Музей Гехта в Хайфском университете (часть первая - еврейская)

Feb 15, 2015 11:14



Хайфа - музейный город:). Я буду это повторять вам много раз, и может быть, вы мне поверите:) Потому что в Хайфе много музеев, но дело не в количестве. Я уже рассказывала про некоторые городские музеи ( 1, 2, 3, 4), а теперь хочу рассказать про частный, единственный в Хайфе бесплатный и необыкновенно активный музей.
Музей этот, прежде всего, археологический и посвящен истории Эрец-Исраэль. Кроме того, в музее находится и коллекция живописи, которую собрал д-р Реувен Гехт.



Музей при университете был основан в 1984 году. В основу музея легла коллекция д-ра Реувена Гехта, которую он собирал на протяжении 60 лет. Еще в молодости он увлекся археологией Эрец-Исраэль. Он стремился собрать артефакты, представляющие собой древнюю материальную культуру Эрец-Исраэль. Особенно его интересовали находки, которые представляли периоды, которые имели значение в истории народа Израиля, то есть с ханаанского периода до конца византийского. Реувен Гехт, который был деятельным сионистом, считал, что археология является важным выражением сионизма, и поэтому древние находки являются доказательством связи между народом Израиля и землей Израиля. Археология является ответом на постоянное "вы тут не стояли жили", повторяемое нашими милыми арабскими соседями.



Портрет Р.Гехта в Центре наследия М.Бегина (Иерусалим).

Вход в музей бесплатный. По убеждению доктора Гехта, было бы безнравственно взимать плату за то, чтобы приобщать евреев, живущих в Израиле и за его пределами, к истории своего народа.
Еще при жизни доктора Гехта одним из основных направлений было обучение детей истории Эрец-Исраэль. Сейчас музей предлагает множество экскурсий и мероприятий для детей.
Но и не только. В музее я видела и много взрослых, говорящих не на иврите - значит очень прав был доктор Гехт!



Как написано на стене музея большими буквами "Народ Израиля на земле Израиля."

Музейная коллекция.

Для меня большим удовольствием было увидеть огромное количество древних изображений меноры (семисвечника). Менора - древнейший еврейский символ, изображение его на материальных объектах говорит о принадлежности евреям.
Изображение меноры можно встретить как в древних синагогах и на надгробных плитах, так и на предметах древнего быта.



Я думаю, что эта вещь была особенно любима самим Р.Гехтом, ведь он всю жизнь занимался хлебом. Это печать, которую ставил на хлебе пекарь, чтобы его продукция была узнаваема. Надпись "Ицхака", римский период. Надеюсь, Ицхак преуспевал.



Стеклянная бутылочка, украшенная менорой. 6-7вв.н.э., Иерусалим



Маслянный светильник, украшенный менорой, 3в.н.э.



Масляный светильник, украшенный менорой, 3в.н.э.



Булла (не знаю, что тут имеется в виду), 5-7вв.н.э. С одной стороны менора, лулав (нераскрывшийся пальмовый лист), этрог, шофар, с другой надпись на иврите.



Изображение меноры, византийский период, Тверия.



Форма для изготовления ручек для масляных светильников, 2-3в.н.э.



Кольцо с изображением меноры, шофара и лулава. 4в.н.э.



Надгробная плита с надписью:
Душа Махриши дочери друга нашего Марсы, которая умерла в четверг, 17 дней месяца элюль, в четвертый год шмиты, 362 год после разрушения Храма. Пусть будет ей мир и покой. Мир, мир, мир, мир.

Отдельная витрина посвящена семи видам растений, которыми Всевышний благословил землю Израиля.



Вот они: в верхнем ряду инжир, ячмень, пшеница, маслина
в нижнем: виноград, гранат, финиковая пальма.



Бутылочки в форме граната, 4 тыс.д.н.э.



Масляные светильники с изображением винограда. 2-3вв.н.э.



Стеклянные бутылочки в виде фиников, 2-3вв.н.э.



Монета с изображением пальмовых веток. №5 18г.н.э., №6 54г.н.э.



