Крым. Бархатный сезон. Паром

Dec 04, 2014 22:33


Этим постом начинаю серию рассказов об автопутешествии в Крым, которое мы совершили во второй половине сентября 2014 года. Первый пост посвящен единственному на данный момент пути, который связывает Крымский полуостров напрямую со всей остальной Россией - Керченской паромной переправе. По этой причине в посте не так много фото, но довольно много информации о дороге Крым и переправе через Керченский пролив (информация по самому Крыму будет в следующих постах). Конечно же, вся информация не претендует на абсолютную полноту - объять необъятное невозможно, да и многое из того, о чем тут рассказано, наверняка будет меняться, поэтому вся фактическая информация публикуется тут для общего ознакомления, для истории и для каких-нибудь сравнений с тем, что было и что станет в будущем.

Когда-то давно, в середине 90-х, я уже бывал в Крыму что называется "уже без родителей". Та поездка, в силу разных причин, мне не очень понравилась, и с тех пор повторять вояж как-то не очень хотелось. Хотя мысль как-нибудь собраться и поехать в Крым именно на автомобиле, в режиме "дикаря", как говорится, витала в воздухе перманентно. Но для осуществления этого замысла необходимо было решить ряд других проблем - с правами, с автомобилем... с Крымом, наконец:) Известные события этого года в Крыму застали нас аккурат в той стадии, когда часть этих проблем уже была решена. Мы как раз выбирали место, где можно было бы привести осенний отпуск на фоне яркого солнца и тёплого моря, и тут совершенно неожиданно ситуация повернулась таким образом, что территория, где всего вышеозначенного в избытке, где побывала уже куча народу, но которая лично для нас оставалась "терра инкогнита", стала частью нашей страны. Естественно, тут же захотелось организовать исследовательскую экспедицию на новоприобретенные земли:) В общем, новые планы наложились на имевшиеся и давно обдуманные, и вопросов с местом и способом проведения отпуска больше не возникало.

Под это дело мы так же решили и крайний вопрос, стоявший на пути воплощения наших планов - с средством передвижения. Давно намечавшееся приобретение нового автомобиля было наконец осуществлено - в Крым мы отправились на новом УАЗ Патриот 2014 года. Машина прекрасно показала себя абсолютно во всех ситуациях - и при поездке по трассе, и при передвижении по серпантинам в горах, и в качестве места для ночлега. Ну и несомненным ее достоинством явился ну очень вместительный багажник.

Коротко о подготовке. В широком понимании подготовки к путешествию в этот раз как таковой не было. Была поставлена цель - доехать до Крыма, по возможности проехать весь Южный Берег, по возможности что-то посмотреть и где-то побывать (точки этого самого "посмотреть" планировались как заранее, так и выявлялись по ходу), по возможности искупаться в море и поваляться на солнце... Никаких чётких планов по тому, где и как мы будем перемещаться и останавливаться, не было. Полный комплект туристического снаряжения, который мы брали с собой, давал нам возможность на некую свободу действий. Чётко распланирована нами была лишь дорога "туда", плюс даты, основные и запасные, пересечения парома в обоих направлениях. Всё остальное - как говорится, как фишка ляжет. Как показала практика, у такого подхода есть как очевидные и неочевидные минусы, так и плюсы.





Теперь о дороге в Крым. Итак, ранним сентябрьским утром мы, навострив колёса нашего УАЗика на трассу М-4 "Дон", двинулись из Москвы на юг. Путь от столицы до парома в Крым длиной почти полторы тысячи километров нами планировалось пройти в два этапа, с остановкой на ночлег в Ростове-на-Дону (~1000 км от Москвы) - второго водителя у нас не было. (Как показала практика, весь этот путь можно проехать и за один день в одно лицо, но об этом ниже). Заезжать в какие-то другие места по дороге мы не планировали, поэтому ничего, кроме трассы М-4 и чуть-чуть вечернего Ростова-папы, в первый день путешествия мы не видели. Про трассу М-4 я уже отписывался в посте про наше путешествие в Воронеж, в дополнение лишь скажу, что в районе Воронежа нами было обнаружено строительство пятого по счету платного участка на данной трассе, а эпической пробки, описанной в воронежском посте, в связи с окончанием реконструкции моста больше не существует. В остальном до самого Ростова дорога отличная, есть много заправок и кафешек-мотелей-стоянок разного пошиба. Ну и кое-где ведется реконструкция мостов, строительство развязок... Как обычно.

