Постепенно буду выкладывать выборочно главы из дипломной работы, что пишу (название будет немного другое, но акцент работы будет именно на этом). Еще не знаю, как это будет выглядеть в ЖЖ, тем более с их глюками и ограничениями на размер, но здесь наверное, буду собирать оглавление, и потом добавлять ссылки на следующие главы. В процессе корректировки, нумерация библиографии может измениться, а если вообще будет ее в ЖЖ публиковать, то, наверное, и не буду за ней следить, по окончании (если даст Бог), выложу всю работу одним файлом со всеми корректировками и исправлениями.
[update 1/09/2017]: выложил весь диплом одним файлом:
Православная доктрина таинства Святого Крещения в святоотеческом изложении [одним файлом] Особая благодарность профессору А.И.Осипова и о.Петру Прутяну,
благодаря которым, сподобился взяться за эту работу,
и открыть для себя всю важность Святого Таинства Крещения и то богатство,
которым одаривает Бог человека в крещении и еще раз убедиться,
и найти убедительные и неопровержимые доказательства того,
что без крещения невозможно спасение.
«Великая вещь предлежащее крещение. Оно есть пленных искупление,
грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая,
святая, нерушимая печать, колесница на небо, утешение райское;
царствия ходатайство, дар усыновления».
Св.Кирилл Иерусалимский
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Библейской обоснование таинства Святого Крещения, как непреложной необходимости в деле спасения и входа в Царствие Небесное.
1.1. «Кто не родится от воды и Духа».
1.2. Ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное 1.3. Отмеченные знаком Христа, записанные в Книгу Жизни.
1.3.1. Печать Божия на челах избранного народа. Ветхий Завет. 1.3.2. Запечатленные Святым Духом. Новый Завет. 1.3.3. Книга жизни.
1.3.4. Итог всей главы. 2. Виды крещения. (Против модернистов) 2.1. Названия Таинства Святого Крещения в святоотеческих трудах. Определение того, что есть Таинство Крещения 2.2. Крещение кровью 2.3. Одно совершенное и спасительное крещение 2.4. Крещение слезами (покаяние) 3. Таинство Святого Крещения. Получаемая благодать при крещении и действие ее на человека 3.1. При крещении из человека изгоняется злой дух 3.2. В таинстве Святого Крещения не просто смываются грехи но происходит и усыновление Христу и участие в Его страданиях 3.3. В таинстве Святого Крещения дается благодать Св.Духа 3.4. В таинстве Святого Крещения дается благодать Св.Духа без которой не может быть истинного Богопознания 3.5. В таинстве Святого Крещения дается благодать и сила Св.Духа для исполнения заповедей 3.6. В таинстве Святого Крещения дается благодать, без которой невозможно достичь совершенства 3.7. В таинстве Святого Крещения дается не просто благодать, но даруется и воспринимается Сам Христос, Сам Св.Дух 3.8. Итог третьего раздела, о невидимом влиянии на человека благодати, получаемой в крещении 4. Таинство Святого Крещения, как дверь ко спасению 4.1. Таинство Святого Крещения - это дверь в Церковь, дверь к спасительным таинствам Церкви 4.2. БЕЗ КРЕЩЕНИЯ СПАСЕНИЯ НЕТ 4.2. БЕЗ КРЕЩЕНИЯ СПАСЕНИЯ НЕТ (продолжение - святоотеческие цитаты) 5. Крещение младенцев 5.1. Крещение младенцев - обычная практика со времен апостолов 5.2. Крещение младенцев в оставлении грехов. (Против модернистов и вновь о первородном грехе). 5.3. Участь некрещенных младенцев. Между раем и адом. 5.4. Итог главы о крещении младенцев ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
Если проследить современную православную публицистику и труды, обсуждения, как частные так и публичные, возникает ощущение того, что среди православных, как мирян, так и среди духовенства, сложилось несколько поверхностное, скажем так, чисто утилитарное понимание Святого Таинства Крещения, а именно - лишь, как очищение от грехов, в том числе, от первородного греха. Хотя, можно предположить, что такая проблема существовала на протяжении многих веков, к примеру, уже в пятом веке Св.Исидор Пелусиот (†449г) пишет в своем письме Комиту Ермину:
«Иные, довольствуясь неполным разумением дела, говорят, что младенцы омываются при Крещении от скверны, сообщенной естеству человеческому преступлением Адамовым. А я верую, что не это только одно совершается (ибо одно сие было бы еще неважно), но что подаются при сем и иные многие дарования, далеко превосходящие естество наше. Ибо в Крещении естество не только приняло все то, что было нужно для отъятия греха, но еще украшено Божественными дарами. Не только избавлено от наказания и совлеклось всякого лукавства, но и возрождено свыше Божественным, превышающим разум и как бы по хитрости какой, придуманным пакибытием, искуплено, освящено, сподоблено всыновления, оправдано, соделано наследником Единородного и сотелесником Его чрез Причащение Священных Таин, стало телом Его и соединилось с Ним, как тело с главою.