Монета с изображением пальмы времен восстания Бар-Кохбы, 134г.н.э.



№17 монета с изображением трех колосков, времен римского наместника Понтия Пилата, 30г.н.э. №18 монета с изображением трех колосков 42г.н.э., №19 монета с изображением двух колосков, 98-117гг.н.э.



Монета с изображением колоса. 9в.н.э.



Резные листья инжира, синагога Кафр-Нахум, 4-5вв.н.э.



Гемма с изображением жнеца (византийский период)



Еврейский масляный светильник, украшенный изображением пшеницы и ячменя. 1-2вв.н.э.

***



Реконструкция жилого дома в древнем Израиле (период царей, 1020 - 930гг.д.н.э.)

Еще разнообразные интереснейшие артефакты.



Миска - амулет, оберегающий от голода, т.е. приносящий сытость. Текст на иврите-арамейском, написано ивритскими буквами.



Оссуарии, использованные в Иудеи во времена Второго Храма (1в.д.н.э - 1в.н.э.), в которые было принято тогда захоранивать. Это были специальные емкости для вторичного захоронения (захоронения костей). Оссуарии ставились в семейный склеп - пещеру, выдолбленную в скале.
Вторичное захоронение было принято, т.к. в те времена верили, что возрождение каждого умершего произойдет из скелета.



Оссуарии украшались резьбой с изображением геометрических форм, растительных мотивов и надписей. На втором от нас выбито на иврите мама (אמא), явно неумело и трогательно, и ощущение, что это сделал кто-то из детей покойной...

На отдельном стенде представлена реконструкции, рассказывающие о Втором Храме





Реконструкция ворот Хульда, которые вели к Храму.



Реконструкция узоров на потолке.



Еще одна реконструкция узора на потолке ворот Хульда и фрагмент, находящийся в музее.



Фрагмент узора на потолке ворот Хульда, настоящий фрагмент Второго Храма.



Мозаика из синагоги в Бейт-Шеане, 5-6вв.н.э.



Еще один фрагмент мозаики из Бейт-Шеана с изображением меноры и надписью "мир" (שלום)

Несколько слов о докторе Реувене Гехте

Невозможно не рассказать об основателе этого интереснейшего музея, о докторе Реувене Гехте. А на иврите в интернете о нем написано безобразно мало, две статьи. И причина понятна, он был человек правых взглядов и нерелигиозный. Именно поэтому на русском о нем написано гораздо больше хотя бы по количеству. Правда, эти материалы основаны на одних и тех же одиноких источниках на иврите... И в этом я не буду оригинальна.
Сегодня бы про Р.Гехта сказали бы на иврите "тайкун", по-русски - "олигарх", или же, использовали традиционное "магнат". Все эти слова имеют отрицательный смысл. А по мне-то, побольше бы нам таких как Р. Гехт, которые умели и стремились развивать свой бизнес и при этом имели определенные жизненные устремления и идеалы. Реувен Гехт был, я бы сказала, страстным сионистом. Он родился в Бельгии в 1909 году, а вырос в Базеле в Швейцарии. Еще в молодости от состоял в сионистском движении. Семья его родителей была обеспеченная, что дало ему возможность учиться в нескольких европейских университетах. В 1933году он получил докторскую степень по политологии в Гейдельбергском университете. Одновременно с этим, Р.Гехт учил археологию и историю искусства.
Еще в начале 20 века отец и дядя Реувена основали концерн "Нептун-Ранания", занимавшийся перевозками по рекам Рейну, Майну и Неккару. С младых ногтей Реувен участвовал в деятельности концерна и учился бизнесу, которым он занимался до последнего дня.
В 1933 году он был активным участником Ревизионистского течения в сионизме и напрямую подчинялся З. Жаботинскому.
В 1936 году Реувен Гехт переехал в Подмандатную Палестину. В 1939 был послан организацией Эцель в Западную Европу, там он занимался нелегальным вывозом евреев в Палестину, чтобы спасти их жизни, чем продолжал заниматься всю Вторую мировую войну и сразу после нее.
После образования государства Реувен занялся строительством хранилищ зерна и элеваторов, которых построил два, в Хайфе и в Ашдоде.
Реувен Гехт также был личным советником Израильских Глав правительства, Менахема Бегина и Ицхака Шамира. Он сделал многое для разъяснения израильской позиции в странах Западной Европы. Он был членом множества комиссий по культуре и искусству - был очень разносторонний и активный человек.
Огромную помощь он оказал Хайфскому университету. Помимо основания музея, он основал кафедру Сионизма и истории и Институт Герцля по исследованию и изучению сионизма. А теперь об этом ни за что не догадаешься, попадая в Хайфский университет рассадник исламского радикализма оплот израильских левых. Вот уж не думал д-р Реувен Гехт, вкладывая огромные деньги в это учебное заведение, что пойдут его денежки налево так все повернется...

