Часть 1. Буква и дух учения Иисуса Назарянина. Часть 2. Вера Иисуса. Часть 3. Иисус - человек.Часть 4. Религия Иисуса.
Часть 5. Религия Духа.
Разговор о Религии Духа мы вынуждены начать с обозначения тех очевидных просчётов, которые допустили ранние последователи Иисуса Христа, искренне желающие сохранить, укрепить и распространить его учение.
И вновь, уже в третий раз, мы возвращаемся к положению о том, что Иисус был Богочеловеком, и вот почему: потеряв Иисуса - человека или ставя под сомнение его Божественное происхождение, мы лишаем себя возможности наблюдать то величайшее достижение, которое он продемонстрировал нам своей жизнью, конечно, речь идёт о возрастании в вере.
Иисус рос в своей вере от детского трепета перед Богом до осознания полноты своей связи с Небесным Отцом; мы стоим на том же пути.
К великому сожалению, в единственно признанном источнике, описывающем жизнь Иисуса, отсутствуют больше половины прожитых им лет, а это были как раз те самые годы, в течение которых ребёнок из ничем неприметной Назаретской семьи осознал и раскрыл в себе Божественную природу.
Постепенное восхождение от человеческого к божественному стало достижением смертной жизни Иисуса Назарянина, и, благодаря этому, он стал тем живым мостом, который Отец наш Небесный перекинул для нас из времени в вечность, от человека - к Богу.
Вот как сейчас выглядит этот мост: «человек», - далее - связующее звено - «человек Иисус - Иисус Бог» и, далее, - «Бог».
Мост между человеком и Богом был всегда, и путь по этому мосту проходили многие, но не все... Связующее звено «Иисус» делает этот путь доступным для каждого.
Иисус выполнил наказ своего Отца: из доверенных ему он не потерял ни одного...
Самым большим просчётом, который совершили ап. Павел и его соратники, стало построение нового религиозного учения исключительно вокруг личности Иисуса.
При жизни Иисус воспринимался учениками, как человек, обладающий религией, после смерти и воскресения Божественный Христос в одночасье сам стал религией.
Такое чрезмерное подчёркивание личности Иисуса привело к тому, что Евангелие спасения было отодвинуто на второй план; Иисуса превратили в религиозный символ, а его учение стало частью прославления этого символа, в результате Евангелие Иисуса оказалось в тени фигуры символического Христа.
Вместо того, чтобы возвещать благую весть об Отцовстве Бога, сыновстве человека и всеобщем Братстве, христиане до сих пор усердно подчёркивают значение самого Иисуса, они подчёркивают значение того, кто сделал самозабвение главным условием исполнения воли Небесного Отца, того, кто каждой минутой проживаемой жизни подчёркивал свою скромную роль в донесении до нас Откровения пославшего его Отца.
Такой перенос внимания с учения Иисуса на его личность породило массу противоречий, возникших между его реальной жизнью и теологическим оформлением этой жизни в догматику появившегося Христианства.
Христианство до сих пор спорит с Иисусом, чтобы как-то сгладить эти противоречия. Вот некоторые из них: - Иисус провозгласил спасение через веру, а сам решил спасать через жертву; - он призывал не противиться злому, а сам принёс меч, но не мир; - Иисус отменил все суды, а сам угрожал последствиями страшного суда.
Почти всегда в таких дискуссиях слова Бога звучат менее убедительно, чем слова тех людей, кто правильно понимают Бога; Иисус всегда проигрывает в этих спорах.
«Неправоту» Иисуса нередко объясняют символичностью его заявлений, изменившимся историческим контекстом или необязательным понимание его слов буквально.
Слишком давно Христианство не сверялось с Иисусом...
Если объединить в одно религиозное учение такие положения как: страх перед Богом, искупительную жертву, первородный грех, страшный суд, борьбу добра со злом - вы получите Христианство, но в нём не будет ничего от Иисуса Назарянина.
В таком Христианстве не найдётся (пока не нашлось) места для благой вести Иисуса: «Все мы дети одного Отца, поэтому все мы Братья», - от Иисуса там остался только символ - распятие - крест.
Во времена воплощения Сына Бога у евреев уже была религия морального величия, греки создали религию красоты, Павел и его единомышленники основали религию веры, надежды и милосердия.
Иисус же создал религию любви - исполнение воли Бога, выраженное в братском служении человеку.
Религия Иисуса основана исключительно на личном религиозном опыте Иисуса Галилеянина, в отличие от Христианства, почти целиком основанного на религиозных идеях Савла Тарсянина (ап. Павла).
У Иисуса религия - это исполнение воли Бога и служение братству людей духовному сообществу вероисповедальных сынов Бога.
У Павла религия - это поклонению Христу и вера в его Божественность, а христианское братство состоит из содружества верующих в Божественного Христа.
Подробно о теологических различиях учения Иисуса и учения Павла написано в отдельном материале
«Христианство. Две традиции, два пути». Возвращаемся к теме религия духа, заявленной в названии материала.
