см. Оглавление и ссылки на другие части прим.:
*если находите ошибки (а они есть) или есть замечания и предложения - буду признателен;
3.3. В таинстве Святого Крещения дается благодать Св.Духа
Святоотеческие труды изобилируют цитатами, что в крещении человеку дается благодать Св.Духа (что уже не раз упоминалась в цитатах Отцов на которые мы ссылались в этой работе, в том числе в предыдущей главе), т.е. это не просто омывание от грехов. В виду этого мы выбрали лишь несколько характерных:
- · «Почему мы христиане? - Всякий скажет: по вере. А каким образом спасаемся? Таким, что возрождаемся, именно же, благодатию подаваемою в крещении. Ибо чем иначе спастись? - Неужели, познав cиe спасение, утвержденное Отцем и Сыном, и Святым Духом, отступимся от принятого нами образа учения? Великого сокрушения было бы достойно, если бы теперь оказались мы более далекими от своего спасения, нежели когда уверовали, если бы теперь отреклись от того, что тогда приняли. Равна потеря - умереть ли не сподобившись крещения, или принять такое крещение, в котором недостает чего-либо одного из преданного». Св.Василий Великий, [46]
Заметим, что Св.Василий Великий также говорит о том, без этой благодати спастись нельзя.
- · «Благодать, как я сказал, с самого того момента, как приемлет крещение, сокровенно начинает пребывать в самой глубине ума (духа), утаевая присутствие свое от самого чувства его. Когда же начнет кто любить Бога от всего произволения (сердца) своего; тогда она неизреченным некиим словом беседует к душе чрез чувство ума, часть некую благ своих сообщая ей. Вследствие сего, кто восхочет навсегда крепко удержать в себе сие обретение, тот приходит к желанию отрещись с великой радостью от всех настоящих благ, чтоб совсем приобресть то поле, на коем нашел он сокрытым сокровище жизни (Мф.12:44)». Блаженный Диадох, епископ Фотики, [72, С.35]
- · «В божественных ложеснах, т.е. в священной купели, всецело совершенную божественную благодать приемлем мы туне. Если после того как-нибудь, по злоупотреблению вещами временными, и по многозаботливости о делах житейских, закроем ее мглою страстей, то можно и после сего чрез покаяние и исполнение заповедей богодейственных, опять восприять и снова стяжать преестественную ее светлость и увидеть наияснейше проявление ее». Св.Каллиста и Св.Игнатия Ксанфопулов, [66, Гл.6, С.159]
- · «Как благодать на благодать людям по Крещении дано покаяние, потому что покаяние есть второе возрождение от Бога». Св.Исаак Сирин, [71, "Слово 83. О покаянии", C.472]
- · «всякому христианину крещеному должно содержать всегда в уме, что не другое что, а только благодать Всесвятаго Духа, которую приял он чрез святое крещение и новое рождение, она одна соединяет, сочетавает и сдерживает неразсеянными неисчетныя и многообразныя движения и помышления души (если это есть в нем)». Св.Симеон Новый Богослов, [85, С.138-139]
- · «Ибо залог всех благ и безмятежной жизни есть даруемая через святое крещение благодать; да причастимся мы ее по благодати Господа нашего Иисуса Христа». Св.МаксимИсповедник, [86, "Вопрос II. 9", С.218]
3.4. В таинстве Святого Крещения дается благодать Св.Духа без которой не может быть истинного Богопознания
Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,
(Евр.10:32)
Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
(Иоан.3:3)
Удивительно, что без крещения, человек, как бы закрыт для Бога, поэтому, поэтому часто для некрещеных Библия, остается «темной», закрытой и непонятной книгой.
- · «Некрещеный же, или тщеславный не может прийти в познание этой истины. Ибо крестившимся в Соборной Церкви Крещением дается таинственно (благодать) и живет в них сокровенно». Св.Марк Аскет, [21]
- · «А Я (прим.: Иисус Христос) говорю тебе, что и ты, и всякий другой будете вне царствия, если не родитесь свыше и от Бога и не получите должного обо Мне понятия. Ибо рождение чрез крещение, внося в душу свет, дает ей возможность видеть или познавать царствие Божие, то есть единородного Его Сына. Ибо Сын может быть назван как премудростию Божиею, так и царством Божиим. Царства же сего, Никодим, никто не может видеть или познать, если не родится от Бога. Так и ты, потому что не родился еще духовно, не видишь Меня - царствия Божия, как должно, но имеешь обо Мне низкое понятие». блаженный Феофилакт Болгарский, [87, 'толк. на Ин.3:3']
- · «Так дается человеку духовное ведение, то есть ощущение тайн, которое рождает веру истинного созерцания. […]Не страх Божий рождает сие духовное ведение (ибо чего нет в природе, то не может и родиться), но ведение сие дается как дар деланию страха Божия. Когда исследуешь внимательно делание страха Божия, тогда найдешь, что оно есть покаяние. И духовное ведение, за ним следующее, есть то самое, о чем сказали мы, что залог его прияли мы в крещении, а дарование его приемлем покаянием». Св.Исаак Сирин, [71, "Слово 84. О том, как велика бывает мера ведения и мера веры", С.477]
Кто некрещен, тот не сможет созерцать Бога, душа того слепа:
- · «Поэтому для каждого дела есть свое пригодное время; свое время - сну, свое - бодрствованию, свое - войне и свое - миру, но время крещению - вся жизнь человеческая. Телу невозможно жить без дыхания, и душе невозможно существовать, не зная Творца, ибо неведение Бога - смерть для души. Но не крестившийся не просвещен; а без света, как глаз не видит того, что можно ему видеть, так и душа не способна к созерцанию Бога. Поэтому ко спасению посредством крещения благопотребно всякое время, будет ли это ночь, или день, или час, или мгновение, или и еще кратчайшая часть времени». Св.Василий Великий, [3, "Беседа 13. Побудительная к принятию святого крещения", С.677]
- · «Ибо если существовать божественно означает божественное рождение, то никогда ничего из переданного Богом не узнает и не сделает тот, кому не дано быть в Боге». [1]Св.Дионисий Ареопагит, [52, Глава 2. п.1 "О совершаемом при просвещении", С.583]
Опять, как отмечалось в предыдущем подразделе (§3.3), Св.Василий Великий опять неотъемлемо увязывает крещение со спасением.
- · «…Сам Бог отверзает очи души и обращает к Себе Самому, какое знание может быть лучше и чище от всякого заблуждения, чем познание Бога? А оно есть плод Крещения. Итак, из всего сказанного ясно, что начало жизни во Христе и причина того, что люди существуют, и живут, и преуспевают в истинной жизни и существовании, есть таинство. Если же не со всеми крещающимися случается сие, не должно признавать в нем немощь таинства, а должно относить сие или к страсти получивших таинство или к тому, что нехорошо были они приготовлены для благодати, или, что предали сокровище. Ибо гораздо правильнее такое различие относить к самим получающим таинство, кои различным образом пользуются Крещением, нежели таинство, которое одно и то же есть для всех, обвинять в противоположных действиях. Ясно же, что совокупность упомянутых благ не есть дело естества, ни подвига, но Крещения». Св.Николай Кавасила, [51]
[1] Св.Дионисий говорит именно о крещении и в контексте крещения, что отмечает в своих комментариях и Св.Максим Исповедник (см. там же в примечаниях);
Рубрика:
"Реферат" доп.теги:
крещение 15 сент. 2013г
"Записки мирянина"dralexmd.livejournal.com