страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение 24.07.2019
Родственник встретил меня на железнодорожном вокзале Новосибирска. И устроил мне настоящую автомобильную экскурсию по всему городу - из края в край и даже не один раз. Новосибирск - большой город и, конечно, ни пешком, ни на велосипеде я не посмотрел бы его за один день так, как с пассажирского места автомобиля.
Моё знакомство с городом происходит не «по накатанной схеме». Дореволюционной архитектуры в Новосибирске я почти не наблюдаю: она большей частью остаётся в стороне. И, конечно, в любом случае одного дня на Новосибирск - слишком мало.
В XVIII веке административным центром, наиболее статусным городом Сибири был Тобольск. В XIX веке его потеснили другие города - Томск, Иркутск и, конечно, Омск. В начале XX роль своего рода главенствующего города Сибири перешла к Омску - не случайно там располагалась ставка А.В. Колчака. В послереволюционные годы по мере развития сети железных дорог наибольший импульс к развитию получил Новосибирск.
Новосибирск - молодой город: он был основан в мае 1893 года как посёлок строителей моста через Обь при Транссибирской железной дороге [1]. Поначалу официально так и назывался: «Поселок при строительстве моста через Обь» [2]. За отсутствием какого-либо устоявшегося названия в самые первые годы посёлок упоминается под своего рода фантомными названиями - Новая Деревня, Кривощёковский, Александровский. В декабре 1895-го посёлок впервые упоминается как Ново-Николаевский [3], и это название за ним закрепилось. Статус города Ново-Николаевск получил в 1903 году, а в 1926 г. был переименован в Новосибирск.
При своём небольшом возрасте Новосибирск, пожалуй, самый динамичный город в российской (да и в мировой) истории XX века. По переписи 1897 года в Ново-Николаевском было только 8 тыс. чел., а в 1990-х город вышел на третье место по численности населения в Российской Федерации. Сейчас в самом Новосибирске (не считая пригородов) проживает более 1,6 миллиона человек, и население его уверенно возрастает.
Если не считать привезённого издалека памятника деревянного зодчества, то старейшими сооружениями Новосибирска можно принять ледорезы и изначальный пролёт моста Транссибирской железной дороги. Теперь пролёт моста выступает в роли архитектурной достопримечательности:
А новые пролёты моста установлены на прежнем его месте, на реконструированных опорах. На фоне сохранённого старого пролёта моста установлен памятник Александру III.
Слева от Транссиба, чуть выше по течению Оби расположено прежнее здание новосибирского речного порта.
Вот, стало быть, получается, здесь то в 1950-м г. и вышел с колёсного парохода на берег мой дедушка - Аркадий Степанович Чекушкин - и направился к трамвайной остановке, ещё даже не зная, что в тот же день он будет поступать в НИИГАиК (см.
ч.43: «Поступление в НИИГАиК и первые месяцы учёбы»).
Если я сейчас попытаюсь описать Новосибирск соответственно хронологии своего перемещения по нему, то получится сумбурно. Поэтому лучше продолжу сразу с того момента, как «отпросившись» ненадолго в самостоятельную прогулку, я подъехал в метро от станции «Площадь Маркса» до станции «Площадь Ленина», вышел на поверхность и направился осматривать центральную часть города.
В основном новосибирские места, которые фигурируют в рассказах и на фотографиях моего дедушки - это речной порт, Линейная улица, Залесовский бор и, конечно же, центр города, в пределах которого расположены главный корпус НИИГАиКа, оперный театр, стадион «Спартак», городской парк, памятник «Красный факел». Вот этот центр я отправился осматривать пешком. Чтобы посмотреть, как центр Новосибирска выглядит сейчас, что в его облике изменилось за без малого семь десятилетий, и что осталось.
(забегая вперёд, скажу, что на «Красный факел» времени у меня не хватило, хоть он и был всего метрах в двухстах от моей траектории).
Выйдя из метро, я оказался на площади перед оперным театром. По центру кадра - здание Облпотребсоюза:
Это же место в начале 1954 года:
В 7 утра по местному времени, когда я обозревал город с пассажирского места автомобиля, площадь перед оперным театром предстала почти безлюдной. Мрачновато высились соцпамятники на фоне серого неба и тусклого от марева лесных пожаров солнечного диска:
В середине дня площадь предстала более красочной и очень оживлённой - туристы с фотоаппаратами, подростки на трюковых велосипедах, молодые мамы с колясками, посетители оперы, просто отдыхающие на лавочках люди разного возраста:
Здание, возведенное в 1910-11 гг. в стиле модерн по проекту архитектора А.Д. Крячкова [4]:
Известно оно как «Городской торговый корпус», хотя торговые помещения изначально располагались только на первом этаже, а второй этаж предназначался под банковское и под главные городские административные учреждения. Ныне в здании размещается краеведческий музей.
Это же здание на фотографии 1956-57 гг.:
Здание оперного театра, кадр за 1 мая 1953 г.:
Современный облик оперного театра:
.
Судя по афишам, в сентябре 2019-го ожидалось три премьеры: «Лебединое озеро», «Летучая мышь» и какой-то класс-концерт.
