прим.:
см. Оглавление и ссылки на другие части В этой заметке главы:
1. Библейское обоснование таинства Святого Крещения, как непреложной необходимости в деле спасения и входа в Царствие Небесное.
1.1. «Кто не родится от воды и Духа».
1.2. Ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное
1. Библейской обоснование таинства Святого Крещения, как непреложной необходимости в деле спасения и входа в Царствие Небесное.
В этой главе пойдет речь о том, что в Царствие Небесное не может войти:
- кто не не родится от воды и Духа;
- ничто нечистое;
- не войдет не имеющий на своем челе особой печати, знака (представление знака (печати) в Ветхом и Новом Заветах);
- не войдет незаписанный в Книгу Жизни;
1.1. «Кто не родится от воды и Духа».
Священное Писание, в принципе, недвусмысленно говорит о том, что кто не крестится, тот в Царствие Небесное не войдет. Сам Христос говорит в беседе с Никодимом:
- 5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
- 6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
- (Иоан.3:5,6)
При этом Спаситель два раза, говоря «истинно, истинно», акцентирует непреложность и особую важность этой заповеди, как и во всех других случаях, когда дело касается или спасения души, или Благовестия о Царствии Небесном.
Все христианские конфессии относят слова «кто не родится от воды и Духа» именно к крещению, и все Св.Отцы, которые говорят о невозможности спасения без крещения, апеллируют именно к этим стихам (об этом будет ниже в соответствующем разделе).
Удивительно, как сообразуясь с веком сим (Рим.12:2), дерзают переосмыслить то, что вполне очевидно и выраженно ясно и недвусмысленно, и тем более сказано Самим Спасителем - не это ли есть безумие пред Богом (1 Кор. 3, 19)?
1.2. Ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное
Все люди грешат при жизни, свят Один лишь Господь. При этом, каждый человек уже рождается во грехах:
- Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
- (Пс.50:7)
- Кто родится чистым от нечистого? Ни один.
- (Иов.14:4)
Как пояснют Св.Отцы, невозможно быть чистым, даже если всего лишь один день прожил:
- «Кто будет чист от скверны? Никто, даже если один день будет жизнь его на земле. Сочтены месяцы его у Него. Ты положил время, и он не преступит его. Отступи от меня, да успокоюсь и удовольствуюсь жизнью моей, как наемник. Ты видишь, как он опять укрывается за своей природой, потому что невозможно, говорит, быть чистым. [Он говорит так] не только по причине нашей слабости, краткодневности или отчаяния, которыми преисполнена наша жизнь, но потому, что невозможно быть чистым». Св.Иоанн Златоуст, Комментарий на Книгу Иова. (толк. на Иов.14:4) [1, С.95]
- «11. Услышь меня, Господи! Горе грехам человеческим! Так говорит человек, и Ты милосердствуешь о нем, ибо Ты сотворил его, но не грех - в нем. Кто расскажет мне о младенчестве моем, кто откроет мне грехи его? Ибо кто чист от греха пред Тобою? Никто, даже младенец, хотя бы он прожил один только день. Кто поведает мне об этом? Неужто другой младенец, в котором я увижу прегрешения свои? ‹…› Нельзя упрекать младенцев за слабость и немощь их тел, но душевные изъяны заслуживают порицания. ‹…› Но коль скоро "я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя" (Пс. 50. 7), то где я, раб Твой, Господи, где и когда был я невинным?» блаж.Августин Аврелий, [2, Книга 1 Гл.7, С.475, 476] [1]
C самого рождения, на нас довлеет грех прародителей Адама и Евы, т.е. первородный грех; грех вошел в нашу жизнь, через отступление Адама:
- 12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили.
- 19 <…> непослушанием одного человека сделались многие грешными
- (Рим.5:11-19)
Это то, что живет в нас, то - что не создавал Бог; то - что не свойственно человеческой сущности, первоначально созданной по Божьему образу; то - что мучало в себе праведника Иова; то - что испугало в себе царя Давида, любимчика Бога, когда он избранник, помазанник, пророк, питая к Богу искреннюю любовь, переполненный благодатью Божьей, и как следствие, строго держащийся заповедей Божьих, вдруг подается соблазну и согрешает грехом к смерти (1Иоан.5:16). Пророк Давид ужаснулся, ясно осознав откуда весь этот корень зла в нем, и что сам он не сможет его выдернуть и очиститься от этой грязи, этих губительных сорняков, порожденные семенем первородного греха, падения праотцов Адама и Евы, поэтому он изрекает:
- Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
- (Пс.50:9)
Если таинство покаяние нам дано человеколюбивым Богом, для омывания наших грехов, совершенных нами самими при жизни, то первородный грех очищается только посредством Святого Таинства Крещения:
- ««окропишь меня иссопом, и я очищусь, омоешь меня, и я сделаюсь белее снега» (ст. 9). Только посредством дара крещения могло совершиться такое очищение. Этим он хочет сказать: я сам нуждаюсь в той благодати, которая будет дарована всем людям. Только она может вполне очистить меня и дать мне белизну снега. А что сам по себе иссоп вовсе не доставлял прощения грехов, в этом легко можно убедиться из Моисеевых писаний. Значит, здесь он разумеется в другом смысле. Действительно, посредством иссопа окропив кровью агнца косяки дверей, (евреи) в Египте избегли рук всегубителя. А это было образом спасительных страданий. И здесь кровь, и спасительное древо, и спасение, уготованное всем, приходящим с верою». Св.Иоанн Златоуст, [3, "Беседа на Пс.50, приписываемое Св.Иоанну ", С.660-661] [2]
