Чего плохого в "Краснодарском транзите" и что делать?

Nov 08, 2012 11:35



Фото с сайта ozodi.org

Я ранее познакомил вас с проектом комплексного развития территорий «Краснодарский транзит», предполагающего демонтаж железной дороги в черте города и прокладку в пределах ее землеотвода скоростной автомобильной магистрали с безсветофорным движением. Напомню схему планируемой магистрали:


На схеме:
Красное - новые развязки.
1 - ул.Солнечная и Ростовское шоссе
2 - ул.Гаврилова
3 - ул.Щорса и ул.Новороссийская
Зеленое - реконструкция существующих развязок:
4 - ул.Офицерская
5 - ул.Садовая
6 - ул.Северная
7 - ул.Вешняковой

Я обещал детально объяснить, что плохо в строительстве этой магистрали. Приступим.

1. Грамотное строительство действительно (а не на словах) скоростной магистрали вместо железной дороги не увеличит связность сети дорог городского значения.
Произойдет это потому, что скоростная инфраструктура - это очень сложная система. Об этом довольно подробно есть в журнале maxkatz в заметке « Простые шаги по улучшению или спасению вашего города» (листайте до пункта «во-вторых»). Я не буду его тут повторять. Замечу только, что кроме того, что написано у Каца, в Краснодаре есть еще одна тонкость - вновь построенный элемент дорожной инфраструктуры будет одним концом упираться в «игольное ушко» ул.Ставропольской в районе Вещевого рынка, а другим концом - в бутылочное горлышко развязки ул.Офицерская-ул.Ростовское шоссе. И доводы о том, что «Ростовское шоссе сейчас чаще всего свободно, а так оно заработает в полную силу» не могут быть конструктивными, так как Ростовское шоссе свободно именно из-за того, что транспортный поток регулируется пробками в районе кинотеатра Аврора. Когда власти развяжут автомобильный узел в том районе, поток просто встанет многорядной пробкой на всем протяжении Ростовского шоссе и вновь сооруженной эстакады. Кроме ухудшения экологической обстановки это строительство ничего не даст городу. Ну, еще строительные компании заработают свои деньги. Естественно, называть многорядную пробку «скоростным» шоссе можно только в кавычках. И будет у нас как на третьем транспортном в Москве:



Фото: Reuters из ЖЖ drugoi

2. Скоростная дорога нормально работает только при маленьком числе съездов. Причем эти съезды должны обеспечивать рассредоточение большого количества транспортных средств по улично-дорожной сети. Применительно к Краснодару на запланированном участке по-хорошему может быть 1-2 съезда. Очевидно, что связность городской дорожной сети такая трасса не сильно увеличит. А учитывая, что съезды с трассы просто некуда уткнуть для обеспечения оттока автомобилей, так как городская сеть не в состоянии проглотить такое количество транспорта, то становится понятна разбалансированность предлагаемого решения. По озвученным планам власти сделают 7 развязок на 10 км магистрали, теоретически увеличив связность районов города. Однако, обилие съездов (местами между развязками не более 500 метров!) приведет к активному перестроению автомобилей в потоке, что дополнительно снизит провозную способность этого направления. Таким образом, трасса не сможет работать в скоростном режиме и ее пропускная способность будет низка, что при таких финансовых затратах на ее сооружение является неэффективной тратой бюджетных денег.

3. Экологическая обстановка в прилегающих к трассе районах сильно ухудшится. Учитывая, что трасса проходит через итак экологически нагруженный центр, привлекательности городу это не прибавит.



Фото: ИТАР-ТАСС

4. Доставка грузов в город потеряет одну из альтернатив в виде железной дороги. Товарные вагоны заменят грузовики и фуры. Это добавит хардкора в экологическую обстановку города и транспортный хаос на дорогах. Возможно, это способ выжать крупные производства из черты города? Не знаю. Но если задача в этом, то неужели нет других способов? :)

5. Реконструкция развязок по ул.Офицерской (№4 на схеме вверху) и ул.Садовой (№5), а, возможно, и по ул.Вешняковой (№7) обязательно затронет обособленные участки трамвайных путей. Это ухудшит трамвайное движение и еще сильнее сместит акцент городской транспортной системы в сторону автомобильного транспорта. А унимодальная транспортная система чрезвычайно неустойчивая. К чему приводит чрезмерное доминирование одного из видов транспорта, можно посмотреть на примере того же Лос-Анджелеса.

Можно еще перечислить несколько относительно менее значимых негативных моментов запланированного строительства, но мне кажется и этих достаточно.

Единственное, что правильно предлагается в рамках «Краснодарского транзита» - пуск скоростного трамвая и перенос вокзала Краснодар-2. Но даже тут в деталях все не очень продуманно.