Единственная за всё путешествие заранее запланированная остановка на ночлег - в Ростове, в частной гостинице "Альфа". Весьма непросто оказалось найти её, даже с автонавигатором, среди узких улиц частной застройки (названия улиц доставляли отдельно - Правдивая, Надежная, Стабильная, Гражданская...). В остальном впечатления самые положительные. Есть всё, от горячей воды и вай-фая, до охраняемой автопарковки во дворе и завтрака, включенного в стоимость номера (и холодильника с пивом на ресепшене). Цены божеские (для Ростова-на-Дону). Самого города, кроме близлежащих к гостинице улиц, мы не видели, поэтому впечатлений тут писать не буду. Единственный удививший момент на одной из ближайших улиц - каждый ресторан или клуб, коими эта улица была заставлена чуть менее, чем полностью, почитал своим долгом иметь при себе автомойку на два бокса.

Утром следующего дня мы продолжили наш "дранг нах зюйден", рассчитывая где-то после обеда достичь Порта Кавказ - точки, откуда осуществляется паромная переправа легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков в Крым. Повинуясь нашему электронному "Ивану Сусанину", мы свернули с М-4 в районе станицы Кисляковская (90 км от Ростова) и далее до самого парома (~350 км) ехали по двухполосным дорогам через большие и малые города и станицы Краснодарского края. Про данный отрезок пути могу сказать следующее: дороги по качеству весьма приличные, там, где еще есть проблемы, идет ремонт; сотрудники ДПС попадаются часто, в том числе с мобильными камерами, но лично мы для них (тьфу три раза) были неинтересны; перекрестки с другими трассами часто организованы в виде кругового движения (и очень часто в центре круга находится АЗС), что очень удобно; самих заправок по дороге попадается вполне достаточно, но есть нюанс - от трассы М-4 и до самого Порта Кавказ цена на бензин медленно повышается, возрастая где-то рубля на полтора (бензин 92-й). Впрочем, это ничто по сравнению с культурным шоком от цен на бензин в Крыму, но об этом ниже. Да, последняя приличная заправка (Лукойл) на "материке" перед паромом (и первая при обратной поездке) находится на въезде в станицу Голубицкая (55 км от парома). Из-за цен на бензин в Крыму заливаться на "на материке" рекомендую по полной, насколько возможно.

Ну и теперь, собственно, о пароме в Крым и о том, как его проходили мы. Наверняка, все в курсе, какой ад и израиль был на Керченской паромной переправе в курортный сезон. Мы же ехали в Крым во второй половине сентября, к тому же в будний день и в отличную погоду, поэтому резонно рассчитывали на то, что пересечение Керченского пролива всё же должно занять у нас какое-то адекватное количество времени. Так оно и получилось.

Итак, первое, что попадается автопутешественнику при подъезде к паромной переправе в Крым и что имеет отношение к самой переправе - перехватывающая парковка. Ею могут воспользоваться те, кто решил оставить свои машины и продолжить поездку "на ту сторону" пешком или на автобусе. К слову, пешие пассажиры и автобусы имеют приоритетное "право на переправу". Так же, при следовании из Крыма, можно загнать машину на эту парковку и переночевать. В наши планы оставлять машину на парковке не входило, поэтому мы двинули дальше. Дальше нас ждал пост ДПС (пос. Ильич). Здесь все подозрительные легковушки останавливают для проверки документов (хотя проезд без остановки у поста запрещён для всех), а внедорожники, грузовики и "просто большие машины" останавливают все поголовно. Документы проверяют как у водителя, так и у пассажиров. После проверки все едут на первый накопитель паромной переправы.

Накопители паромной переправы представляют из себя многополосные стоянки, где желающие переправиться через Керченский пролив автомобили выстраиваются в стройные ряды и ожидают своей очереди на посадку на паром. На "материковой" стороне таких накопителей два, на крымской - три. По мере освобождения накопителей в Порту Кавказ и в Порту Крым машины из других накопителей перемещаются ближе к "заветному причалу". Время ожидания погрузки на паром по известным причинам непредсказуемо от слова "совсем" - все накопители можно пройти как за пару-тройку часов, так и зависнуть в них на пару-тройку суток. Обстановка на переправе - силу ветра, режим работы (или неработы) переправы, число и названия работающих паромов - выводится на световых табло во всех накопителях. Так же во всех накопителях организованы пункты питания, в том числе горячего (во время штормов и прочих бедствий - вроде бы бесплатного), есть туалеты. Ночевать, если что, приходится в машинах (ну или как-то выкручиваться).