Вообще, здание оперного театра в Новосибирске - огромное. Это крупнейший оперный театр в стране. Над строительством сооружения работало много архитекторов, художников, скульпторов, инженеров, строителей. Над одним только проектом здания потрудилось с десяток архитекторов. Но помимо больших размеров и своего внешнего вида здание примечательно конструкцией купола, принципом размещения зрителей, размером сцены, сложностью механизмов внутри здания, привлечением инноваций и передовых изобретений своего времени. Возводилось оно начиная с 1931 года. Здание в основном было построено к началу ВОВ, театр был открыт 12 мая 1945 года, но уже и во время работы театра здание продолжало достраиваться - с северной стороны вплоть до 1954 года включительно [5].
Клумбы и молодые деревца в парке возле оперного театра:
.
.
Классическая архитектура новосибирского оперного театра соседствует с новостройками современных архитектурных стилей:
Трамваи в Новосибирске тоже ходят весьма разного облика, этот вот - новенький:
А этот (заснятый в другой части города) - старого образца, примерно такой же, какие ходят в Бийске и в Смоленске:
Но совсем уж древних трамваев, какие ходили по Новосибирску в 1950-х гг., теперь уже не отыскать:
Выхожу на улицу Каменскую и по ней направляюсь к стадиону «Спартак». Кадр по пути - улица Фрунзе и здание Центра хирургии позвоночника МЗ РФ:
Стадион «Спартак», восточная трибуна:
Вид за 2019 г. со стороны восточной трибуны на западную:
Аэроклуб расположен здесь же, с северной стороны стадиона:
Западная трибуна стадиона в 1950-55 гг. выглядела так (вид с севера на юг, в направлении парка):
К настоящему времени с западной стороны стадион и вовсе перестроен основательно:
Перестроено всё - от здания до заборов (можно сравнить и с этим кадром за 1950-55 гг.):
Стадион «Спартак», кадр 1951-1955 гг. снят, похоже со стороны западной трибуны:
По-видимому, все постройки, какие теперь на стадионе имеются, были возведены в последующие годы.
Южная трибуна стадиона:
.
Городской парк расположен рядом со стадионом, чуть южнее.
Памятник напротив входа в городской парк:
Городской парк, 2019 г.:
Должно быть, посреди аллеи находится точка съёмки, с которой вправо был сделан кадр 1950-55 гг., аллеи то похожи:
Аттракционы в парке, вид со стороны стадиона «Спартак»:
Красный проспект, здание №37 оформлено на какой-то голландский, что-ли манер:
Основной корпус НИИГАиКа находится за ним. В этой части города всё, что меня особенно интересует, вообще довольно близко друг к другу расположено. Так вот, пройдя возле городского парка, направляюсь к НИИГАиКу:
Здание НИИГАиКа - справа (адрес с этой строны: Красный проспект, 35):
На углу его - две доски. Одна - просто табличка - обозначает вход в Геологический музей АО «СНИИГГиМС». В музей я по времени не попадаю.
Другая - памятная доска - гласит, что в здании «с 1937 по 1956 год работал известный писатель и геодезист Григорий Анисимович Федосеев».
Не читал я его произведений, а они, похоже, довольно интересны. Возможно, когда-нибудь прочитаю.
Угол здания, выходящий на Красный проспект:
Само здание расположено по улице Потанинской, 5.
Центральный вход в здание, 2019 г.:
Это же здание в 1950-55 гг.:
Вот в нём то и размещался в 1950-х гг. главный корпус Новосибирского Института Геодезии Аэрофотосъёмки и Картографии. Сейчас в здании размещается НТИ РГУ - Новосибирский Технологический Институт Российского Государственного Университета - причём размещается уже давно:
Ближайшая трамвайная линия ныне проходит метрах в 300-х от здания. Нет сейчас и продуктового рынка напротив, выйдя с которого Аркадий Степанович летом 1950-го впервые увидел НИИГАиК (см.
ч.43: «Поступление в НИИГАиК и первые месяцы учёбы»):
Прежнее расположение школы №95 я искать не стал. Ну, а что касается Залесовского бора и улицы Линейной (см.
ч.47: «Новосибирск, 1955-1957»), то прогуляться по ним времени у меня не хватило. Да я и не очень то стремился прогуляться по Линейной, зная, как сильно она была перестроена за прошедшие шесть десятилетий.
С 1955-57 гг. на Линейной вообще мало чего осталось. Как я ни бродил по панорамкам яндекс-карт, но не нашёл не только одноэтажного домика №191, но даже и располагавшегося за ним трёхэтажного здания музыкального училища. Кварталы вдоль улицы Линейной оказались перезастроены почти подчистую. Вот разве что чуть южнее детского садика №491 есть на яндекс-картах что-то похожее на фундамент здания музыкального училища. Но оно ли - не уверен. Времени добраться до него на местности у меня не хватило.
Продолжение следует...
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Источники справочной информации:
1.
Официальный сайт города Новосибирска. История 1893-1914. 2.
Хроника Новосибирска 1893-1916 гг. 3.
Хроника Новосибирска 1893-1916 гг. 4.
Город Новосибирск, проспект Красный, д.23. 5.
Архитектура Новосибирска. Новосибирский Государственный Академический Театр Оперы и Балета.