см. Оглавление и ссылки на другие части прим.:
*если находите ошибки (а они есть) или есть замечания и предложения - буду признателен;
3.5. В таинстве Святого Крещения дается благодать и сила Св.Духа для исполнения заповедей
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
(Иоан.15:4,5)
В крещении мы облекаемся во Христа (Гал.3:27), а в ком не пребудет Христа, тот не сможет исполнять Его заповеди:
- · «…от Крещения по дару Христову нам дарована совершенная Божия благодать к исполнению всех заповедей, но потом каждый, получив оную таинственно и не совершая заповедей, по мере очищения (их) находится под действием греха, который не есть Адамов, но согрешившего, потому что он, получив силу действия, не совершает дел». Св.МаркАскет, [21]
- · «Ибо кто не облечен во Христа, тот как может творить заповеди Его? Сам Он говорит: без Мене не можете творити ничесоже, как не может приносить плода ветвь, если не пребудет на лозе (Иоан. 15:4:5)». Св.Симеон Новый Богослов, [88, С.328-330]
- · «…человеческое естество наше как на свет мира сего выходит причастным клятве Адамовой, так на свет царства Божия выходит (из купели) причастным благословения Иисус-Христова. И если оно не сделается общницею божескаго естества Христова, если не примет благодати Святаго Духа, не может ни подумать, ни сделать что-либо достойное царствия Божия, не может исполнить ни одной заповеди, заповеданной нам Христом (чтобы быть сынами царствия); потому что Христос есть действуяй вся во всех призывающих святое имя Его». Св.Симеон Новый Богослов, [89, С.46-48]
- · «Будь уверен, что ко всякому доброму делу, совершаемому в тебе сознательно или бессознательно, посредниками для тебя были крещение и вера, посредством которых призван ты Господом нашим Иисусом Христом на дела Его благие. Со Отцем и Святым Духом Ему слава, и честь, и благодарение, и поклонение во веки веков! Аминь». Св.Исаак Сирин, [71, "Слово 1. Об отречении от мира и о житии монашеском", С.28]
- · «Какое намерение и какая сила крещения? Через него крещеаемый изменяется в уме, слове и деле и по данной ему силе делается тем же, что Родивший его». Св.Василий Великий,[90, "Правило 20: О крещении; какое намерение и какая сила крещения"]
- · «Вопрос: Поскольку написано в Евангелии, что если кто не родится от воды и Духа (Ин. 3,5) и в другом месте, снова: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3, и; Лк. 3, 16), желаю узнать, в чем тут различие.
- Ответ: В каждом Святой Дух, вселяясь, [или] как вода очищает скверну плоти, [или] как дух смывает пятна с души, [или] как святой дух закладывает способы (тропосы) добродетелей, [или] как огонь делает, наконец, по благодати богом, воссиявая в нем божественными знаками добродетели». Св.Максим Исповедник, [91, С.72-73]
- · «…если душа в сем еще веке не примет в себя святыни Духа за многую веру и за молитвы и не сделается причастною Божеского естества, срастворясь благодатию, при содействии которой может непорочно и чисто исполнять всякую заповедь, то она непригодна для Небесного Царствия» Св.Макарий Египетский, [92, С.104]
- · «Дух Утешитель, приемлемый в крещении, дает нам силу действовать свято, чтоб опять возвести нас в первое славное состояние и сделать достойными получить вечно пребывающее наследие. Ведайте, что которые во Христа крестятся, во Христа облекаются, как говорит Апостол (Гал. 3, 27, 28), - получая благодать Св. Духа. Притом как у раба, так и у свободного, как у мужчины, так и у женщины, как только получают они благодать сию, тотчас перестают иметь силу сии телесные отличия. И Св. Дух в то же время, как становится для них залогом наследия вечного Царства Небесного, научает их о том, как должно поклоняться Отцу в духе и истине (Ин. 4, 23)». Св.Антоний Великий, [93, "Наставления Св.Отца нашего Антония Великаго о жизни во Христе", п.37, С.23]
- · «…самое начальное движение Священной Любви вовне к священнодействию божественных заповедей - неизреченнейшее сотворение нас способными существовать божественно [1]». Св.Дионисий Ареопагит, [52, Глава 2. п.1 «О совершаемом при просвещении», С.582-583]
А что происходит с теми, кто не становится причастным Христу и не исполняет Его заповеди?
Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
(Иоан.15:6)
***
Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
(Лук.12:47)
3.6. В таинстве Святого Крещения дается благодать, без которой невозможно достичь совершенства.
Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними].
(Евр.10:1)
- · «Итак, когда сойдешь ты на воду, то не простую воду представляй себе, но от действия Святого Духа ожидай спасения. Ибо без того и другого невозможно тебе достичь совершенства. Не я говорю это, но Господь Иисус Христос, имеющий в этом деле власть. Он говорит: аще кто не родится свыше - и присовокупляет слова: водою и Духом, не можетвнити в Царствие Божие (Ин. 3, 3; 3, 5). Ни тот, кто крещается водой, но не удостоен Духа, не имеет совершенной благодати; ни тот, кто хотя бы добр был по делам, но не получил запечатления водой, не войдет в Царствие Небесное. Слово дерзновенно, но не мое, поскольку так определил Иисус». Св.Кирилл Иерусалимский, [37, С.41]
Заметим, что здесь Св.Кирилл Иерусалимский также говорит о том, что невозможно войти в Царствие Небесное без крещения (и эту мысль он твердо повторяет не единожды, что и увидим в цитатах ниже). Более того, он, как и другие Отцы, говорит, что одними добрыми делами не спасаются (см. соответствующий раздел *** (прим.предполагается, что будет раздел о том, что одними добрыми делами без Христа невозможно войти в Царствие Небесное, но возможно, из-за лимита страниц, этот раздел не будет включен).
- · «никак невозможно, чтоб некрещеный достиг когда-либо совершенства добродетелей». Св.Симеон Новый Богослов, [85, С.140-141]
- · «В Церкви Божией моральные добродетели достигают доступной для человека вершины совершенства. С очищенным духом и с преображенным таинством святого крещения сердцем человек с некогда помраченной и очерствевшей душой развивает в себе совершенно новые добродетели и продвигается по ступеням добродетели с усердием и рвением. Церковь поистине обновила, воссоздала человека, соделала его образом Божиим». Св.Нектарий Эгинский, [94]
- · «Крещеный и помазанный имеет в себе, в возможности, все Божественные дарования, которые открываются в нём в то или иное время, смотря по тому, насколько он очищает себя и становится достойным действования в нем даров Божиих, за исключением, впрочем, одного лишь Божественного священства. Ибо оно, как особенный дар и исключительное дело Божие, даётся рукоположением. И никто, хотя бы даже чудотворец, не совершит без рукоположения ничего священнического.
- Тогда как совершать исцеления, и пророчествовать, и быть чистыми по телу и мыслям, и вести жизнь истинно девственную, и молиться постоянно и неотступно, и пламенеть, и одушевляться Божественной любовью, и удостоиваться Божественных озарений и откровений священных, и таин, и созерцаний Небесных, и делаться почти подобными Ангелам - всего этого и без рукоположения, по благодати крещения и миропомазания многие имели возможность достигнуть и достигают, и удостаиваются всего этого». Св.Симеон Солунский, [75, "Гл.34. О том, что всякий крещеный и помазанный имеет в себе, в возможности, все божественные дарования, открывающиеся в известное время, исключая дар священства", С.70-71]
[1] Т.е. как поясняет эти слова Св.Максим Исповедник: «путем возрождения через крещение»;
Рубрика:
"Реферат" доп.теги:
крещение 18 сент. 2013г
"Записки мирянина"dralexmd.livejournal.com