В качестве пролога рассказа об автомобильной поездке по Южной Карелии решил сделать пост о дорогах, по которым в ходе поездки нам приходилось перемещаться. В ходе подготовки к поездке в различных местах Интернета мне неоднократно попадались вопросы о местных карельских дорогах, которые задавали такие же автопутешественники и на которые не всегда удавалось находить внятные или актуальные ответы. Данный пост есть попытка обобщить актуальную информацию и несколько восполнить некоторые информационные пробелы о качестве (или его отсутствии) основных трасс северо-запада России. Возможно, изложенная здесь информация окажется кому-то полезной.
Первая часть нашего маршрута начиналась из Москвы, и далее, по первоначальному плану, пролегала через Санкт-Петербург и Приозёрск до карельского города Сортавала. Однако, начитавшись ужасов про страшные участки дороги от Питера до Сортавалы с разбитым грунтовым покрытием и не найдя внятных подтверждений актуальности, или наоборот, неактуальности данной информации, мы решили ехать альтернативным путём - сначала по М-10 до поворота на Кириши и Волхов, и далее до Сортавалы, объезжая Ладожское озеро с восточной стороны. Проигрыш в расстоянии, по сравнению с дорогой через Питер и Приозёрск, оказался в результате несущественным - километров 40 -, при этом никакой грунтовки на данном участке нам не попалось вообще.
Вторая часть нашего пути лежала из Сортавалы в Петрозаводск. Далее, по берегу Онежского озера, через Вологодскую область мы планировали двигаться в сторону Москвы, выбирая маршрут исходя из оставшегося до конца отпуска времени и прочих факторов. Надо сказать, что по независящим обстоятельствам мы на три дня задержались с выездом из Москвы, поэтому весь наш маршрут с запланированными и незапланированными местами посещений пришлось проходить в стиле автогонки, выкинув из графика изначально предусмотренные несколько дней для отдыха. Гонка эта иногда напоминала езду по трассе "Шварцвальд" или кое-где даже "Лазурный берег" из культовой Need For Speed: Porsche Unleashed (кто играл, тот знает), а иногда превращалась в Париж-Дакар... В результате, под конец нашего путешествия мы, решив, что уже пересыщены впечатлениями, решили спрямить маршрут и кратчайшим путём рванули до Москвы.
Кстати, весь наш маршрут вместе с достопримечательностями по ходу
можно посмотреть на Яндекс.Картах - может, тоже кому-нибудь пригодится. Нам, правда, не всё, что там помечено, в силу разных причин, удалось посетить. Так же не показан обратный маршрут от Вытегры до Москвы - он пролегал по кратчайшему пути через Вологду и Ярославль и не содержал других остановок, кроме как на заправку и перекус, поэтому рассказывать о нем почти нечего.
Да, коротко про нашего "боевого коня". Ездить за рулём я начал только в этом году, поэтому на данный момент использую "свой первый автомобиль", на котором, собственно, и был осуществлен означенный вояж - детище отечественного автопрома, ВАЗ-21074 выпуска 2008 года. Весь маршрут длиной почти 3000 километров машина прошла абсолютно без проблем и нареканий.
Итак, переходим к подробностям.
Еще несколько лет назад про трассу М-10 Москва-Петербург снимали телепередачи и судачили в интернетах - мол, если отъехать от Москвы на пару сотен км, дорога на этой трассе превращается в направление. Так вот, проехав по этой трассе от Москвы почти до Питера, могу констатировать, что ситуация с дорожным покрытием на данной трассе стала существенно лучше - небольшие проблемные участки остались лишь в двух местах (на объезде Торжка и еще где-то, не помню где). Еще из новшеств - в каждой, реально в каждой деревне, через которую проходит трасса, теперь стоит как минимум одна видеокамера (это, кстати, справедливо и для всех других трасс - даже в карельской глухомании камеры уже стоят почти в каждом населенном пункте - автонавигатор подсказывает их наличие). Из плохих новостей - никуда не исчезла главная проблема данной трассы. Да, я про Вышний Волочёк. "Город-сказка, город-мечта, попадая в его сети, пропадаешь навсегда" - это всё о нем, о Волочке. Для тех, кто не знает: трасса М-10 проходит аккурат через город, в самом центре которого есть один единственный светофор, который позволяет местным жителям хоть как-то эту трассу пересечь. Светофор перекрывает трассу, по которой машины идут сплошным потоком, на довольно продолжительное время. Результат - пробка, начинающаяся порой за много километров от города, объехать которую нет никакой возможности. На фото ниже - "стена" из фур километров за пять от окраины Вышнего Волочка. (Да, еду по обочине. Да, стыдно.)