Сие уразумев, богомудрый Павел, таинник Христовых разумений, сказал в одном месте: и Того даде главу выше всех Церкви (Еф.1:22), то есть, кроме всех других дарований, даровал ей и то, что Христос - глава ее. А в другом месте говорит: многое паче избыток благодати и дар правды приемлющи, в жизни воцарятся (Рим.5:17). И не сказал: «благодать», но сказал избыток благодати, показывая, что приняли мы не только врачевство, достаточное для исцеления язвы, как думают иные мелочные люди, не чувствующие великодаровитости Божией, но и благообразие, и честь, и славу, и сан, намного превышающие наше достоинство. Посему признавай, друг, Крещение, не только отъемлющим грехи, но и производящим всыновление и Божественное сродство, и тысячи других, нами перечисленных и умолчанных благ, потому что Царь всяческих не только искупил плененное естество, но и возвел на высшую степень чести». Письмо 285. [1]
Т.е. святой Исидор говорит о том, что при крещении дается избыток Божественной благодати, даруется тысячи благ, которые даже нельзя перечесть, а не просто происходит лишь очищение от грехов, и даже называет мелочными людьми тех, кто так ограниченно думает.
Также святые отцы, к примеру, Св.Василий Великий (IV-ый век) [2], Св.Григорий Богослов (IV-ый век) [3], Св.Иоанн Златоуст (IV-ый век) [4], [5], неоднократно критиковали в своих трудах, сложившуюся в их времена, ненормальную практику отлагать крещение до самого смертного одра, дабы жить как им вздумается, без попечения о благочестивой жизни [4, С.221-222], а потом крестившись, смыть сразу все грехи перед самой смертью. Св.Иоанн Златоуст сравнивал таких людей с злодеями и беглыми рабами. Т.е. во времена великих святителей, также царствовало тотальное непонимание значения Святого Таинства Крещения, его исключительную важность и необходимость, что и освящается в этой работе, сквозь призму святоотеческих высказываний.
В наше же время, наблюдается другая крайность - миряне прибегают к таинству крещения, скорее, или как к некоему магическому действу («чтобы не сглазили»), или по обычаю крестить новорожденных («так принято»), или «на всякий случай». Т.е. тотальное невежество и непонимание даже самого простого смысла таинства крещения, как очищения от грехов, для вхождения в Царствие Небесное. Как следствие, сам собой отжил и древний ненормальный обычай откладывать крещение до самой смерти, не из-за благочестивых мотивов и ревности по Богу, а из-за того, что люди просто перестали понимать вообще смысл крещения.
Более того, последние годы наблюдаются интенсивные атаки на само Таинство Святого Крещения, со стороны, так называемых, православных модернистов. В православное учение, и в частности в учении о Таинстве Крещения, которое является дверью в Церковь, дверью к остальным таинствам, некоторыми современными авторитетными богословами, вводятся и распространяются учения, до сели неизвестные Церкви, а подчас уже и осужденные Церковью на Вселенских и Поместных Соборах.
К примеру, в Москве известный профессор Московской Духовной Академии (МДА) А.И.Осипов постоянно в своих лекциях с трибуны кафедры МДА, а также в своих лекциях по России и на выступлениях на православном канале «Союз-ТВ» учит о том, что крестить детей в младенчестве не нужно (что прямым образом осуждено на Карфагенском Соборе (419г) правилом 124); о том, что якобы, целый ряд Св.Отцов учили о том, что адские муки конечны и что спасутся все (осужденная на V-м Вселенском Соборе идея апокатастасиса), и естественно возникает тогда вопрос о том, что крещение не столь обязательно, если человек, даже не будучи христианином, и так спасется.
В Молдавии 10 апреля 2013г, в храме Сретения Господня г.Кишинева, известный литургист иеромонах Петру Прутяну с амвона, в присутствии многочисленной аудитории, заявил, что «никто из Св.Отцов до XIVв не говорил, что некрещенный идет в ад»[6], т.е. по сути, признается возможность спасения без крещения. При этом иероманах Петру, как доказательство привел примеры мучеников, пострадавших за Христа (т.е. тех, кого Церковь считает крещенных кровью) и пример с благоразумным разбойником, распятым со Спасителем. Или в другом своем труде, посвященном крещению детей пишет:
«Христос не сказал, что будут осуждены те, кто не крестится. Он говорил об осуждении тех, кто не уверует (Марк 16:16). В нашем календаре полно святых, которые не сподобились принять крещение (вовсе не потому, что этого не хотели)». иером. Петр (Прутяну), [7]
- что по сути является протестантским исповеданием и противоречит святоотеческому толкованию. Вселенская Церковь прямо постановило, чтобы Писание истолковалось не иначе, как в соответствии с толкованиями и учениями Св.Отцов:
«19. Предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания Богоносных отцов; и Если будет изследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлениям собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отцов, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение». 6 Вселен. п.19 [8, С.342-344]
К примеру, вот как толкует блаженный Феофилакт Болгарский это место на Евангелие от Марка 16:16:
« Иже веру имет: и не довольно сего, но - и крестится: ибо, кто уверовал, но не крестился, а остается еще оглашенным, тот не есть уже и спасен». [9]
Удивляет также отношение священноначалия к таким публичным высказываниям с кафедр и даже с самого амвона, которые могут и должны стать объектом рассмотрения на церковном суде, но священноначальники или молчат, или в лучшем случае говорят, что это просто личное мнение, своеобразный взгляд [10], к примеру, того же профессора А.Осипова. Но о каком личном мнении может быть речь, когда оно в корне противоречит православному вероучению, и когда Церковь уже дала четкие и ясные ответы по тому или иному вероучительному вопросу? И особенно, когда это касается спасения души - Христос освящает тот самый узкий путь ко спасению, но появляются, частные мнения, которые сбивают человека с этого пути.