При въезде в первый накопитель всем выдается талон очереди с напечатанным на нём номером автомобиля - без него купить билет, заехать на паром, а так же влезть без очереди не получится (хотя некоторые пытались, но, по крайней мере при нас, их "обламывали"). Далее автомобиль ставится в соответствующий ряд в очереди и ожидает отправки в следующий накопитель. В это время необходимо приобрести билет на паром для себя, для пассажиров и для своего "железного друга". Переправа нашего УАЗа, как автомобиля, длина которого больше 4,2 метра, обошлась примерно в 1700 р (сентябрь 2014 г.). Переправа легковушек стоила в районе 1200 р., для прочих видов транспорта, а так же для прицепов предусмотрены отдельные тарифы. Переправа одного человека стоила около 160 р. Да, для приобретения билетов необходимы паспорта, свидетельства о рождении детей и СТС на машину. Наше ожидание в первом накопителе свелось всего к 20 минутам - пока мы брали билеты, наш ряд уже двинулся в порт.

Перед въездом в накопитель в Порту Кавказ все без исключения автомобили прогоняют через довольно тщательный досмотр - крупные вещи приходится тащить (метра два) для пропуска через рентгеновскую установку. (К слову, досмотр при обратной переправе носит лишь формальный характер, кучу ящиков с вином, например, можно перевозить свободно). После этого автомобили попадают в портовый накопитель, где ожидают непосредственно погрузки на паром. Следующий кадр сделан из машины как раз в накопителе Порта Кавказ - идет разгрузка прибывших из Крыма паромов:



В день нашей переправы работали два больших парома - "Крым" и "Ионас". Прождав еще примерно час, мы, наконец, заехали в чрево "Крыма". Оставив машину "на якоре", мы поднялись на верхнюю палубу. Рядом параллельно грузился "Ионас". Вдали маячил Крым.



По левому борту шла погрузка железнодорожного парома.



Вот так выглядит накопитель в Порту Кавказ и процесс погрузки автотранспорта на паром. Вид с парома.



"Ионас" набился под завязку. Но первым в море вышел наш паром.



Крымское побережье, каким оно выглядит из акватории Порта Кавказ. Ширина Керченского пролива в данном месте составляет около 4 км.



Проходим входные ворота акватории порта.



Керченский пролив является одним из основных мест осенне-весенней миграции птиц. В сентябре процесс миграции можно наблюдать воочию.



На встречном курсе, на фоне мыса Фонарный и Еникальского маяка на Керченском полуострове, греческий пассажирский паром с романтическим названием "Глюкофилоуса III".



Воды Керченского пролива бороздит железнодорожный паром "Анненков".



На протяжении всего плавания над паромом постоянно висят чайки, в небезосновательных надеждах на то, что кто-то из переправляющихся подкинет им что-нибудь пожрать. Висят, а не летают потому, что в проливе практически постоянно дует довольно сильный ветер - сила ветра в 20-25 метров в секунду является здесь обычным делом (в то время как ветер такой же силы в городах валит рекламные щиты и ломает ветки деревьев). К слову, качка на паромах при этом практически не ощущается. Чайки висят над паромом строго против ветра. В этот момент их можно попытаться сфотографировать.



Вид на Порт Кавказ перед причаливанием в Порту Крым. Всё плавание заняло примерно 30 минут. Процесс выгрузки с парома снимать было некогда.



Итого, на преодоление паромной переправы, от момента заезда в первый накопитель до момента выезда из парома на крымское побережье, у нас ушло около трёх часов. Не рекорд Гиннеса, конечно, но, по местным меркам, можно сказать, что пройти паром в направлении Кавказ-Крым нам удалось довольно быстро. Но, как я уже говорил, так бывает далеко не всегда.

Так как на момент нашей переправы в Крым уже вечерело, в первоочередных дальнейших планах у нас значилась остановка на ночлег в районе Приморский-Феодосия. Второ- и прочеочередные планы были покрыты полнейшим туманом. Но об этом, и обо многом другом - в следующем посте.

