страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Уже на подъезде к Петропавловску - в Бишкуле - на столбах вдоль дороги выведен орнамент в виде ключа - один из символов Петропавловска:
По сути, этот символ соотносится с ключами апостола Петра. Для Петропавловска, где, как минимум, три четверти верующих составляет христианское население, это как само собой разумеющееся. Сейчас официально этот вот символ трактуют в обтекаемой форме как ключи от северных ворот в Казахстан. Видимо, чтобы не смущать представителей мусульманского населения. Потому как ни для кого не секрет, что город, основанный в 1752 г. как крепость, был назван в честь Святого Петра, а вот с ним символически ассоциируются и ключи Царства Небесного. Кстати, ключ в геральдике города известен, как минимум, с 1867 года - тогда Ю. Калинкиным был составлен проект герба, впрочем, не утверждённый. А в качестве первого герба Петропавловска обычно приводят герб образца 1842 года - с верблюдом и «азиатцем». Хотя, по идее, должен был существовать и более ранний герб - ведь у соседнего Кокчетава известен герб образца 1824 года.
Датой основания Петропавловска принято считать 1752 г. - время основания крепости Святого Петра. И это правильно. История города начинается именно с этого времени. Иногда приводят в качестве даты основания 1807 год - тогда крепости был дан статус города, и она была переименована в Петропавловск. Но некоторые постройки города, видимые в Подгорье и поныне, к тому времени уже существовали.
В разное время Петропавловск посещали многие выдающиеся и известные лица: Иоанн Кронштадский, П.А. Столыпин, хан Абылай (уже принявший российское подданство), император Николай II, адмирал А.В. Колчак и командарм М.Н. Тухачевский (возглавляя противоборствующие армии), амер. физик Вуд Роберт Вильямс, исследователи Альфред Брем, Гумбольдт, Лев Гумилёв, Н.Г. Катанаев, Н. Тимофеев-Ресовский (в заключении), Шокан Уалиханов, писатели Фёдор Достоевский (по этапу), Александр Солженицын (в заключении) и др.
В Петропавловске находится уникальнейший оранжерейный комплекс, основанный ещё в 1912 году [1], в котором теперь произрастает около тысячи видов из самых разных стран, в т.ч. из тропиков.
А ещё - обсерватория и планетарий.
В настоящее время о существовании Петропавловска мало кто знает за пределами Западной Сибири и за пределами Казахстана. Между тем город довольно интересный. В начале XX века он был довольно крупным уездным центром. И, например, в 1926 г. из всех городов современного Казахстана Петропавловск уступал по численности населения - 47,3 тыс. чел. - только Семипалатинску [8].
Наибольшей численности население города достигло на рубеже 1970-х и 1980-х гг. В настоящее время население города поменьше и составляет 205 тыс. чел. [3]
.
С южной стороны на въезде в Петропавловск указано правильное, полное название города с орнаментом в виде ключа:
.
А вот с северной стороны города - уже официальное, редуцированное (очередная шкода от т.н. ономастической комиссии):
.
Близ южного въезда в город находится поворот налево - на Вороний остров:
Сейчас там - километрах в семи - в долине Ишима находится сразу несколько турбаз. А применительно к 1930-м гг. Вороний остров упоминается как место расстрела политических заключённых.
.
Отдыхаю на автобусной остановке. Выходит местный мужичок с двумя симпатичными беспородными собачками добродушного вида. Он их знает по именам. Мужичок уезжает. Собачки местные, остаются. Здесь ходит автобус №14. Ходит довольно часто, и каждый раз стоит у остановки по нескольку минут, даже если желающих на него не видно.
Далее справа от дороги расположен памятник целинникам:
По правую сторону от дороги за одним из озер становятся видны одноэтажные домики юго-восточной окраины Петропавловска:
Въезжаю в Петропавловск. Его южная окраина выглядит подобно набережной в каком-нибудь курортном городке:
В кадре - не река, в кадре - озеро.
.
В Казахстане любят ваять барсов.
Далее следует высокий и довольно крутой подъём через железнодорожные пути.
