Августовская война. Стратегия и дипломатия

Aug 13, 2008 13:55

Предыдущие выпуски:

http://donerjack.livejournal.com/41902.html
http://donerjack.livejournal.com/42221.html
http://donerjack.livejournal.com/42461.html
http://donerjack.livejournal.com/42652.html

Погоди, командир. Сейчас они нас с землёй мешать будут
к/ф "Моонзунд"

15. Какие задачи стояли перед грзинскими войсками, осуществлявшими военную операцию против ЮО? Требовалось как можно скорее провести зачистку Цхинвали, чтобы поставить там собственную осетинскую администрацию, возложить оборону на местных ополченцев и высвободить войска для возможной операции против Абхазии. В отношении позиций российских миротворцев скорее всего отдавался приказ "блокировать без применения силы" или тому подобная неисполнимая на практике благоглупость, означающая на практике "действовать по обстоятельствам", развязывающая руки командирам среднего звена и освобождающая от ответственности высшее командование. По-видимому, после ночного обстрела Цхинвали и (ожидаемого) ступора Совбеза, был отдан приказ нанести ответный удар. Все военные планы Грузии строились на том, что Россия не станет форсировать конфликт и будет искать дипломатического решения проблемы в Совбезе ООН. Таким образом, России удалось осуществить редкий м мировой военной истории маневр "достижение абсолютной неожиданности в обороне". Заслуга этого лежит на высшем руководстве РФ, которое впервые за многие годы проявило готовность отстаивать интересы России любой ценой, и на руководстве Грузии, которое подобную возможность по-видимому не рассматривало. Тем более, никто не рассматривал возможности того, что части 58А будут введены в ЮО столь быстро и организованно, что смогут сразу начать боевые действия.



16. Мобильная фаза войны началась с маневра имени Павла Грачёва (ввод бронетехники в город после артиллерийского налёта без поддержки пехоты ). Он проводился по-видимому в расчёте на то, что части ЮО ополчения будут уничтожены, подавлены, деморализованы или заняты оказанием помощи мирному населению, а российские части будут выполнять приказ "на провокации не поддаваться".

17. Сравнительно мирное развитие операций в Западной Грузии 11-12.08 (Кодори, Поти, Сенаки) говорит о распаде системы связи и управления грузинской армией и/или вмешательства заметной про-русски настроенной силы. Единственной такой силой могут быть российские криминальные авторитеты грузинского происхождения. По-видимому, они являются единственной грузинской группировкой заинтересованной в поддержании добрососедских отношений между Россией и Грузией.

18. Россия (в очередной раз) продемонстрировала неумение работать с иностранными журналистами. Информационная война -- единственная сторона конфликта в которой российская сторона потерпела поражение. Первое, что необходимо было сделать -- организовать пресс-центр для журналистов иностранных СМИ и зазывать из с призывом "скорей, скорей, иначе сейчас всё самое интересное кончится". Второе -- показать журналистам огневой налёт РСЗО, зрелище ошеломляющее.

19. В дипломатической схватке ситуация заметно лучше, нежели в информационной. США и Великобритания ограничивались заявлениями о поддержке Грузии, но реально не предприняли никаких шагов в этом направлении (Польша, Украина, страны Балтии оказались куда решительнее). Более того, заявление США о неадекватном российском ответе на действия Грузии, означает, что возможен был и некий "адекватный" ответ, а, следовательно, и претензии России к Грузии в какой-то степени имели место.

20. Если подключение Human Right Watch заслуга наших дипломатов, то это очень сильный ход.

21. Оперативное принятие "Плана Саркози" обеспечило России дополнительные PR-очки. Кроме того, визит Саркози в Москву был предпринят сразу после того, как Россия выполнила поставленные перед собой военные задачи. Это также очень сильный ход российской дипломатии.