В качестве большого P.S.: этот пост был бы неполон без "страшной сказки" о том, как мы преодолевали паром в обратном направлении, да и без рассказа про обратную дорогу до Москвы тоже.

Итак, резонно предположив, что обратное пересечение Керченского пролива станет гораздо более проблемным, мы по умолчанию предприняли два мероприятия: 1) заложили резервные сутки на преодоление переправы; 2) в течение нашего пребывания в Крыму постоянно мониторили обстановку на переправе и прогноз погоды в районе Керчи. Второе обстоятельство стало ключевым, позволив избежать нам... впрочем, об этом ниже.

Итак, уже под конец отпуска, в очередной раз сопоставив данные прогноза погоды, мы решили, что вероятность закрытия переправы из-за погодных условий в ближайшие сутки-двое весьма высока, а посему момент, когда нужно заканчивать отдых и "пора валить домой" настал, на сутки раньше, чем мы планировали. Выехав с утра из окрестностей Ялты, уже к середине дня мы были в первом накопителе переправы на крымской стороне - в керченском аэропорту. Здесь мы простояли всего минут 20. Во втором накопителе, находящемся в непосредственной близости от Порта Крым, нам, однако, пришлось задержаться на довольно продолжительное время - в третий накопитель в порту мы переезжали уже в темноте. За это время надпись на световых табло "Переправа работает в штатном режиме" сменилась на "Штормовое предупреждение! Работа переправы ограничена!". Простояв еще полтора часа, мы через ж/д терминал таки загрузились на маленький паром (по-моему это был "Ейск"). После чего, уже находясь на пароме, стояли в порту почти два часа, ожидая освобождения причалов на сопредельной стороне. Вместе с нами в порту ожидала загруженная доверху "Олимпия" - она ушла из Порта Крым первой. В Порту Кавказ мы оказались около полуночи. И вот здесь появилось стойкое ощущение - что-то не то творится в атмосфере. Ветер был просто дичайшей силы. Понятно, что к сильному ветру здесь все давно привыкли, но когда ты едешь по дороге от порта, а тебе наперерез ветром бросает какие-то ошмётки, перекати-поле, ветки деревьев и мелких животных, а машина под порывами ветра ежесекундно пытается съехать с дороги... В общем, ночевать на той самой перехватывающей парковке мы не решились, и поехали в Темрюк - довольно крупный город в Краснодарском крае, расположенный в нескольких десятках километров от переправы. Однако в Темрюке, где мы оказались около часа ночи, единственная попавшаяся нам гостиница была забита и закрыта до утра - новых постояльцев здесь не ждали - а сила ветра по-прежнему была такой, что мысль о том, что отсюда нужно валить немедленно и как можно дальше, казалась единственно разумной. И мы повалили. Уворачиваясь от всевозможных предметов, носимых ветром, и встречных машин, мы проехали в ночи еще около двухсот километров. Найдя, наконец, стоянку дальнобойщиков и прочих страждущих переночевать, мы примостились на ночлег. Однако продолжающий свирепствовать за бортом ветер швырялся ветками и раскачивал УАЗик так, что нормально поспать нам так и не удалось - постояли мы всего часа три. И далее, на всем нашем пути до Москвы, в этот день мы останавливались только на заправку, туалет и перекус - за раз, с учетом трехчасовой остановки на сон, у меня получилось проехать почти полторы тысячи километров. К слову, ветер более-менее стих только где-то в Воронежской области...

Уже позднее мы узнали что вот так вот начинался тот самый ураган, который накрыл южные области России в конце сентября 2014-ого года, и из которого нам чудом, "на флажке", удалось вырваться. И так же, позднее, мы узнали, что тот паром, на котором мы переправились на "материковую" сторону, был крайним перед началом этого урагана. Следующий паром пересёк Керченский пролив только через двое суток...

P.P.S.: фотографии (не очень хорошего качества) и некоторые моменты с обратного пересечения парома можно посмотреть на моей странице в Фейсбуке за соответствующий период. Да, у меня есть страница в Фейсбуке:) Страница закрыта летом 2015 г.

Продолжение:

Крым. Коктебель. Кара-Даг
Крым. Парк львов "Тайган"
Крым. Пейзажи Южного берега
Крым. Балаклава
Крым. In vino veritas
Крым. Ай-Петри
Крым. Севастополь

автопутешествия, Керченская паромная переправа, Крым, отпуск

Previous post Next post
Up