Пролог: Дороги Северо-Запада Итак, сим постом начинаю рассказ об автомобильном путешествии по южной Карелии, которое мы совершили в конце августа 2013 года. Идею проехаться по карельским достопримечательностям я вынашивал последние два-три года, однако тот факт, что при подобной поездке на общедоступном транспорте такие вещи, как время, относительный комфорт при проживании и перемещении, финансы и количество нужного и ненужного багажа, которое можно взять с собой, пришлось бы разменивать друг на друга, меня до поры до времени сильно угнетал. Лишь обретение водительских прав и автомобиля дали "зелёный свет" воплощению планов на данное путешествие.
Как обычно, по каждой точке пройденного нами маршрута я буду выкладывать полезную, на мой взгляд, туристическую информацию, а так же личные впечатления и комментарии. По понятным причинам я не смогу сообщить, как добраться до того или иного объекта своим ходом на общественном транспорте (кроме островов Валаам и Кижи), но постараюсь указывать точное, или хотя бы относительное местоположение тех объектов, о которых пойдет речь или которые будут на приведенных фотографиях.
Доехать из Москвы до Сортавалы на автомобиле вполне реально за один день (если выехать пораньше), но мы, дабы не плутать по неведомым для нас карельским дорогам в вечерних сумерках, а заодно рассчитывая на живописность окружения этих самых дорог при свете дня, решили не пороть горячку и ехать в Сортавалу с остановкой на ночлег в городе Волхов. В Волхове есть несколько гостиниц разного пошиба, но нам нужно было лишь переночевать, поэтому изначально рассматривались недорогие варианты мотельного плана. В результате выбор пал на гостиницу под названием "Отдохни". Решив, что обойдемся без удобств в номере, мы забронировали самый недорогой номер - 1200 р./сутки (2013 г.). Номер оказался хоть и маленьким, но, тем не менее, чистым, с телевизором, шкафом, столом, стульями и прочей атрибутикой типа посуды. Удобства были на этаже. На первом (вся гостиница располагается на втором). В общем, если вам, как и нам, нужнен только ночлег и не напрягает ночное бегание по лестнице, теряя тапки, в туалет мимо гостиничного ресепшена - можно смело выбирать данный вариант. В противном случае берите номер с удобствами. Да, еще у гостиницы есть стоянка, как бы даже охраняемая и бесплатная, но не особо презентабельная. Машина просто загоняется на задний двор гостиницы и коротает ночь в компании каких-то убитых "Газелей". И то хорошо.
Про едальни-распивальни в Волхове. С ними в городе, как оказалось, напряжёнка. Кафе в гостинице нам не очень понравилось, и мы решили поискать какое-нибудь местечко в городе. Но все обозначенные в навигаторе места либо не существовали в реальности, либо оставили после своего существования лишь следы, датируемые эпохой раннего неолита. Побродив по центру города, мы внезапно наткнулись на кафе, ранее известное как "Шайба" (возможно, сейчас оно носит другое название, которое я, к сожалению, не запомнил). В Сети про данное место написано, что в 2011-м году из-за многочисленных нарушений его закрывала прокуратура, но в настоящее время кафе работает, выглядит вполне прилично, и в нем можно довольно сносно и недорого поесть (что мы и сделали).
Информация по Сортавале и Валааму будет ниже в этом посте.
Переходим к тому, что нам удалось увидеть и посетить по дороге в Сортавалу, а так же во время вояжа на остров Валаам.
С туристической точки зрения в самом Волхове делать практический нечего - промышленный центр Ленинградской области, крупный железнодорожный узел, главными достопримечательностями которого являются Волховская ГЭС - первая гидроэлектростанция, построенная в рамках плана ГОЭЛРО - и дом Г.О.Графтио, архитектора этой самой ГЭС. На момент нашего пребывания в Волхове на ГЭС был перекрыт водосброс, поэтому общий вид ее не впечатлял, и снимать его я не стал.
В окрестностях же Волхова есть ряд интересных объектов. Прежде всего это Старая Ладога (не буду сюда копировать информацию о том, что это и с чем это едят, всё прекрасно ищется в Сети). Когда-то давно я там уже побывал, поэтому в этот раз мы решили посмотреть другой объект, находящийся примерно в 10 километрах от Волхова (по Мурманскому шоссе) и в паре километров вниз по течению (и на противоположном берегу) реки Волхов от крепости Старая Ладога.