Петропавловск. Вдоль улицы Жамбыла Жумабаева стоят столбы - и снова с орнаментом в виде ключа:
.
.
По городу я выписал замысловатую траекторию. Сначала добрался до центра города, прикупив по пути в одной из аптек троксевазин. Затем по пешеходной ул. Конституции переместился на юго-восток, оттуда - к ж/д вокзалу. Затем другой дорогой - по ул. Интернациональной - вернулся в центр, пересёк его извилистой траекторией, посмотрел оставшийся - северный - участок улицы Конституции. Оттуда переметнулся в райончик, именуемый Татарской Слободой. Затем спустился в Подгорье, поднялся к месту основания города. Потом снова стал пересекать город - теперь уже в поисках ночлега.
Таковой обнаружил по Интернациональной улице: после улицы Жамбыля Жумабаева замечаю вывеску «Hotel» (дом 53). Это такая гостиничная компания, которая занимается арендой квартир. 3000 тенге (около 500 руб.) - и, пожалуйста, апартаменты на пятом этаже соседнего здания. В моём распоряжении - комната с мебелью, чистое бельё, коридор, ванная комната, кухня со столами, плитой, холодильником (разве что без еды) и проч. Комфортно. Можно принять душ.
Километраж за день - около 60 км.
4.05.2013
Вставать утром, как обычно, не хочется. Выезжаю лишь где-то без четверти десять (по местному).
Утром от центральной части города подался в северном направлении - сначала по ул. Жамбыля Жумабаева, а затем дворами переместился на улицу Мира. Добрался до 19-го квартала, пересёк 20-й квартал, выехал к Пятому Логу. И оттуда покатил из Петропавловска в северном направлении вдоль долины Ишима до поворота на Омск, оттуда - в восточном направлении.
Полагаю, не стоит далее приводить описание города в соответствии с хронологией поездки, а лучше преподнести его в пространственно-тематическом варианте.
По ходу поисков информации о Петропавловске мне встретилось несколько интересных источников. Отмечу особо повествование varandej «Петропавловск не камчатский»
ч.1 и
ч.2. Моё повествование отчасти пересекается с повествованием varandej, но с некоторыми его утверждениями принципиально не соглашусь. А именно: «…Абылай действительно имел свою резиденцию в крепости Св. Петра…»; да, нет же, возражаю - она располагалась за крепостными стенами и довольно далеко. Или вот: «…Кызыл-Жар… - казахское название местности, где была основана крепость Св. Петра…» Пардон, нет достоверных оснований отождествлять место основания города с урочищем Кызылжар. Ещё автор, очевидно, запутался в датах строительства храмов Св. Петра и Павла. Ну, и в отличие от varandej, в моём восприятии облик Петропавловска остался вполне себе таким российским, хотя, конечно, и очень колоритным.
Архитектура Петропавловска неплохо предсталена, в частности, на сайте
petropavlovsk.biz на страницах с 4-й по 13-ю.
Ещё отмечу интересное описание народной топонимики Петропавловска:
Сергей Пресняков. Откуда пошли эти названия? Жаль только приведённые в том источнике топонимы в большинстве случаев затруднительно чётко привязать к карте города.
.
Подгорье и место основания города.
Поднимаюсь к месту основания города. Само пространство, где располагалась крепость, выглядит нефотогенично: современная невыразительная жилая застройка и какие-то производственные кирпичные корпуса завода изоляционных материалов. Посреди этого затеряны где-то материальные остатки старины, но это ещё надо знать, где что находится.
Зато со склона открывается хороший вид на долину Ишима:
Хорошо видно Подгорье, река Ишим, его левобережье.
Топоним Ишим переводят как «вьющийся» или «длинный» [20]. Река, действительно, очень протяжённая - 2450 км. Например, из всех европейских рек длиннее только Волга и Дунай. Но площадь водосбора не столь впечатляюща. А расход воды и вовсе скромный - всего лишь 56 м3/с [4]. Для сравнения, расход воды всего то, например, в Быстрой Сосне у Ельца - 71 м3/с при общей её длине в 296 км. А расход сопоставимых по длине Дуная, Камы и Днепра составляет 6550, 4100 и 1670 м³/с соответственно!