Прародительский (первородный) грех, отчуждает от Бога человечество, ввергает его во враждебное состояние, пока не будет принесена жертва за грехи, не будут омыты грехи, то человеку невозможно примириться с Богом, поэтому и пришел Христос, который принес Жертву за все наши грехи, и омыл в бане крещения (Еф.5:26), присоединив тем самым к Церкви, которая есть Тело Христа (Кол.1:24), в Себе усыновил нас Богу и примирил нас с Ним:
- «Преступление, будучи произвольное, как указано выше, никем не преемствуется поневоле, но происшедшая от сего смерть, будучи понудительною, преемствуется нами, и есть отчуждение от Бога; ибо после того как умер первый человек, то есть отчуждился от Бога, и мы не могли жить в Боге. Посему и пришел Господь, чтобы оживотворить нас банею пакибытия и примирить с Богом, что Он и сделал. Итак, мы получили преемственно не преступление, поелику и сам Адам не по необходимости впал в оное, но по собственной воле; смерть же мы наследствовали поневоле, поелику и его постигла поневоле смерть, которая царствовала «и над несогрешившими по подобию преступления Адамова» (Рим.5:14)». Св.Марк Аскет, [5]
Поэтому, ничто нечистое не может войти и не войдет в Царствие Небесное, никакая скверна, ибо что общего у света с тьмою?(2Кор.6:14), ибо как тленное может соединиться с нетленным? Поэтому не может некрещенный, не омытый от прародительской скверны, не переродившийся из тления в нетление, не может войти в Царствие Небесное:
- И не войдет в него (прим.: Небесный Иерусалим) ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. (Откр.21:27)
- «3. …То изречение, в коем говорится, что никто не безгрешен, кроме Бога, хотя бы один день жития его был на земле, не о тех говорит, которые сами лично грешат; потому что однодневное дитя как может согрешить? Но этим выражается то таинство веры нашей, что человеческое естество бывает грешно от самаго зачатия своего. Бог не создал человека грешным, а чистым и святым. Но когда первозданный Адам потерял сию одежду святости, не от другаго какого греха, а от одной гордости, и сделался тленным и смертным; то и все люди, происходящие от семени Адамова, бывают причастны прародительскаго греха от самаго зачатия и рождения своего. Кто сим путем родился, хотя бы не сделал еще никакого греха, уже грешен есть тем прародительским грехам.
4. По сей причине пришло иное рождение или возрождение, которое возраждает человека чрез святое крещение Духом Святым, опять возсоединяет его с божеским естеством, как было тогда, как создали его руки Божии, возстановляет все душевныя силы его, обновляет их и приводит в то состояние, в каком были оне до преступления первозданнаго Адама, и таким образом вводит его в царство Божие, в которое не может войти некрещенный, просвещает светом его и дает вкусить радостей его». Св.Симеон Новый Богослов, [6, С.309-310]
Библиография
[1] Книга Иова : Ветхий Завет, Т.6. в собр.: Томас К. Одэн (Hrsg.): Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков. Русское издание под ред. Ю.Н.Варзонина. Тверь : Герменевтика, 2007 (11).
[2] блаж.Августин Аврелий: Исповедь, Т.1. в собр.: Еремеева, С. И. (Hrsg.): Творения : издание второе. Науч.-попул. изд. СПб, Киев : Алетейя; УЦИММ-пресс, 2000, С. 469-745
[3] Св.Иоанн Златоуст: Беседы на Псалмы, Т.5. в собр.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Санкт-Петербург : С.-Петерб. духов. акад, 1895-1906 (1).
[4] блаж.Феодорит Киррский: Толкование на сто пятьдесят псалмов : Изъяснение псалмов 1-69, Т.2. в собр.: Творения Блаженного Феодорита, епископа Киррского : Свято-Троицкая Сергиева Лавра собственная тип, 1905 (ТСОт).
[5] Св.Марк Аскет: Слово 4. О святом крещении. в собр.: Преподобного и богоносного отца нашего Марка подвижника нравственно-подвижнические слова : В русском переводе. 2-е изд. Сергиев Посад : Козельск. Введенск. Оптина пустынь, 1911.
[6] Св.Симеон Новый Богослов: Слово 37 : Слова преподобного Симеона Нового Богослова //Слова 1-52//, Т.1. в собр.: Св.Феофан Затворник (Hrsg.): Творения. Слова 1-52. издание второе, перевод с новогреческого. Москва : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, репринт: 1892 Типо-литографiя И.Ефимова. Большая Якиманка, д.Смирновой (1), С. 307-316
[1] перевод Киевской Духовной Академии, который в целом, несколько отличается от другого перевода, более известного и широко-распространенного в сети;
[2] Беседа святителя относится к Spuria (т.е. авторство ставится под сомнением), но буквально точно такое же толкование находим и y блаженного Феодорита Киррского [4], С.244
Рубрика:
"Реферат"доп.теги:
крещение 4 августа 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com