Во
Второй части мы говорили, что Иисус открыл для нас новый тип живой веры, а сейчас мы можем с полным основанием утверждать, что такая новая вера дала толчок и новой религии.
Религия Иисуса - это религия божественного присутствия, присутствия духа, религия водительства духа и исполнения воли Бога, который есть Дух.
Именно поэтому мы называем религию Иисуса религией Духа.
Иисус оставил нам понимание того, в чём заключается принципиальное отличие религии духа, например, от религии разума: религии разума основываются на интеллектуальном согласии с догмами, убеждённости в конфессиональной правоте, авторитете духовенства и власти традиции; она требует от человека единообразия в убеждениях, что невозможно реализовать при современном развития цивилизации.
Религия духа целиком основана на личном опыте отношений человека с Богом, поэтому не требует единообразия во взглядах, но предполагает единство устремления в познании Бога и единение с ним.
Вряд ли мы сможем найти религию, которая не призывала бы к единению с Богом, и каждый верующий человек вне зависимости от принадлежности к той или иной традиции имеет опыт личного стремления.
Нечасто подобный опыт, к которому мы смело можем отнести и поиск ответов на вопросы «кто я», «откуда я», «в чём смысл моей жизни» воспринимается нами как религиозный опыт, но это он и есть.
То, чем обычно сопровождается обретение такого опыта, а именно: принятие религиозных догм, вероисповедание в традиции, исполнение обрядов и ритуалов, - может содействовать, а может препятствовать такому стремлению, но подлинное содержание религиозного опыта будет формироваться в пределах искреннего желания познавать Источник Всего Сущего.
Кому из верующих может быть не интересен опыт такого стремления другим верующим человеком? Изучение и сопоставление такого опыта может стать захватывающим мероприятием.
Согласовывать надо не имя «того» Бога, к которому мы стремимся, а то «как» мы стремимся к тому или иному Богу; согласованию поддаются также представления о ценностях посмертия.
Подход к религиозному объединению, основанный на согласовании устремлений, обеспечивает единство предназначения, допуская при этом разнообразие убеждений каждого человека.
Единообразие, к которому нас призывают традиционные религии, является отличительным признаком физического мира, а духовное единство - это только результат союза с живым Богом.
Отрицать привлекательность вне доктринального обмена личным религиозным опытом могут только те, кто в результате такого диалога могут что-то (если не все) потерять.
Братство Духа невозможно ограничить религиозными традициями - земные заборы до неба не достают.
Я не могу похвастаться глубокими знаниями иудаизма, индуизма, буддизма и ислама, но общее впечатление говорит о том, что предложенный подход не входит в противоречие ни с одной из теологий вышеперечисленных религий.
В контексте такого обобщающего подхода абсолютно нелепыми выглядят попытки Христианских теологов окончательно «приватизировать» Иисуса и ограничить его существование исключительно территориями традиционного Христианства. Выражение, типа: «Кому нужен Иисус - идите к нам», - звучат глупо.
Пытаясь вводить подобные «ограничительные меры», ревнители Христа игнорируют уже не человеческую ипостась Иисуса, а его божественную суть.
Иисус - Бог и Сын Бога - принёс Откровение Бога для всех, а не для ограниченного круга прозревших и уверовавших в него «рабов», утверждать обратное означает входить в противоречие с самой природой Божества, а именно, тотальности его действия и нелицеприятию выражения.
Верить по Иисусу означает верить в созидательный характер Божественного присутствия и реальность личного религиозного опыта, также в безусловное сыновство и братство, сложившееся вокруг Центра такого присутствия.
Иисус - это не жертва Бога, а Откровение Бога для всех нас:
«...учение...не Моё, но пославшего Меня» (Ин.7.16),
Но что лично Иисус добавил к этому учению? Прежде всего, мудрость добровольного подчинения своей воли воле Небесного Отца; Иисус призывает нас к этому из любви к Отцу, а не из-за страха перед ним и нежеланием выслужиться.
Ну и, конечно, любовью к человеку. В день казни все свои уходящие силы Иисус бросал на то, чтобы сохранить преданность этой любви.
В тот день он прощал нам и унижение суда, и оскорбление истязателей и глумление палачей, он только прощал и любил...
Как можно пройти мимо такой любви? Такая любовь не может не вызывать ответную любовь, а человек, в котором пробудилась любовь - это спасенный человек.
Факт воскресения Иисуса не может быть благой вестью Христианства хотя бы потому, что это весть о Боге и не является вестью самого Бога; такая очевидная простота перестала быть очевидной после того, как в основу Христианской теологии была положена смерть и воскресение Иисуса, а не его жизнь.
Но Евангелие Иисуса - это Евангелие жизни:
«Все мы дети одного Отца, поэтому все мы братья»,
- и оно дарит нам ощущение духовной несокрушимости, братства и всеобщего единства.
Перейти на мой сайт.Философские беседы. Разговор на самые важные темы.Добавить в друзья в ЖЖ