Самый большой водопад Ленинградской области - Саблинский водопад на реке Саблинка. Имеет переменную высоту от 2 до 4 метров, в зависимости от эррозии и водопотока. Обо всем об этом говорится во многих источниках. В гораздо меньшем числе источников упоминается еще один водопад - водопад возле деревни Горчаковщина, на безымянном ручье, впадающем в реку Волхов. И уж в совсем небольшом числе источников высказывается предположение, что именно этот водопад и является самым высоким в Ленинградской области. Мы решили посмотреть на него своими глазами.
С шоссе дорогу к водопаду найти не очень просто, особенно в 8 утра. Не помогает даже указатель "Водопад", повернутый "куда-то туда". На наше счастье из утреннего тумана появился мужик, выгуливавший собаку. На наш вопрос далеко ли до Таллина он посмотрел на нас как на инопланетян и молча махнул рукой куда-то в кусты. В кустах оказалась тропинка, которая привела к обрыву, с которого открывался вид на водопад:
С данного ракурса сложно судить о высоте водопада, поэтому спускаемся вниз. Попадаем на берег Волхова. Слева в реку впадает ручей.
Овраг, или даже каньон, в котором течет ручей ниже водопада:
Нам повезло, что в последнее время в данном месте не было дождей. Иначе пройти к водопаду, не уделавшись по самую макушку глиной, было бы невозможно.
Вот и сам водопад. К сожалению, не было ничего подходящего, что можно было бы показать в кадре для масштаба, поэтому скажу лишь, что данный кадр я сделал сидя на корточках, т. е. примерно с высоты 1 метр.
Еще один кадр водопада. Высота водопада составляет около 3,7 метров, что действительно позволяет считать его самым высоким водопадом в Ленинградской области. Это был первый посещённый нами водопад на нашем маршруте, но далеко не последний.
После посещения водопада мы продолжили путь в Карелию, огибая Ладожское озеро с восточной стороны. Дорога шла вдоль берега, иногда отклоняясь от него на пару километров, а иногда практически выныривая на пляж. Берег Ладожского озера, где-то в Карелии:
На пути к Сортавале сделали короткую остановку в посёлке Ляскеля, дабы посмотреть на плотину местной гидроэлектростанции. Водосброс, к сожалению, так же не функционировал:
Вид с плотины на здание ГЭС и на реку Янисйоки, на которой, собственно, и построена сама ГЭС:
На подъезде к Сортавале дорога проходит вдоль живописного побережья залива Ладожского озера. Грех было этим не воспользоваться.
Сортавала. Аккурат сразу после заселения в гостиницу полило:
Впрочем, дождь быстро кончился, и далее солнечная погода не оставляла нас уже до самого конца путешествия...
Итак, Сортавала, информация для туристов. Ощутимого недостатка в гостиницах в городе и его окрестностях вроде бы не наблюдается, однако стоит учитывать, что во время туристического сезона спрос тут сильно превышает предложение - город является главным местом сообщения с Валаамом. Поэтому, если вдруг возникнет желание приехать в Сортавалу в сезон массовых отпусков, о гостинице стоит побеспокоиться сильно заранее (либо искать какие-то другие варианты с размещением в гостевых домах и базах отдыха в окрестностях города). Мы бронировали гостиницу за два с половиной месяца до поездки, и на выходные дни номеров уже не было. В нашем случае это была гостиница, ранее имевшая название "Нева", а ныне получившая историческое непроизносимое название "Сеурахуоне". Гостиница расположена практически точно в центре города, на берегу залива Ляппяярви, в трёх минутах ходьбы от пристани, откуда "Метеоры" ходят на Валаам. Дом старой финской постройки, в котором в разное время размещались то гостиница, то Дом Офицеров, то опять гостиница, снаружи представляет из себя довольно брутальную коробку, больше похожую на творение эпохи советского конструктивизма, чем на дело рук финских архитекторов. Внутри здание по-советски старомодное - деревянный паркет в коридорах, высокие потолки, двери из стекла и дерева... Однако номера в гостинице выглядят очень прилично - отремонтированные, с телевизором, холодильником, диванами, креслами, удобствами в виде туалета, душа и горячей воды. Нам достался угловой номер, из которого, во-первых, открывался замечательный вид на залив и мост через него (фото есть в предыдущем посте), и который, во-вторых, по планировке был практически двухкомнатным. И за всё это счастье - 2300 р. в сутки (2013 г.). Автостоянки как таковой у гостиницы нет (хотя припарковать машину рядом никто не запрещает), но в трех минутах ходьбы, возле пристани, есть охраняемая платная стоянка, где за машиной присмотрят всего за 100 р. в сутки.