Теперь поговорим, что же лучше сделать.
Во-первых, нельзя зацикливаться исключительно на городе. У нас довольно протяженная агломерация с численностью населения более 1,3 млн. чел. В силу территориально-административного деления к административному центру города близко расположена территория республики Адыгея. Поскольку недвижимость там стоит существенно дешевле, чем в Краснодаре, многие покупают квартиры именно «за рекой». Собственно, на Адыгее все не заканчивается: многие мои знакомые купили дома и квартиры в пос.Афипский, пос.Северский и дальше! Все эти люди едут на работу в город с юга, формируя заторы с адыгейской стороны в районе мостов через реку Кубань.
На севере города похожая картина - многие едут каждый день на работу из Динской, Новотитаровской, даже из Тимашевска, Кореновска и Усть-Лабинска! Все эти люди не имеют адекватных альтернатив доехать в город на работу - только личный транспорт, если позволяют средства. Автобусное сообщение сложно назвать комфортным. Такси - дорого.
Город не в состоянии решить транспортные проблемы на участках въезда этих пассажиропотоков в городскую сеть. Да и краевым властям, как мне кажется, будет сделать это довольно сложно. При этом объем строительства потребуется колоссальный. В то же время провозные возможности железной дороги высоки, а используется они не в полной мере. Пуск современных комфортабельных электричек (с целью формирования городской системы LRT) с расписанием, синхронизированным с расписанием городского общественного транспорта, способен в разы разгрузить дороги по этим направлениям, а финансов такое мероприятие потребует на порядки меньше!



Единственное направление, которое невозможно разгрузить таким образом, - это Елизаветинская, Белозерный, Новомышастовская. Будь в ту сторону вплоть до Славянска на Кубани железная дорога, было бы вообще сказочно :)
В общем, основное: нужно развивать железнодорожный транспорт на основе имеющихся путей с постепенным созданием LRT-сети в городе. И первый этап - это именно пуск электричек по существующим путям.

Во-вторых, для увеличения связности дорожной сети в городе необходимо строить мосты над железной дорогой либо проколы под ней. Это в любом случае будет существенно дешевле, чем вынос жд-полотна за город и те же самые мосты, но в виде развязок к скоростной магистрали. В районе ул.Офицерской, где жд-пути ныряют ниже поверхности земли (старый городской вал) можно рассмотреть вариант закрытия путевых конструкций в тоннель, что даст дополнительное пространство для городской инфраструктуры.

В-третьих, скоростной трамвай в направлении ул.Стахановской - это правильно. Но автовокзал в этом районе - это бесполезная трата денег. Лучше выносить вокзал дальше на север и строить там нормальный транспортно-пересадочный узел (синяя окружность на схеме рядом со стрелкой №1). Этот узел с привязкой к LRT-транспорту и наличием перехватывающих парковок как раз и будет тем решением, которое нужно городу - вокзал будет доступен горожанам (на LRT из центра города до него будет не более 10-15 минут езды), а людям, движущимся в город на автобусах и личном транспорте будет удобно и комфортно пересаживаться на городской транспорт.

В-четвертых, транспортно-пересадочные узлы необходимы по всем направлениям. Их возможные места размещения отмечены синими окружностями.
а) Для жд-направления на Динскую (стрелка №2) это может быть район пересечения жд-ветки с трассой М4-Дон.
б) Для направления на Усть-Лабинск (стрелка №3) - район аэропорта (заодно решим вопрос доступности аэропорта, необходимость пуска аэроэкспресса и т.п.).
в) Для направления Северская-Афипская-Энем-Краснодар (стрелка №5), а также для направления Горячий-Ключ-Энем-Краснодар (стрелка №4) таким узлом, видимо, должен стать вокзал Краснодар-1. Этот узел будет иметь больше функций, по сравнению с остальными, т.к. будет являться и пассажирским междугородним терминалом. При этом перехватывающей парковки в этом районе по понятным причинам быть не может. Где и как ее размещать - вопрос открытый. Второй вариант размещения транспортного узла для этого направления - район автовокзала «Краснодар-Южный» (Сити-Центр, Яблоновский мост). Возможно, за счет этого удастся лучше спланировать этот район, так как сейчас это место спланировано из рук вон плохо. Я ему посвящу отдельный пост.
г) Для направления Белозерный-Елизаветинская (стрелка №6) необходимо создавать транспортный узел где-то за западным обходом в районе ул.Калинина. При этом в ту сторону имеется однопутная железная дорога, идущая от Мол.завода и ул.Стахановской и используемая для снабжения складов, находящихся между ул.Красных партизан, Западным обходом и ул.Калинина. Кроме того, не очень далеко от возможного места расположения транспортного узла, находится Западное трамвайное депо. Получается, что частично инфраструктура в этом направлении имеется, и интеграция данной точки с системой LRT и трамвайными маршрутами будет стоить относительно недорого.

В результате поэтапной реализации этих мер можно полностью решить транспортную проблему города Краснодара. Для финансирования начальных этапов развития инфраструктуры больших бюджетов не потребуется - многое уже есть, просто используется неэффективно. Финансирование последующих этапов частично возможно за счет эффекта первых этапов. Все это в итоге дает очень взвешенное и экономически оправданное решение без коммунистических строек века и прочих сказочных инвестиций в проекты, которые в итоге не приведут к долгосрочному положительному результату.

Вот такие мысли. А вы что думаете?

Краснодар, транспорт, РЖД, поезда, Краснодарский транзит, общественный транспорт, политика, урбанистика

Previous post Next post
Up