Впечатления от Московского Планетария и Лунариума после реконструкции

Dec 15, 2013 16:52

В прошлый раз я была в Московском Планетарии еще до реконструкции, я училась классе в пятом.
С тех пор прошла целая жизнь, планетарий закрывался на очень много лет и вот снова открылся. А еще при нем открылся музей "Лунариум" - это интерактивный музей по темам, связанным с астрономией и физикой. Концепция такая: каждый экспонат можно потрогать, поставить свой небольшой эксперимент.

В этом году я с восторгом побывала в финском музее "Эврика", расположенным в Вантаа, в пригороде Хельсинки (почитайте о нем обязательно :) ), в стокгольмском Техническом музее, в Немецком музее в Мюнхене. И всё посмеивалась над собой - какие дальние концы, а никак не дойду до отреставрированного Планетария.

Вот, дошла, и нахожусь в очень подавленном состоянии. Планетарий обзавелся современной техникой и интересными экспонатами, но по всей организации музейной работы и работы с посетителями остался в восьмидесятых годах прошлого века. Мне вчера было очень неловко это видеть.

Этот пост не является рекомендацией к посещению. Этот пост является попыткой подумать о том, что различает музей восьмидесятых годов прошлого века и современный музей.

1. Навигация по зданию
Неописуемо неудобная. Посетители входят внутрь и не понимают ничего - где гардеробы, где туалеты, чем разные гардеробы различаются между собой, какие программы сегодня показываются, чем они различаются, где о них прочитать, какие музеи есть на территории, как к ним пройти, когда они работают и чем различаются. Холл полон толпящихся растерянных людей.
Дальше лучше не становится - из любого помещения есть несколько выходов, у большинства из них нет стрелок. Коридоры то там, то тут перетянуты лентами с табличками "прохода нет", этажи перетекают друг в друга. Здание не ведет посетителя за собой. Почти ни в один момент невозможно понять, где ты находишься, куда тебе идти и не пропустил ли ты чего-то интересного. Дискомфорт нарастает.




2. Сотрудники
Кассиры, гардеробщики, билетерши, администраторы, продавцы в кафе - неприветливые на грани со злобностью.
Справедливости ради: в музее работают экскурсоводы (за отдельную плату) - они стараются помочь и быть милыми со своими группами.

3. Навигация в музее
Как во всем здании. Тут, по счастью, понятно где вход и где выход, но дальше дело усложняется.
- Возле каждого экспоната есть пояснения на немецком, китайском, русском и английском языках. Именно в таком порядке: немецкий и китайский всегда на виду, а русский и английский надо поискать. Почему так?

Немецкий и китайский текст на виду на стенде, русский мелко вверх ногами на столе.




- Текст пояснений разного качества. Иногда малоинформативный. Чем вот это поможет заинтересованному посетителю:







Периодически текст довольно длинный и запутанный. Вот это можно быстро понять и сделать? А если рядом пляшет два ребенка?




Конечно, не все тексты запутанные, есть и интересные, и понятные (мой горячий любимец - стенд "Пропеллерный или вертолетный?"),  но непонятных всё же много.

- Музей интерактивный, то есть каждый посетитель может трогать экспонаты и сам убеждаться в их интересных свойствах. Но у части экспонатов нет никаких заданий. Например, написано "проведите эксперимент - разложите детали по столу". Нет, эксперимент - это другое.

- Есть плакаты как из того анекдота "проходите, проходите, это экскурсия для первого класса". Вот пример - очень странная расстановка акцентов:




Я прислушивалась к тому, что рассказывают экскурсоводы. Они рассказывают интересное, с ними здорово ходить по залу. Но ведь хочется, чтобы и частный посетитель понимал, что происходит вокруг, без пояснений голосом.

Мне кажется, есть общая проблема: в музей часто приходят люди, которые не очень разбираются в теме - ну и хорошо, они же пришли узнать. Но если экспонаты не говорят о себе явно, то начинается придумывание странного. И вот, папа, который не хочет ударить лицом в грязь перед мамой и сыном, начинает на ходу придумывать такое, что волнуешься за всех. Этому воображаемому папе помочь бы короткими ясными подписями.