Кафешек в центральной части Сортавалы есть довольно много, но в большинстве из них самым изысканным блюдом является пицца. Нет, не та пицца, которая готовится при вас и печётся в дровяной печи, а та, что вытаскивается из морозильника и разогревается в микроволновке. Есть еще рестораны при гостиницах (в нашей ресторана не было), но до них мы банально не дошли, найдя буквально в паре сотен метров от нашей гостиницы (на север по Карельской улице) место с модным молодёжным названием "Релакс". Внутри это место сильно контрастировало с тем, что мы ожидали увидеть, исходя из его названия, и контрастировало в лучшую сторону. "Релакс" оказался очень приятным во всех отношениях рестораном, с весьма разнообразным меню, очень вкусной кухней, внушительным запасом всевозможных крепких алкогольных напитков (видимо, для гостей "с той стороны"), и очень радующими ценами. Исходя из всех этих причин, мы решили больше ничего не искать, и в последующем "столовались" именно в этом заведении. Как говорится, будете в Сортавале, непременно загляните в это место, рекомендую... Кстати, в сезон, а так же на выходных, рестораны в Сортавале могут быть закрыты на спецобслуживание туристических групп. Так что придется либо давиться пиццей из морозильника, либо решать вопрос с пропитанием как-то еще.
О том, что можно посмотреть в окрестностях Сортавалы, я подробно расскажу в этом и последующих постах. В самой же Сортавале нам удалось посетить только один объект - городской парк Ваккосалми, слегка запущенный, но, тем не менее, интересный. В частности, в западной части парка открывается замечательный вид на озеро Айранне (о котором из-за оставленного в гостинице фотоаппарата могу рассказать только на словах). Прочие достопримечательности, расположенные в центре города, не удостоились нашего внимания из-за того, что центр был сильно перекопан, и на фоне заборов и куч земли те же здания финской постройки смотрелись "не айс". Впрочем, из побывавших в Сортавале не фотографировал их только ленивый...
На следующий день в наших планах стояла поездка на остров Валаам. Чтобы развеять все слухи и домыслы, присутствующие в Интернете, ясно и чётко рассказываю о том, как можно попасть на Валаам своим ходом.
В весенне-летний, а так же частично осенний период навигации по Ладожскому озеру (исключая штормовые дни) сообщение между островом Валаам и Сортавалой несколько раз в день осуществляется скоростными судами на подводных крыльях "Метеор". На Валаам можно съездить как с экскурсией, так и самостоятельно. В обоих случаях нужно прийти на пристань Сортавалы (лучше загодя, можно за день, хотя в выходные из-за наплыва народа с местами может быть напряжёнка) и записаться в любом работающем там киоске или сувенирном ларьке на экскурсию или самостоятельное посещение. В назначенное время нужно прибыть на посадку на "Метеор", свериться со списком, уплатить 1400 р. (2013 г.) за билет туда-обратно - и можно считать, что вы уже на Валааме. Главное - не опоздать затем на обратный "Метеор" с острова.
Итак, утро красит нежным светом стенку пристани города Сортавала, а мы отправляемся на Валааам. На фото как раз те самые киоски и сувенирные ларьки.
Сортавала остается за кормой "Метеора":
На подходе к Валаамскому архипелагу. Часовня на острове Светлый.
"Метеор входит" в Монастырскую бухту, которая глубоко врезается в главный остров архипелага.
Северная пристань острова Валаам. Место для швартовки "Метеоров". Большие круизные теплоходы швартуются у другой пристани в южной части острова. Переброс между двумя пристанями осуществляется как "Метеорами" по воде, так и микроавтобусами по суше.
"Метеор" в Монастырской бухте острова Валаам. Вообще, данные суда являются "рабочими лошадками" на этом направлении. В том плане, что помимо пассажиров, туристов и паломников на остров ими перевозится вообще всё, исключая разве что сыпучие грузы и топливо. С "большой земли" на остров везут продукты, стройматериалы, посылки, почту... Разргрузка корабля иногда занимает полчаса и больше.