После поворота на Волхов и до самого выезда на трассу М-18 "Кола" идет "стандартная" для российской провинции дорога, т. е. латаный-перелатаный асфальт с небольшими фрагментами сплошного ремонта. Тем не менее, ехать по такой дороге на штатных 90 км/ч можно вполне без последствий.
Федеральная трасса Санкт-Петербург - Мурманск, или М-18 "Кола", на участке от Новой Ладоги до Петрозаводска на сегодняшний день находится на финальной стадии реконструкции - везде, кроме тех мест, где еще продолжается реконструкция, уложен отличный асфальт, построены новые мосты через реки и развязки. Ехать по такой дороге одно удовольствие. На фото - трасса "Кола", граница Карелии и Ленинградской области. Через пару километров от этого места находится пост ДПС, выполненный в стиле КПП - через него нужно проехать медленно, чтобы сотрудники ДПС могли разглядеть типа "кто это к нам тут приехал?".
В Олонце сворачиваем на трассу А-130 в сторону Сортавалы. Дорога становится, мягко говоря, похуже, но всё же не "ужас-ужас-ужас". Трасса довольно сильно петляет, содержит резкие переломы - не разгонишься. Довольно часто приходится пересекать идущую параллельно железную дорогу:
Вот примерно так в Карелии выглядят почти все местные дороги. Дорога из Олонца на Сортавалу, где-то перед выездом на шоссе Сортавала - Петрозаводск:
Выезд на шоссе. Нам налево.
Реконструированная трасса А-121 "Сортавала" между Петрозаводском и Сортавалой - это не просто хорошая дорога. Это изумительная дорога. Отличный асфальт, разметка, спрямленные при реконструкции участки - очень неплохо было бы, чтобы такими были все российские дороги (мечты, мечты...).
И, конечно же, стоит отметить живописные места, по которым проходит данная трасса - леса, берега озёр и заливов Ладожского озера. Во многих местах вдоль трассы встречаются выходы скальных пород. Красоту портит только наскальная живопись современного человека. Не скажу за всю Карелию, но в южной ее части скалы и камни вдоль трасс угажены чуть менее, чем полностью. Хотя претензии тут, конечно, можно предъявить и "родоначальникам жанра" - Ильфу и Петрову с их "Киса и Ося были здесь"... Иногда, проезжая, смотришь на какой-нибудь очередной незамысловатый шедевр на скале, и в голове только один вопрос: "Блин, как ты туда залез?":
Делаем остановку в одном из таких мест на трассе. Наш "боевой конь" на фоне карельских скал:
"Лазурный берег". Ну, почти...:) Дорога петляет по берегу залива Ладожского озера, отличное качество покрытия позволяет ехать на вполне приличной скорости и получать удовольствие от езды.
Внезапно - светофор. За поворотом велись какие-то работы на обочине, так что дорога сужалась до одной полосы. Светофорами регулировалась очерёдность проезда с одной и с другой стороны трассы. Подобные места нам попадались ещё пару раз, но там в качестве средства регулирования движения с каждой стороны стояло по мужику с жезлом и рацией. Здесь же "вкалывают роботы, а не человек".
Еще одно фото с трассы. Где-то на подъезде к Сортавале.
В самой Сортавале в относительно приличном состоянии находится только центральная магистраль, пересекающая город с севера на юг и являющаяся по сути частью упомянутой трассы "Сортавала". Чуть отъехать влево или вправо - всё, улицы начинают выглядеть так, как будто только что закончилась советско-финская война... На фото - как раз часть центральной магистрали, Карельская улица Сортавалы, вид из окна нашего гостиничного номера на мост через залив Ляппяярви:
Дорога из Рускеалы до шоссе Сортавала - Петрозаводск. Утро туманное... На самом деле, хотя туман скрывал относительно небольшой участок дороги, такой плотности тумана я не видел до этого нигде - ни черта не было видно уже буквально в двух метрах перед капотом. Почуяв неладное, врубил дальний свет и со скоростью 2 км/ч покрался вперёд, через туман. Предчувствие не обмануло - буквально перед носом из тумана выплыла разбитая "девятка". Того, в кого она влетела, видно не было вообще, хотя, как оказалось, до внедорожника с разбитым задом было метров пять. Рядом с внедорожником стоял его хозяин. От предложения помощи он отказался, сообщив, что сам он в норме, а водителя "девятки" уже увезли. В общем, вот такая коварная штука на дороге, туман этот... Фото сделано после отъезда на несколько десятков метров от места аварии, там, где туман чуть подрассеялся и стало хоть что-то видно:
И снова трасса "Сортавала", в утреннем тумане. Держим путь на Петрозаводск.
Да, забыл рассказать одну важную вещь про данную трассу: на всём её протяжении от Сортавалы до пересечения с трассой "Кола" возле населённого пункта Пряжа (это примерно 200 км) нет ни одной АЗС. Точнее, есть одна, но на момент нашего пребывания она была закрыта от слова "совсем". Стоит учитывать это обстоятельство, и заправляться в Сортавале, или в Пряже, если ехать в обратную сторону. На других участках нашего маршрута проблем с наличием АЗС не было.