А теперь дискотека монеты.



Монета с изображением лилии, ок. 350г.д.н.э.
Лилия эта не кажется вам знакома? Потому что это изображение напоминает вам геральдическую лилию разных европейских дворянских родов?:) Я так думаю, что ровно наоборот. Предок геральдической лилии именно эта скромная монетка и аналогичные изображения, а совсем не пчелки:) Как и семисвечник, который перекочевал в церкви крестоносцев из еврейского Храма почти без изменений.

Монеты времен восстания Хасмонеев 128-37гг.д.н.э..



Рога изобилия и между ними колос.



Рога изобилия и между ними гранат.



Лилия.



Якорь



Лулав.



Менора

***



Монеты времен императора Ирода, после 37г.д.н.э.



Монеты времен императора Ирода, после 37г.д.н.э.



Виноградная гроздь. 4г.д.н.э. - 6г.н.э



Серебрянный шекель, гранат с одной стороны, чаша с другой, монеты отчеканенные во время восстания против римлян 67-69гг.н.э.



С одной стороны монеты пальма, с другой этрог между двумя лулавами, 68-70гг.н.э.

Монеты времен восстаний Бар-Кохбы (132-135гг.н.э). Эти монеты были отчеканены поверх римских монет, ходивших в это время. Таким образом были заменены изображения римских богов и императоров на еврейские надписи и изображения.
Очень многие изображения связаны с Храмом и его атрибутами.



Монета с изображением Храма



Обратная сторона этой монеты. Изображены четыре вида растений (лулав-нераскрывшаяся пальмовая ветвь, мирт, ива, этрог), которые используются для молитвы в Суккот. По некоторым источникам изображены только три вида, этрог отсутствует.



Кубок, амфора и растение, видимо лулав.



Лулав



Этрог



Лира



Две трубы.



Пальма и виноградная лоза.



Грозди винограда.



С одной стороны лира, с другой - пальмовая ветвь.

***


Грустная Иудея сидит около трофеев, награбленных римлянами, золотой динар, выпущенный императором Веспасианом в 71г.н.э.



Пальмы и колосья, 9-12вв.н.э.



Монета времен императора Нервы (97г.н.э.). Монета выпущена в честь отмены налога на финиковые пальмы у евреев.



В 1948 году была выпущена серия марок с изображениями части представленных в музее монет.

Продолжение следует.

Инфа:
http://mushecht.haifa.ac.il/Hecht.aspx
http://mushecht.haifa.ac.il/info.aspx
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A8%D7%90%D7%95%D7%91%D7%9F_%D7%94%D7%9B%D7%98
http://www.tidhar.tourolib.org/tidhar/view/12/3945
http://jpress.org.il/Olive/APA/NLI_Heb/SharedView.Article.aspx?parm=0NU%2B7uZuH8FdCe0I52mYWVH1oVOmt%2F9N50ZRc86LudqHmhfv24Gqm9nz3usJ3YchYw%3D%3D&mode=image&href=MAR%2f1968%2f08%2f09&page=28&rtl=true
http://club.berkovich-zametki.com/?p=3365
Монеты http://www.yeshiva.org.il/wiki/images/thumb/6/6e/Ozar_israel.jpg/800px-Ozar_israel.jpg

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

Хайфа, музей, еврейское

Previous post Next post
Up