагалось приветствовать в общественном месте даже свою жену; женщин не пускали в основные помещения синагог, ограничивая их присутствие отдельной галереей.
Иисус открыто заявлял, что все мужчины и женщины в равной степени являются сынами и дочерями Бога.
В последние периоды жизни Иисуса, во время его проповеднических путешествий, женщины уже полностью брали на себе заботу о больных и, наряду с мужчинами, проповедовали Благую весть.
Достаточно вспомнить, кому Иисус впервые раскрыл свою Божественную природу (Ин.4.25), кто стоял у креста Иисуса в последние минуты его жизни и кому он в первую очередь явился после своего воскресения - все это были женщины.
Христианство лишило себя колоссальной поддержки, запретив женщинам возвещать Евангелие спасения с церковных кафедр, и сегодня мы фактически вернулись в те времена, когда расхожим мнением было: «лучше сжечь слова закона, чем передать их женщинам».
Дискриминация женщин, ограничивающая их в праве наравне с мужчинами возвещать Евангелие Царства об Отцовстве Бога, сыновстве человека и всеобщем братстве, является чудовищным искажением Христианской традиции, отдаляющее её от Иисуса, и низводит её до положения примитивного верования.
Итоги:
Иисусу удавалось с такой полнотой раскрывать людям Бога и посвящать им любовь Небесного Отца благодаря тому, что он делал это самозабвенно:
«...не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин.5.30)
«...не от Себя говорю...говорю как сказал мне Отец» (Ин.12.49-50),
«Отец, пребывающий во мне, творит дела» (Ин.14.10)
Сохранять преданность Богу означает - сохранять преданность его любви к своему творению и к человеку, как части этого творения.
Именно вера в человека и преданность любви к нему нашли своё пронзительное звучание в молитве за своих палачей:
«Отец прости им, они не ведают, что творят». (Лк.23.34)
Даже те, кто распинал его, не переставали быть членами его Небесной семьи, его братьями, и он просил за своих заблудившихся братьев.
Что с нами сделала эта жизнь, почему мы перестали (перестаём) любить людей?
Что эта жизнь сделала с Иисусом - мы знаем, она распяла его на кресте, но он не перестал любить человека, а мы....
Религия Иисуса - это религия исполнения воли Бога и преданности любви к человеку.
Мы можем проповедовать религию об Иисусе, но религию самого Иисуса можно только проживать.
Евангелие от Иисуса:
«Все мы дети одного отца, и поэтому все мы братья»,
- и есть жизнь во всей её полноте.
Перейти на мой сайт.Философские беседы. Разговор на самые важные темы.Добавить в друзья в ЖЖ