22. Единственным союзником России показала себя Куба (на третий день войны). Заявление же МИД Белоруссии оказалось более обтекаемым, нежели некоторые публикации в крупных европейских газетах. Однако, в настоящее время союзнические отношения обусловлены куда более практическими интересами правящих элит, нежели (гео)политическими интересами обществ. Поэтому пример того, что Россия оказалась готова платить за защищиту своих интересов высокую цену, повышает котировки России на международной проектной бирже ;)

ПОПРАВКА Германия. С первого же дня. Крещендо было заявление Штейнмайера о том, что Берлин "выражает понимание мер, которые Россия применяет для нормализации обстановки в Осетии".

23. Изначально предоставление российского гражданства жителям Абхазии и ЮО было рискованным шагом. В случае начала военных действий со стороны Абхазии или ЮО, появилась бы возможность обвинить Россию в ведении военных действий. Тем не менее, Грузия этим поводом не воспользовалась.

24. Удачно, что полтора дня ведущие дипломаты мира обсуждали ставит ли Россия обязательным требованием отставку Саакашвили или нет. В это время военные могли спокойно делать своё дело. Одно из двух: либо это было "обязательное к снятию требование" либо удачное стечение обстоятельств, связанное с игрой на страхах г-жи Кондолизы Райс.

25. Следует отметить, что Михаил Саакашвили ВСПОМНИЛ о том, что Грузия является членом СНГ только после окончания войны.

26. В ближайшее время следует ожидать парада идентичностей и антиидентичностей по отношении к России.

27. Существенной проблемой современной дипломатии является противоречивость принципов международного права. На европейских руинах Тридцатилетней Войны (которую по праву можно назвать Нулевой Мировой) возник принцип абсолютного государственного суверинетета, восходящий к принципу Вестфальского мира "чья власть того и вера". По результатам Второй мировой войны принцип примата соблюдения прав человека, провозглашённый ещё французскими просветителями, был положен в основову современного миропорядка, найдя отражение в уставе ООН. Другое детище французского просвещения -- принцип делегируемого права, заменивший собой принцип права естественного, вкупе с прогрессом средств массовой информации и развитием PR технологий породил популистские демократии. Вслед за последовавшим после Первой Мировой войны крушением империй старой Европы, страны-победители (вслед за Лениным!) провозгласили "право наций на самоопределение". Приняв распад формальных конфедераций СССР, Югославии и Чехословакии, страны-победительницы холодной войны тем не менее постулировали нерушимость европейских границ, определённых в Ялте и Потсдаме. Этого оказалось достаточно, чтобы в общем-то логичная система международного права стала разрушаться с угрожающей скоростью.

Первой не выдержала Сербия. Я не склонен всерьёз думать, что режим Милошевича кому-то сильно мешал. Тоталитаризм в Югославии был явно не сильнее чем в Белоруссии, да и угрожала Сербия соседям не более, чем Армения. Легитимность югославского государства определялась огромным количеством договоров, являвшихся итогом русско-турецких и двух мировых войн. Поэтому распад Югославии в какой-то мере упростил запутанную систему европейского права. Возможный распад Бельгии также позволит отказаться от целого пласта договоров Венского Конгресса (о границах Франции, например) и договора 1830 года, оформивших границы Голландии, Люксембурга и определивших статус Рейна.

В этих условиях на первое вновь на первое место в международной политике выходят принцип прецедента и право силы. С этой очки зрения война в Южной Осетии также оказалась выгодной России, поскольку ввела её в число стран, которые де-факто имеют право вести военные действия на чужой территории без существенных дипломатических издержек (с 1991 года в этом закрытом клубе участвуют США и Израиль).

28. At last, but not least. Фрегат Палалда (учебный корабль Дальневосточного государственного рыбохозяйственного технического университета) установил мировой рекорд скорости для кораблей своего класса -- 18,3 уз. Правда абсолютные рекорды скорости и рейсовой скорости 20,8 и 14,6 уз, соответственно, устояли.

В следующем выпуске читайте о промежуточных итогах и возможных последствиях войны.

августовская война, аналитика

Previous post Next post
Up