см. Оглавление и ссылки на другие части прим.:
*если находите ошибки (а они есть) или есть замечания и предложения - буду признателен;
P.S. Решил несколько изменить порядок публикования в ЖЖ - основную 4-ую часть выложу после.
5.2. Крещение младенцев в оставлении грехов. (Против модернистов и вновь о первородном грехе).
Если Св.Иустин Попович принимал Предание, как донесли до нас Св.Отцы, то другие наши современники, исходя из того, что не видят необходимости в крещении младенцев, пытаются соответственно и оспорить церковную практику, считая ее противоречащей православному вероучению. К примеру, известный и авторитетный профессор Московской Духовной Академии (МДА) А.И.Осипова, который готовит будущих священников:
- · «Были ли в древней Церкви крещение детей? - были, но как исключения, очень в редких случаях. <…> Но постепенно в истории мы видим, как преобладает такой взгляд, что как бы помимо меня, без меня это сделать, и как он сильно вошел в сознание христиан, вопреки тому, что пишут св.отцы. И постепенно это стало неискоренимой традицией. Настаивает на крещении младенцев в древней Церкви только Карфагенский собор 318 [1] г. Это, пожалуй, единственное, где это встречаем. Но после него уже - Василий Великий родился в 329 г., Григорий Назианзин - на год его старше, Иоанн Златоуст - в 347 г. родился - они знали решение этого поместного собора. В других случаях мы не видим ни настойчивости соборов, ни даже практики в древней Церкви. При этом отцы решительно иначе смотрели на суть крещения. Они говорили, что смысл крещения младенцев, даже если он совершается - суть не в оставлении грехов (ибо у них еще нет грехов), а в приобщении Божественной жизни, в сочетании со Христом». А.И. Осипов, [120]
Как видим, это противоречит словам того же Оригена и цитатам святых, приведенных в §1.2 «Ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное» (стр.5), где и рассматривался подробно вопрос о необходимости крещения, как избавления от первородного греха. «Смысл крещения младенцев, даже если он совершается - суть не в оставлении грехов (ибо у них еще нет грехов)»… что же говорят Св.Отцы? Тот же Св.Августин (включенный в список Отцов Церкви на V-м Вселенском Соборе), ясно пишет:
- · «…мы объявляемся умершими для греха, потому что крестились в смерть Христову, то, конечно, и младенцы, крестящиеся во Христа, умирают для греха, так как крестятся в смерть Его. Ведь безо всякого исключения сказано: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились». И сказано для того, чтобы показать, что мы умерли для греха. Для какого же греха умирают, возрождаясь, дети, если не для того, который они получили от рожденья?» Св.Августин Аврелий, [19, п.50-51, С.33-35]
Из всей нашей представленной работы, как видим, «вопреки Св.Отцам» проповедует именно А.Осипов, идет даже сознательная подтасовка фактов якобы того, что крещение младенцев противоречит Св.Отцам и что не находим больше подтверждения в решениях других Соборах. Более того, на протяжении всей лекции идет искажение понимания крещения Св.Отцами (которое мы попытались максимально структурированно изложить в этой работе), и даже видим это на простом примере, упомянутого профессором, Св.Григория Богослова, который действительно решительно иначе смотрел на проблему крещения младенцев, чем профессора академии:
- · «У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу. Ты боишься печати, по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила, и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога. Нет никакой тебе нужды в привесках и нашептываниях, вместе с которыми входит лукавый, привлекая к себе от легковерных благоговение, должное Богу. Дай своему младенцу Троицу - это великое и доброе хранилище». Св.Григорий Богослов, [4, С.287]
И опять же, Св.Отцов, по сути, подводят под анафему того же Карфагенского Собора, который упоминался нами неоднократно, приписывая им, якобы они были решительно против того, что крестят младенцев в отпущении грехов, т.е. фактически, отрицая крещение младенцев, как очищение от первородного греха, вводя слушателей в заблуждение, что в православную догматику вошла католическая ересь:
- · «И в крещении мы наталкиваемся на такой вопрос: прощается ли в крещении первородный грех? В нашу учебную литературу вошла классическая католич.т.зрения. Крестимся мы для чего? - «чтобы избавиться от первородного греха». А что такое первородный грех? - в католическом учении это странная виновность за грех Адама. Католическое учение говорит о справедливости - а более несправедливого не придумаешь. Таким образом, мы не можем принять католич.взгляда, что мы все несем вину прародителей за их грех. Я не несу вины ни за грехи своего отца, ни деда и т.д., и тем более за грех первого человека.