Несколькими сотнями метров западнее места основания города, на ул. Потанина расположено здание, преподносимое как дворец хана Абылая, но возведённое лишь в 1821 году (по другим данным - и вовсе в 1829 г. [27]). Сама же резиденция Абылая, вероятно, находилась «в четырех верстах от крепости, выше по течению реки Ишим, под «горой» (имелось ввиду понижение местности), которое впоследствии (со второй половины XIX века) оказалось в черте города» [30]. Постройки для резиденции хана возводились уже после того, как он принял российское подданство - в 1765 г. - деревянными, и, как полагают, они сгорели во время пожара. А то здание, где сейчас находится музей хана Абылая, построен из камня в 1821 или даже в 1829 году и использовалось для военного лазарета [27]. Источники нередко утверждают, что здание было построено для Уали - сына хана Абылая. Хотя известно, что Уали-хан прожил только до 1819 года [6].
Музей «Резиденция Абылай-хана».
Памятник хану Абылаю.
Немного выше по склону расположено здание купеческого собрания (1890 г.):
По улице Потанина перемещаюсь в часть города, именуемую Подгорьем (выше по склону часть города называется Нагорьем):
Ул. Потанина - спуск в сторону Ишима. Вид на Подгорье.
Какой нарядный домик на спуске! (ул. Потанина, 61)
Подгорье - это старейшая часть города, и здесь тоже немало старинных домиков, как и вообще в Петропавловске - все не перезаснять:
ул. Потанина, 106.
К сожалению, архитектурная значимость одноэтажной деревянной застройки центральной части города со всей очевидностью недооценивается. Так, генеральным планом развития города Петропавловска «Ветхую одноэтажную застройку, а также малоценный жилой фонд вдоль ул. Жамбыла - одной из главных магистралей города - предлагается заменить многоэтажными домами, объектами культурно - бытового, развлекательного назначения. В период первой очереди строительства в этом планировочном районе должен возникнуть жилой массив "Жас Оркен"…
Реконструкции должна подвергнуться также подгорная часть города. Жилой массив "Подгорный" находится вдоль ул. Папанина /Потанина!/ в северо - западной части города. Массив предполагается застроить малоэтажными блокированными домами» [15]. В этой связи, судьба исторической застройки Подгорья в Петропавловске внушает большие опасения.
Храм Св. Петра и Павла.
Храм Св. Петра и Павла расположен в Подгорье. Здание храма построено в 1803 г. и полностью перестроено в 1812 г. в стиле барокко. До революции храм этот был Покровской казачьей церковью. В советское время был закрыт. Собором Св. Петра и Павла он стал позже [29].
.
Храм Св. Петра и Павла.
Вообще, первым храмом города была деревянная церковь Св. апостолов Петра и Павла, располагавшаяся на территории крепости [5], но её здание, понятное дело, не сохранилось. В 1831 г. на её месте заложили каменную церковь, но та была разрушена столетием спустя, и от неё остались только основания стен [29].
.
продолжение следует… страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение .
Ссылки на источники к теме поста:
1.
Ботаническому саду Петропавловска - 100 лет 3.
Википедия. Петропавловск. 4.
Википедия. Список рек по длине. 5.
Город Петропавловск. 6.
Жешире. Генеалогия казахов. 8. Н.Л. Краснобаева. Динамика численности и этнический состав населения Казахстана по данным I Всесоюзной переписи 1926 года.
15.
О генеральном плане города Петропавловска Северо-Казахстанской области. 16. varandej . Петропавловск не камчатский
ч.1 и
ч.2 20.
Северо-Казахстанская область 21.
Сергей Пресняков. Откуда пошли эти названия? 27.
http://petropavlovsk.biz/blog/petropavlovsk.biz/-13.html 29.
Sever.kz Церкви, мечети, костелы http://sever.kz/?p=47 30.
http://visitkazakhstan.kz/ru/guide/places/view/148/