Очень странно, можно сказать - удивительно, что когда на дворе уже XXI век, прошло более 2000 лет с момента Боговоплощения и Крестной Жертвы на Кресте Спасителя, а у нас до сих пор возникают вопросы по поводу Святого Таинства Крещения.
В виду всего вышесказанного и возникла необходимость в данной работе. При подготовке материала, были изучены большинство всех значимых трудов (первоисточников) Св.Отцов и церковных писателей, по теме крещения, изданных на русском языке. В процессе работы, автор понял, насколько значимо Таинство Святого Крещения, как в деле спасения души, так и в отношениях Бога с человеком, в самом Богопознании, в духовном преуспеянии. И не зря работа начинается именно с цитаты Св.Исидора, т.к. действительно, в крещении дается тысячи благ, что не хватит никакого объема, дабы полноценно описать их. В крещении происходит очищении от злого духа, происходит усыновление Христу и приобщение ко всей Троице, дается начаток вечной жизни, дается благодать для достижения совершенства, благодать для исполнения заповедей, благодать для Богопознания, в Таинстве Святого Крещения происходит участие в страданиях Христа. Святое Таинство Крещение не отделимо, как и любое таинство Церкви, от Самого Христа. И главное - без Святого Таинства Крещения нет спасения души.
Библиография
[1] Св.Исидор Пелусиот: Часть II : Письма, Т.2. в собр.: Творения. М : типография В.Готье, 1859 (1).
[2] Св.Василий Великий: Беседа 13. Побудительная к принятию святого крещения : Беседы, Т.1. в собр.: Творения : В 2 т. Москва : Сибирская Благозвонница, 2008, С. 676-683
[3] Св.Григорий Богослов: Слово 40: На Святое крещение. //СЛОВА (27-40)//, Т.3. в собр.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. типография Августа Семена при императорской Медико-Хирургической Академии, 1843 - 1848 (6), С. 272-322
[4] Св.Иоанн Златоуст: Беседы на деяния апостольские : Беседа 23: Бог не есть причина грехов. Не нужно откладывать крещения //Книга 1//, Т.9. в собр.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Санкт-Петербург : С.-Петерб. духов. акад, 1895-1906 (1), С. 216-225
[5] Св.Иоанн Златоуст: Беседы на деяния апостольские : Беседа 1: Значение книги Деяний Апостольских. - Почему о божестве Христа не говорится в Деяниях с ясностью. - Почему крещение во время Златоуста не совершалось в Пятидесятницу. - О тех, которые отлагают крещение. - Крещение не должно быть отлагаемо. //Книга 1//, Т.9. в собр.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Санкт-Петербург : С.-Петерб. духов. акад, 1895-1906 (1), С. 5-478
[6] Ieromonahul Petru (Pruteanu) a conferenţiat la biserica USM. [Электронный ресурс]. URL:
http://tineretulortodox.md/2013/04/ieromonahul-petru-pruteanu-a-conferentiat-la-biserica-usm/ (дата обращения: 17.07.2013)
[7] иером. Петр (Прутяну): Когда и как можно крестить детей. [Электронный ресурс]. - Киевская Русь - URL:
http://www.kiev-orthodox.org/site/worship/4365/ (дата обращения: 17.07.2013)
[8] Правила Святых вселенских соборов с толкованиями : Правила Святого Шестого Вселенского Собора, Константинопольского. в собр.: Правила Святыхъ Апостолъ, Святыхъ Соборовъ, Вселенскихъ и Помѣстныхъ, и Святыхъ Отецъ съ толкованiями. М : Московское Общество любителей духовнаго просвѣщенiя 1876, 1877, 1880 ("Паломник" Reprint), 2000, С. 261-615
[9] блаженный Феофилакт Болгарский: Святое Евангелие от Марка с толкованием блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского - М : Изд. дом "Новая кн.", 1997.
[10] Архиепископ Кирилл, Екатеринбургский и Верхотурский: Алексей Ильич в данном случае выражает свою точку зрения, а не точку зрения Церкви. [Электронный ресурс]. - Русская линия - URL:
http://rusk.ru/newsdata.php?idar=50470 (дата обращения: 17.07.2013)
(с) Дрэничеру Александр
Рубрика:
"Реферат"доп.теги:
крещение 1 августа 2013г
"Записки мирянина"dralexmd.livejournal.com