Дороги в Петрозаводске... В общем, могли бы быть и лучше. Это, конечно, не как в Сортавале, но временами очень ее напоминает. Ямы, трещины, которые никто не спешит заделывать, абы как положенные "лежачие полицейские"... Камер мало. Больше, вроде, и нечего рассказывать.
Из Петрозаводска мы двинули в Вологодскую область, в город Вытегра. Первые 105 километров трассы Р-19 от Петрозаводска до примыкания к трассе Лодейное Поле - Вытегра выглядят так, как на нижеприведенном фото - залатанный старый асфальт с локальными участками нового. Причем и старый "протоасфальт", и новый клали явно "на глазок" - дорога, так сказать, совсем не гладкая.
А дальше... Дальше начался "Дакар" - обильно усыпанная щебнем грунтовка со структурой полотна, аналогичной стиральной доске. Моментально захотелось обратно, на залатанный и неровный асфальт. Скорость передвижения упала до 40 км/ч - попытка ехать быстрее вызывала чувства нахождения на вибростенде. Хотя боевые автомобили команды "КАМАЗ-Мастер" грузовики за счет большого радиуса своих колес могли передвигаться по такой дороге со вполне приличной скоростью, не теряя по дороге элементы подвески. Подобное грунтовое безобразие по данной трассе тянется на много километров. Асфальт, или его подобие, встречается только в населённых пунктах, да и то не везде. Наши надежды на то, что в Ленинградской области всё будет получше, полностью не оправдались...
Встречавшиеся на дороге надписи добавляли жести. Правда, ни одного представителя семейства большегрузных мы так и не встретили.
Ещё одна "фишка" трассы Р-19 - отсутствие как факта моста через реку Свирь в посёлке под названием Вознесение. Нас ждала переправа на пароме. На фото - расписание парома, актуальное и в настоящий момент (хотя по факту паром ходит по принципу "пока полный салон не наберём - не поедем"). Людей перевозит бесплатно, за стандартный легковой автомобиль без прицепа нужно заплатить 170 рублей (август 2013 г.). Да, объехать это место можно только сделав крюк под 400 километров - вернувшись обратно в Петрозаводск и доехав до Лодейного Поля. Так что не опаздывайте на последний паром..:)
Выгрузка с парома прибывших с противоположного берега. На пароме рабочий пандус только один - второй наглухо заварен в вертикальном положении, и к нему приварен флагшток, на котором гордо реет российский флаг - поэтому выезжать с парома всегда приходится задним ходом.
А теперь внимание, вопрос - телезритель из Москвы спрашивает: влезет ли фура на паром? Ответ в следующих постах.
На следующем фото - самый лучший участок дороги Р-19, который попался нам после переправы через Свирь. В остальном до примыкания к дороге на Вытегру та же грунтовая "стиральная доска". После примыкания, кстати, ситуация совершенно не меняется - до самой Вытегры трасса Р-37 выглядит ничуть не лучше трассы Р-19.
Впрочем, в паре мест среди бесконечной грунтовки попадались и вот такие участки, как на следующем фото. Длина их была от нескольких сот метров до пары километров. Но наличие на обоих концах таких участков многокилометровых грунтовых фрагментов конкретно вымораживало - понять логику строительства дороги такими кусками разум отказывался.
Отдельно хочу рассказать про сам город Вытегра. Дороги в этом городе, а так же в его окрестностях, находятся в чудовищном состоянии - разбомблено абсолютно всё. Такое впечатление, что денег на ремонт дорог там либо не выделяется в принципе, либо они все до копейки были украдены. И боюсь, что местными силами ситуацию там уже не исправить. Там Путин нужен.
Про дороги от Вытегры до Москвы, коротко. От Вытегры к Вологде дорога постепенно улучшается, далее, по трассе М-8 "Холмогоры" через Ярославль и до Москвы качество дороги варьируется от приличного (там, где еще не было реконструкции), до очень хорошего. Ехать можно быстро, с оглядкой на камеры и засады гаишников, разумеется.
С дорогами всё.
P.S.: хотел еще написать про изредка выбегающую на дороги фауну, но, подумав, решил не огорчать впечатлительную общественность... Перед нашей машиной за всю поездку лишь один раз дорогу перебежала белка. Белка не пострадала.
Продолжение:
Дорога на Сортавалу. Остров Валаам Карелия. Горный парк "Рускеала" Рускеала. Заброшенный мраморно-известковый завод Карелия. Водопад Юканкоски Карелия. Остров Кижи Карелия. Прионежье Вытегра. Подводная лодка Б-440