Когда мне было "восемь лет, я пошла смотреть балет" (с)А.Барто одиннадцать лет наша школа решила приобщать детей к культуре посредством классической музыки. На самом деле, приобщение к культуре началось еще в начальной школе, когда нас водили в на экскурсии в Эрмитаж. Из первой помню, как часть нашего класса сбежала от всей группы и учителей, чтобы в Египетском отделе пойти искать мумию. Пойманные с поличным, они сознались, что на мумию посмотреть не удалось, т.к. не смогли открыть саркофаг. Какое разочарование.
А глобальное приобщение началось с покупки абонементов
на оперы или на балеты тоже, ну не помню, склероз:)
Понятно, что не каждая семья была готова покупать абонементы в театр, все-таки по тем временам это было дорого. А вот абонемент на фильмы в соседний кинотеатр "Правда" на Загородном проспекте был по карману всем.
Абонемент был на целый учебный год, но из него хорошо помню, что смотрели мы фильм-оперу "Царская невеста" и фильм-оперу "Руслан и Людмила", но может я и что-то путаю. Мои одноклассники, если прочитают это, могут дополнить, исправить и повспоминать со мной:)
"Царскую невесту" мы точно смотрели, хорошо помню как это было сорок пять с лишним лет назад.
Фильм мне показался ужасно длинным, занудным и скучным. Да и весь этот сюжет с любовными страстями в 11 лет я как-то не оценила. Все ждала, когда же наконец все умрут и можно будет идти домой. А вот что у меня осталось в памяти и запомнилось на всю жизнь, так это "глазки с поволокой". Эти глазки остались у меня в памяти потому что я не знала, что такое поволока и приставала с этим к родителям. Они отослали меня к ближайшему толковому словарю в книжный шкаф...
Да, еще в этом фильме одни артисты играли, а другие - пели, как это было принято в те времена. Весь фильм я наблюдала как открывание рта не соответствует тому, как звучат арии. И только это меня немного утешало.
Я подозреваю, что именно этот фильм и стал причиной моей нелюбви к классической опере на всю жизнь.
Так к чему я все это? А к тому, что когда мне предложили пойти на оперу "Царская невеста" в исполнении "Новой оперы" из Москвы, я сначала хотела отказаться, а потом подумала, а может это знак?
Немного фотографий со спектакля.
Сюжет оперы совсем по-шекспировски простой, можно рассказать в нескольких словах: он, Григорий Грязной, любит ее, Марфу, а она в свою очередь, любит Ивана Лыкова. Но в тоже самое время, Грязного любит Любаша, тоже хорошая и красивая девушка... Вообщем, любовный треугольник, я бы даже сказала, маген-давид. Вот тут как раз Грязной решил завить горе веревочкой, и выпить с товарищами-боярами.
Возлюбленный Марфы, Иван, только что вернулся из-за границы...
Любаша, любит Григория, а он ее - нет...
В 11 лет меня ужасно интересовал вопрос, почему Григорий любил-любил красивую Любашу, а потом, бац и разлюбил? И полюбил красивую Марфу, на мой взгляд ничуть не более красивую. Вообще, кого любят, а кого -нет? Есть объективные критерии? В том возрасте это был очень важный вопрос. Еще много лет было потрачено, чтобы понять, что нет ответа на этот вопрос.
Григорий на столько не знает, что делать, что просит у царского лекаря Бомелия продать любовный напиток, чтобы приворожить Марфу. Думает, что есть простое решение в любви...
Этот разговор подслушала Любаша и безуспешно пытается вернуть Григория. Григорий ее прогоняет и Любаша клянется отомстить разлучнице.
А девушки из балета, между тем, естественно, пляшут.
Должна сказать, что мне понравилось лаконичные декорации спектакля, которые не требовали закрытия занавеса и траты времени на замену. Они чудесные, такие простые и многозначительные... по ним и поднимаются и спускаются, и они прекрасно делят пространство на разные сцены с помощью мостов внизу и наверху. Есть еще помост, выходящий вперед к залу... просто на фотографиях это очень сложно передать.
Марфа и Дуняша, у которой как раз глазки с поволокой, как говорит о ней Любаша, пришедшая посмотреть на соперницу.
Девушки радуются жизни и обсуждают предстоящую свадьбу Марфы и Ивана.
Любаша, тем временем, идет к Бомелию и просит зелье, чтобы извести соперницу. Бомелий согласен, но при одном условии, он хочет переспать с Любашей Любашиной любви. Любаша вынуждена согласиться.