4. Практическое отсутствие зон для отдыха
Планетарий - место для семейного посещения, там много посетителей с детьми. При этом нет никаких лавочек для отдыха, нигде (только четыре лавочки в помещении гардероба).
В здании есть два кафе с такими ценами: напитки около 100 рублей, салаты 250-400 рублей, сладости 100-300 рублей за порцию. Это не семейные кафе.
Мне очень понравился морской музей в Стокгольме. Там есть светлая пустая комната со столами, где посетители могут присесть и отдохнуть, могут есть хоть принесенную с собой еду. Родители с детьми там могут прийти в себя и пойти дальше. А в залах есть закутки с диванчиками и альбомами про море и мореплавание, там можно поваляться и тоже выдохнуть.

Навигация в кафе тоже, скажу мягко, сложная. Вот вам куда? :)




5. Освещение
Всюду неяркий свет, навевающий не мысли об уютном полумраке, а то ли о подвале, то ли о том, что сейчас музей освещается от резервного генератора.

6. Интересный гардероб, представляющий из себя непрерывную ленту, на которой развешана одежда. Когда люди сдают одежду, их пальто вешают на ближайший крючок, то есть лентой в движении им полюбоваться не удается. Зато после окончания сеанса в планетарии сотня человек томится в очередях возле гардеробов под рычание гардеробщиц и ленты, которая мееедленно ползет, доставляя одежду.




7. Большой зал планетария и программа "Космические столкновения"
В некоторые моменты дух захватывает от восторга, но больше похоже на обычный урок в школе: учитель читает текст, все слушают (вот небо, на нем звезды, они образуют созвездия с разными названиями). Это особенно относится к первой части программы, сделанной с применением Универсариума, проектора звездного неба.  Фильм, показанный во второй части, был интересным. Но в фильме были места с диковинным переводом вроде "осознание этого порождает опасение".

На подобной программе в "Эврике" я чуть не плакала и думала - кто же эти люди, кто эти ученые, которые могут прикоснуться к таким тайнам Вселенной? Наверное, они не боятся ни жизни, ни смерти, если они смогли хоть немного представить себе такое, прикоснуться к этому.
Здесь я сидела и думала "на канале Наука 2.0 передачи интереснее и современнее". (Простите!)

И напоследок всё-таки о хорошем.
Дома смотрела на фотографии и спокойным взглядом находила одно интересное в "Лунариуме" за другим.
Я таких экспонатов нигде не видела.
Вот экспонаты, рассказывающие о вакууме: например, колба, из которой можно откачать воздух, и увидеть, как перышко и камень падают с равной скоростью. Или другая колба, в колокольчик внутри которой можно позвонить, а потом откачивать воздух и наблюдать, как колокольчик всё качается, а звука мы не слышим - его нечему проводить.

(Но почему сначала текст на немецком и китайском - а все подходят к экспонату слева - а потом на русском и английском?)






Дивные модели показывающие, как что-то возникает - например, вот тут можно "уронить" камень в песок и создать кратер, как на луне.




Модели геоцентрической и гелеоцентрической систем:




Космические лучи в камере Вильсона! Золотая пластинка Вояджера!




Оптические эффекты:




Интереснейшие истории про гравитацию, электрическую активность, радиоволны (какой радиотелескоп!).



















Гигантская рука-манипулятор, которой можно управлять системой рычагов.




Турбулентный глобус:







Весы, показывающие, каким бы был ваш вес на разных планетах (вокруг бегают смешные девушки и выбирают, где они легче всего :) ) :




Модель торнадо:




Модель, показывающая аэродинамику крыла. Из левой части конструкции выходят струи пара, а посетитель меняет высоту и угол наклона крыла и видит изменение в форме и направлении струй воздуха.




Плазменная лампа. Возле неё к нам подошел сотрудник и научил мужа, как сделать так, чтобы меня било током. И потом они оба хохотали :) Я выражаю протест! :)




На этом заканчиваю описание впечатлений от посещения Планетария и Лунариума.
По сравнению с тем, что было "до" виден гигантский скачок в технической оснащенности. Но так хочется, чтобы получившийся культурный центр был доведен до современных стандартов. Это раскроет те огромные просветительские и развлекательные мощности, который пока не полностью доходят до посетителей.

PS
Я послала ссылку на это описание в PR-отдел Планетария, но ответа не получила.

А список всех моих рассказов про Москву находится здесь

Россия, программа улучшения, Москва, музеи

Previous post Next post
Up