Главный остров Валаамского архипелага довольно крупный - около 10 километров из конца в конец - поэтому осмотреть его за один день весь можно разве что с экскурсией, перемещаясь по острову на автобусе. Мы же, приехав самостоятельно, задачи увидеть всё и сразу перед собой не ставили. За 7 часов, которые у нас были до обратного "Метеора", мы решили просто посмотреть то, что получится, и может быть посетить какие-то места, куда не довозят обычных туристов.
Бухта, пристань и колокольня Спасо-Преображенского монастыря.
В самом монастыре и в его соборе мы так же побывали, но фотографировать там не разрешалось. Хотя на острове и предписывается соблюдать некие нормы приличия, например, в одежде, в целом нравы и порядки на острове не такие уж строгие, как возможно может показаться. Если вас угораздит приехать на Валаам в майке-алкоголичке, шортах и шлёпанцах на босу ногу, и в таком виде вы пожелаете посетить культовые сооружения типа того же монастыря, вам выдадут соответствующий "прикид", в котором вы сможете зайти в храм, не вызывая шок и трепет у окружающих. (Видимо, островитяне давно решили, что бардак легче возглавить, чем прекратить..:) Так же в магазине по соседству с церковной лавкой у входа в монастырь можно купить, например, пивка.
Кстати, перекусить на Валааме можно в кафе на пристани, а так же в трапезной в живописном яблоневом саду возле лестницы, ведущей наверх к монастырю. Меню, по понятным причинам, не очень разнообразное и постное, но, например, уха в трапезной на мой вкус была очень даже...
А еще на Валааме много кошаков. Правда почти все попытки их сфотографировать оканчивались провалом - кошаки либо хаотично перемещались в пространстве, появляясь ниоткуда и исчезая в никуда, либо попрошайничали в трапезной, либо вылизывали себе то, что обычно вылизывают все кошаки, либо спали в кустах и игнорировали все попытки привлечь к себе внимание:
На задворках монастыря внезапно обнаружилась целая батарея солнечных батарей.
Изучив карту острова, мы решили обойти бухту с целью выбраться где-нибудь на побережье... ну и дальше уже посмотреть и поснимать то, что получится. Какой-то vip-причал в бухте.
Дорога на Скитский остров.
Табличка с датой постройки дороги, выбитая прямо в скале.
Валаамские шхеры.
На берегу одного из внутренних заливов острова.
Владимирский мост, переброшенный через канал, отделяющий Скитский остров от основного острова.
Поклонный крест.
Где-то на Скитском острове, по дороге к дальнему скиту.
Дубовая аллея.
Дорога привела нас к скиту во имя Всех Святых. В настоящее время скит находится на реставрации, закрыт для посещения, и туристов сюда не возят. Реставрация, судя по всему, идет во внутренних помещениях, снаружи скит в идеальном состоянии.
Побродив вокруг скита, мы наткнулись на тропинку, ведущую на берег. Спустившись с риском свернуть шею вниз по развалившейся деревянной лестнице, мы обнаружили вот этот разрушенный причал.
Залезать на причал было страшно, но любопытство пересилило.
Часовня крестных страданий Иисуса Христа в лесу возле скита. В смысле, часовня в лесу, возле скита.
Уже вернувшись назад на пристань, пока ждали наш корабль, снял интересный вид на храм во имя Св. Николая Мирликийского, который расположен у входа в Монастырскую бухту.
Внезапно - коробки с ванильными ёжиками. Кадр этот я сделал на "Метеоре", идущем в Сортавалу. Через две секунды после этого пришли какие-то мужики и унесли ёжиков в неизвестном направлении. Внешний вид и предназначение ванильных ёжиков навсегда осталось для меня загадкой.
Перед тем, как идти в Сортавалу, наш корабль шел забирать народ со второй, южной пристани, так что у меня появилась возможность сделать еще пару кадров с воды. Покровская часовня.
Храм во имя Св. Николая Мирликийского. Удивительно красивое место.
Южная пристань Валаама, где "паркуются" большие теплоходы.
Естественно, наше путешествие на Валаам было далеко не всеобъемлющим - как я уже сказал, за один день посмотреть весь остров невозможно. Так что осталась масса поводов как-нибудь вернуться туда еще раз...
А на следующий день нас ждал горный парк "Рускеала".
Продолжение:
Карелия. Горный парк "Рускеала" Рускеала. Заброшенный мраморно-известковый завод Карелия. Водопад Юканкоски Карелия. Остров Кижи Карелия. Прионежье Вытегра. Подводная лодка Б-440