Я обнаружила, что на сцене установлены телевизоры по которым артистам во время спектакля показывают матч по футболу дирижера, чтобы им было удобнее.
В антракте я обнаружила в фойе выставку работ студентов Академии дизайна Fa29, на тему оперы "Царская невеста".
Эдакий а-ля Рюсс.
Я бы сказала, что уж очень студенческие работы, совсем без огонька.
Костюмы самого спектакля мне очень понравились.
Почему же опера называется "Царская невеста"? Да потому что все действие происходит на фоне того, что сам царь Иван Грозный тоже хочет жениться, а не только Иван Лыков. Для выбора невесты царь устраивает смотр невест, в котором должны участвовать все девушки страны (боярские и купеческие дочери). И это не выдумка автора сюжета, а исторический факт. Смотр невест, своеобразный конкурс красоты проводился в России в 16-17 веке и таким образом было выбрано довольно много цариц. Сам Иван Грозный был многоженец проводил такой смотр три раза, а вообще у него было 6 или 7 жен (официальных и не официальных), судя по разным источникам. Во время смотра никто не имел права выходить замуж, вдруг царю понравится именно эта девушка... Но все это царю мало помогало и семейная жизнь его была несчастливая.
И Марфа и Дуняша участвовали в смотре, и всем показалось, что царь заинтересовался и разговаривал с Дуняшей, а не с Марфой.
Отец Марфы готов выдать ее замуж за Ивана, и объявляет об этом.
Все радуются, что что Марфа и Иван поженятся...
Во время всеобщей радости Григорий приносит жениху и невесте вина, которое тут же и выпивается. Григорий надеется, что любовный напиток, который он добавил в вино Марфе, подействует.
Всеобщая радость оказалась недолгой, приходят посланцы царя и объявляют, что царь выбрал Марфу себе в жены.
Сам царь не появляется, вместо него приносят сапоги. Кстати, я бы сказала, очень удачный прием.
Выпив любовный напиток, Марфа заболевает и сходит с ума.
Григорий донес на Ивана, что де тот отравил царскую избранницу и Ивана казнят.
Появляется Любаша, которая признается, что подменила любовный напиток Григория на свою отраву.
Григорий от ужаса, что он отравил Марфу, убивает Любашу.
Григорий просит у Марфы прощенье, что погубил невинную душу и просит царя наказать его по всей строгости...
В общем, все умерли...
Надо сказать, что в основу сюжета положен исторический (хотя и малоизвестный) эпизод женитьбы (в третий раз) царя Ивана Грозного. Фамилии героев оперы - имена исторических персонажей.
Должна признать, спектакль мне очень понравился. Особенно исполнитель роли Григория Грязного, Анджей Белецкий. Он не только замечательно пел, но и великолепно играл. Да и все участники спектакля прекрасно играли, а не только пели, что, имхо, видно даже на фотографиях. Как хорошо, что старая советская традиция не умеющих играть оперных певцов, ушла в прошлое.
Ну а я убедилась, что никакое воспитание не проходит зря. Хоть и нет у меня музыкального слуха и
я не люблю классическую музыку, это все равно работает меня это трогает. Не зря старались семья и школа много-много лет назад.
Фрагмент спектакля в исполнении Агунды Кулаевой и Анджея Белецкого.
Click to view
Спектакли пройдут в зале Израильской Оперы в Тель-Авиве 8 мая, пятница, 13:00
9 мая, суббота, 21:00
11 мая, понедельник, 20:00
12 мая, вторник, 20:00
13 мая, среда, 20:00
14 мая, четверг, 20:00
15 мая, пятница, 13:00
16 мая, суббота, 21:00
18 мая, понедельник, 20:00
19 мая, вторник, 20:00
Центр сценических искусств, Шауль ха-Мелех, 19, Тель-Авив
Телефон для заказа билетов - 03-6927777 или в кассе «Браво»
http://kassa.bravo.org.il/announce/23588 Еще о спектакле:
«Царская невеста» прилетела в Израиль Старый фильм-оперу, который я смотрела в детстве, я нашла в сети. Он оказался совсем недлинным, 1 час 35 минут:) Кто бы мог подумать. Я была уверена, что часа 4, пару серий.
Если вдруг кто-то хочет посмотреть, то он
тут О моих походах в оперу:
"Фигаро здесь, Фигаро там" Другая "Сильва" Ромео и Джульетта по-американски в Израиле Инфа:
http://www.belcanto.ru/nevesta.html This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/