- Если же под первородным грехом будем разуметь первородное повреждение, которое распространяется на всех потомков Адама, о чем пишут св.отцы, и прямо называют, что это смертность, тленность, страстность - то в данном случае, прямо можем сказать - в крещении из этого первородного повреждения ничего не снимается. Человек остается смертным, тленным, страстным, т.е.подверженным болезням. Более того, в крещении не исцеляется и родовой грех, т.е.родовые болезненные наклонности. В крещении происходит отпущение всех личных грехов - это да, но, кстати, не только в крещении, но и в любом таинстве, т.к. все они должно быть сопряжены с покаянием». А.И. Осипов, [120]
Идет сложная конструкционная подмена понятий, примешивая православному пониманию чуждых заблуждений, и тем самым, потом отрицание самого понятия первородного греха и необходимости крещения младенцев. При этом смешиваются верные утверждения о «смерти, тленности, страстности» до крещения, но и вводится, какое-то чуждое Православию учение «в крещении не исцеляется и родовой грех, т.е.родовые болезненные наклонности» - это отрицание всего православного понимания Таинства Святого Крещения, в котором рождается полностью новый человек (см.раздел***), это хула на Бога - человек облекается во Христа, и теперь мы грешим не из-за поврежденной человеческой сущности, а из-за нашего произволения, из-за того, что мы сами склоняем свою волю ко греху, о чем и пишут Св.Отцы и церковные писатели, и наиболее подробно, тот же великий подвижник Св.Марк Аскет (IVв) которого профессор упоминает в своей лекции:
- · «…преступление, бывающее чрез помыслы, зависит от нашего произвола, а не есть понудительное, в том удостоверяют нас те, кои, как сказал апостол, «не согрешили по подобию преступления Адамова» (Рим.5:14); если же они, происходя от Адама, возмогли не согрешить по подобию преступления Адамова, то очевидно, что и мы это можем, если желаем. Зачем предлагаем извинения в грехах и говорим на Бога неправду, что Он неправедно попустил нам быть боримым чуждым злом? Мы должны знать достоверно, что после того как всякая Адамова вина была истреблена Господом, каждый из нас, если претерпевает какое-либо зло, претерпевает оное по своей вине, отвергнув своим неверием, то есть сластолюбием, совершенство, которое получил таинственно в Крещении». Св.Марк Аскет, [21]
«…Мы не можем принять католич.взгляда, что мы все несем вину прародителей за их грех»… - до прихода Иисуса Христа, весь человеческий род находился под проклятием:
- · «Христос показывает и то, почему это прилично. Почему же это прилично? Потому, что нам надлежит исполнить весь закон, - что и означил Он словами: “всякую правду”, - так как правда есть исполнение заповедей. Так как мы, говорится, исполнили уже все другие заповеди, и остается только одно это, то должно присовокупить и это. Я пришел разрешить клятву, лежащую на вас за преступление закона; потому должен прежде сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения, и таким образом прекратить действие закона. Итак, Мне надлежит исполнить весь закон, потому что Я должен разрешить проклятие, написанное против вас в законе. Для того-то Я и принял плоть, и пришел в мир». Св.Иоанн Златоуст, [121, Беседа XII, п.1, (толкование на матф.3:14-15), С.123]
- · «…никто, рожденный от Адама, не изъят из осуждения и никто не освобождается от него, кроме возрожденного во Христе». Св.Августин Аврелий, [19, п.51, С.33-35]
- · «…все <…> происходят от Адама, все родились под грехом преступления, и посему, по приговору Божию, осуждены на смерть и не могут спастись без Христа». Св.Марк Аскет, [70]
Именно из-за первородного греха, установившейся вражды, как пишут Отцы, между человеком и Богом, все люди до прихода Христа уходили в ад, т.к. рай был для них закрыт:
- · «… в этом мире, от Адама до Христа Господа не было ни одного человека полно спасеннаго (а только в надежде), потому что все были причастны прародительскому греху (искупление от коего еще только ожидалось). А ныне, по совершении воплощеннаго домостроительства Господа нашего, многие бывают сообразными Христу (истинно спасенными). Потому тем, которые будут осуждены в другой жизни, не останется уже никакого утешения и никакой надежды спасения, потому что могли и они, подобно тем, быть сообразными Христу, и не восхотели». Св.Симеон Новый Богослов, [89, С.56-57]
Именно крестившись, мы избавляемся от смерти, от проклятия, т.к. воскресаем в Иисусе Христе, и только так и никак иначе:
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения,
(Рим.6:3-5) (и см. после всю главу)
Св.Симеон Новый Богослов, опять же на которого профессор А.И.Осипов часто ссылается в своих лекциях, в том числе, в цитируемых выше, говорит, что мы все осуждены за преступление Адама, и избавляемся от смерти через воскрешения во Христе:
· «…счастлив тот, кто с благодарностию претерпевает эти временныя наказания, исповедуя, что праведно осужден на них за прародительский грех. Ей, почиет он от трудов своих. Ибо по причине этих наказаний всеблагий Бог даровал людям смерть, чтобы почивали от них на время переносящие их с благодарением, и потом были воскрешены и прославлены в день суда, чрез новаго Адама, безгрешнаго Иисуса Христа и Бога, Иже предан бысть за прегрешения наша, и воста за оправдание наше (Рим. 4:25)». Св.Симеон Новый Богослов, [122, С.87-88]
Как мы можем стать причастниками вечного блаженства, если мы не облеклись во Христа, не крестились в Его смерть, не усыновились Ему, не стали членами Его Тела? Т.е. мы не участвуем и в Воскресении Христа, а, следовательно, и не избавляемся от тления.
Итак, видим, что:
- отрицается необходимость крещения младенцев;
- отрицается крещение младенцев во оставлении грехов (прародительского греха);
- отрицается сам первородный грех (ересь пелагианства) и что в крещении младенец очищается от его последствий;
Исходя из этого, и получается вот такое новое учение:
· «Поэтому, когда мы говорим о первородном грехе во Христе, я понимаю, как это многих пугает, потому что вся наша школьная богословская литература наполнена католическим учением о первородном грехе, который есть Божие проклятие, распространяющееся на весь род человеческий. И будто бы поэтому Христос родился без первородного греха и явился жертвой, чтобы проклятье было снято. То есть он принес жертву Отцу».
[2] А.И. Осипов, [123]
124-ое правило Карфагенского Собора (419г) ясно гласит:
· «124 Определено также: кто отвергает нужду Крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей или говорит, что хотя они и крещаются в отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею возрождения (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: единым человеком грех в мир вошел, и грехом смерть; и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же все согрешили (Рим. 5:12), подобает разуметь не иначе, разве как всегда разумела Кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения».
[1] Как уже говорилось выше, анафематствует противников крещения детей Собор 419года, и правила эти общеобязательны для всей Церкви, см. детально у епископа Никодима (Милаша) в разделе «О правилах Поместных Соборов» [119], С.30 или у епископа Григория Граббе «Каноны Православной Церкви»;
[2] Дальше профессор ставит под сомнение вообще то, что Жертва приносится непосредственно Отцу, что попадает под троекратную анафему Константинопольского собора 1157 г, как и«изобретатели новых и иноплеменных учений».
(с)Александр Дрэничеру
Рубрика:
"Реферат" доп.теги:
крещение 28 сент. 2013г
"Записки мирянина"dralexmd.livejournal.com