(part1) (part2)
(part3) О спасении в последнии времена, и что ожидает тех, кто остается в Сигоре
И в последние времена, когда нас всех ожидают страшные катаклизмы, настолько страшные, что "ради избранных сократятся те дни" , сократятся по милости Божьей, иначе "если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть" (Матф.24:22); настолько страшные, что нельзя будет нигде укрыться от этого ужаса, как говорил известный румынский старец Иустин Пырву "не сможете укрыться даже в малейшей трещинки земли" (см.заметку
"Старец Иустин Пырву: наши мучения, были легкими в сравнении с тем, что еще предстоит пройти вам"), Бог указывает путь спасения - Бог снова и снова призывает спасаться в горах:
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, -
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
(Матф.24:15,16)
Теперь речь уже не просто о том, чтобы оградиться от этой мерзости, но о том, чтобы спасти свою душу, не дать ей потонуть и захлебнуться в надвигающейся волне, которая захлестнет и потопит и Сигор, в котором дочерям Лота было страшно и небезопасно оставаться - и единственный способ, единственный путь, это возвыситься над всей мерзостью, над надвигающимся потопом, т.е. уйти, бежать в гору к Богу, карабкаться на духовную высоту, куда причалил Ковчег Ноя:
"Кто находится в такой Иудее, о которой мы сказали, то есть в ветхой букве, да бежит в горы духовной новизны".
Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея
И не зря Спаситель, говоря об этих последних временах, напоминает нам: "Вспоминайте жену Лотову". (Лук.17:32), дабы мы не оглядывались. Кто в эти времена оглянется, тот погубит свою душу и превратится в соляной столб. Кто встал на поле, которым является Церковь (Епифаний Латинский), где зарыто сокровище, о котором говорил Спаситель, и возделывает его, т.е. занят исполнением заповедей (Иларий Пиктавийский), тот да не оглядывается, ибо:
Ибо не только возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк 9:62), но также и пребывающий на поле, о котором мы сказали, и обращающийся назад ради того, что следовало забыть, без сомнения, попадет под мерзость запустения (Мф 24:15), то есть под обольщение ложного слова; и особенно если отложит свои ветхие одежды, то есть ветхого человека с делами его (Кол 3:9), а [затем] снова обратится назад взять одежды свои.
Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея
Св.Ефрем Сирин, о последних днях Апокалипсиса, говорит, что такие погибнут и не будут помилованы на Страшном Суде:
"Мужественной должна быть душа, которая бы могла сохранить жизнь свою среди соблазнов. Если человек окажется хоть несколько беспечным, то легко подвергнется нападениям и окажется пленен знамениями змия лукавого и хитрого. Таковой не найдет себе пощады на Суде; там откроется, что добровольно поверил он мучителю.
Много молитв и слез нужно нам, возлюбленные, чтобы хоть кто-либо из нас оказался твердым в искушениях; много будет мечтаний (искушений), совершаемых зверем. Он сам - богоборец, и всех захочет погубить".
Св.Ефрем Сирин: "Слово 38: на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово"
Но легко ли будет, живя в Сигоре, где вино и полная идиллия, удержаться от соблазна просто лишь взглянуть назад, хотя бы глазком? И человеколюбивый Господь, зная нашу слабость, как бы предупреждает:
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
(Матф.24:17-21)
Имея в виду неизбежность великих бедствий, Господь говорит, что нужно тогда убегать, не обращаясь назад, не помышляя ни о чем, находящемся в домах, ни об одежде, ни о другой утвари. А некоторые под мерзостью запустения разумеют Антихриста, поелику он будет опустошать мир, разрушать церкви и сам воссядет в храме. Они понимают это место так: тот, кто находится на кровле, то есть на высоте добродетелей, да не сходит с высоты их, чтобы взять то, что принадлежит телу, поелику дом души есть тело. Нужно удалиться и с села, то есть от земного, - поелику село есть жизнь мирская, - и не брать из него риз, то есть древней злобы, которой мы совлеклись.
<...>
нужно молиться, чтоб не случился выход наш из этой жизни, то есть смерть, ни в субботу, то есть когда мы не делаем добрых дел, ни в зиму, которая означает бесплодие добра, но - в тишине благих духовных дел и в удалении от молвы житейской.
блаженный Феофилакт, Толкование на Евангелия от Матфея
Милостивый Господь дает нам знаки, чтобы мы пробудились. Нужно выходить уже сейчас из Сигора, пока еще есть время! Выйти из села, и взбираться в гору, дабы быть укрепленными силой Христа и стойка встретить неизбежность великих бедствий.
"Это предупреждение должно показать непрочность душ, которые учились познавать Бога, словно их питали сосцами. В действительности они лишь слабо предвкушали познание Бога и лишены той силы, которая исходит от совершенной пищи. Итак, сказанное Господом "горе!" относится к душам, которые слишком отягощены, так что не могут уйти от антихриста, или слишком слабы, так что не могут лицом предстать перед ним, потому что они не избегали греха и потому что они не вскармливались истинным хлебом.
Итак, мы призваны молиться о том, чтобы бегство наше не пришлось на зиму или субботу. Иными словами, мы не должны быть застигнуты в холоде собственных грехов и в отсутствии добрых дел. Тяжелая, невыносимая скорбь ляжет на всех, покуда дни эти не сократятся ради избранных Бога".
Иларий Пиктавийский, Комментарий на Евангелие от Матфея
(part1) (part2)
(part3) Рубрика:
"Заметки на полях Библии" Заметки по теме:
"Молитва - это вопль Адама к Богу. Размышления над книгой Бытия - Эдем и земля, как душа человека". Бедный ослик Машиаха. Суд над Иисусом в синедрионе.+вся:
Апокалиптическая серия доп.теги:
духовная борьба Апокалипсис 5 июля 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com