Без крещения спасения нет: Гл.3.1. "При крещении из человека изгоняется злой дух"

Aug 26, 2013 11:43


см. Оглавление и ссылки на другие части

В этой заметке главы:

3.    Таинство Святого Крещения. Получаемая благодать при крещении и действие ее на человека
3.1.     При крещении из человека изгоняется злой дух
прим.:
*  не путайте ссылки на библиографические ссылки и сноски (в самом конце главы)
- при переносе из Worda в ЖЖ, они преобразовались в один стиль.
**  к сожалению, ЖЖ ставит ограничение на размер главы, поэтому приходится  делить главы.
***если находите ошибки или есть замечания и предложения - буду признателен;

3.    Таинство Святого Крещения. Получаемая благодать при крещении и действие ее на человека

Итак мы дошли до самого главного раздела - о святоотческом изъяснении Таинства Святого Крещения - его глубокой сакральности, исключительной важности в богопознании, богообщениии, в его видимых и невидимых действий на человека, в следствии чего, человек преображается и может измениться и достичь совершенства, а главное - о сотерологическом аспекте Таинства Святого Крещения и невозможности спастись без него.


Бог совершенен - Он не делает ничего несовершенного, поэтому в каждом Своем действии, Бог проявляет Себя в Своей полноте и совершенстве:

Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
(Иак.1:17)

так и в крещении:
  • ·        «…исповедуем поистине, что Святое Крещение совершенно и что благодать Христова излилась (на нас в нем) изобильно…». Св.Марк Аскет, [20]
  • ·       «Крещеный и помазанный имеет в себе, в возможности, все Божественные дарования, которые открываются в нём в то или иное время, смотря по тому, насколько он очищает себя и становится достойным действования в нем даров Божиих, за исключением, впрочем, одного лишь Божественного священства. Ибо оно, как особенный дар и исключительное дело Божие, даётся рукоположением. И никто, хотя бы даже чудотворец, не совершит без рукоположения ничего священнического.
  • Тогда как совершать исцеления, и пророчествовать, и быть чистыми по телу и мыслям, и вести жизнь истинно девственную, и молиться постоянно и неотступно, и пламенеть, и одушевляться Божественной любовью, и удостоиваться Божественных озарений и откровений священных, и таин, и созерцаний Небесных, и делаться почти подобными Ангелам - всего этого и без рукоположения, по благодати крещения и миропомазания многие имели возможность достигнуть и достигают, и удостаиваются всего этого». Св.Симеон Солунский, [71, Гл.34, С.70-71]

Как невозможно описанием охватить Бога, как невозможно разделить радугу на четкие сепаратные цвета, так и невозможно передать всю полноту крещения, т.к. в крещении Сам Христос, ибо «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27):
  • ·      «…священнейшее крещение есть и возрождение, и воссоздание, и очищение, и просвещение, и сыноположение, и дар, и освящение, и весьма многое другое из того, о чём говорят святые отцы. Но преимущественно оно изображает смерть Христову и тридневное Воскресение, что яснейшим образом напоминает то время (крещения в Великую Субботу): ибо через смерть Христову, и трёхдневное погребение, и Воскресение мы получили и бессмертие, и нетление, и надежду будущего воскресения и обновления, надежду на вечную жизнь, начатком которой был Христос, единый безгрешный, пострадавший за нас, грешных, не заслуживший смерти, как не согрешивший ни в чём, но умерший за нас». [Св.Симеон Солунский,там же, 71, Гл.30, С.61]

Но изучив большинство большинство святоотеческих трудов до XIV-XVвв (см. стр.4 сноску 1) по теме крещения, опять убеждаемся в удивительном единомыслии Отцов, на чем и основывается Православное Предание, и на базе их, попытались по возможности вычленить наиболее ясные, наиболее важные аспекты, касающиеся Таинства Святого Крещения и невидимого действия его на человека, и структурировать соответственно по подразделам (исключая лишь то, что при крещении человек очищается от грехов, как наиболе известное и безусловное действие):
  • При крещении из человека изгоняется злой дух.
  • В таинстве Святого Крещения не просто смываются грехи но  происходит и усыновление Христу и участие в Его страданиях.
  • В таинстве Святого Крещение происходит возрождение и воссоздание человека;
  • В таинстве Святого Крещения дается благодать Св.Духа.
  • В таинстве Святого Крещения дается благодать Св.Духа без которой не может быть истинного Богопознания.
  • В таинстве Святого Крещения дается благодать и сила Св.Духа для исполнения заповедей.
  • В таинстве Святого Крещения дается благодать, без которой невозможно достичь совершенства.
  • В таинстве Святого Крещения дается не просто благодать, но даруется и воспринимается Сам Христос, Сам  Св.Дух.


3.1.     При крещении из человека изгоняется злой дух

При рождении, в каждом человеке изначально уже находится злой дух, т.е. по сути, люди рождаются бесноватыми, злой дух действует в них изнутри, и именно при крещении этот злой дух изгоняется из человека. В чине оглашения при крещении не раз об этом упоминаются и молитвы обращены к Богу с просьбой, об изгнания злого духа из человека:
  • ·        «И дует священник трижды и запечатлевает чело его, и уста, и грудь, говоря: Изгони из него [или из нее] всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его [или ее]. И произносит это трижды». [47]
  • ·        «соделай его [или ее] овцою разумной святого стада Христа Твоего; членом достойным Церкви Твоей; [сосудом освященным;] сыном [или дочерью] света и наследником [или наследницей] Царства Твоего, чтобы по заповедям Твоим пожив, и сохранив печать нерушимой, и одежду соблюдя незапятнанной, достиг он [или достигла она] блаженства святых во Царстве Твоем». [там же, 47]
  • ·        «убойся, выйди, и отступи от этого создания, и да не возвратишься, и да не утаишься в нем» [там же, 47]
  • ·        «Заклинаю же тебя всезлобного, и нечистого, и скверного, и мерзкого, и чуждого духа силою Иисуса Христа, имеющего всякую власть на небе и на земле, сказавшего глухому и немому демону: «Выйди из человека и больше не входи в него!»» [там же, 47]

Теперь тем, кто допускает спасение души без крещения, остается объяснять, как душа, после смерти может войти в Царствие Небесное со злым духом внутри, как с Троянким Конем, когда Сам Христос, говорит, что ничего нечистого в Царствие Небесное не войдет (см. §.1.2). Все злые духи уйдут в ад, уготованный для них, о чем говорит Писание и о чем упоминается в том же чине оглашения - тогда получается неразрешимая дилемма - душа должна войти в Царствие Небесное, а гнездящийся в ней дух - уйти в погибель вечную. О чем говорит и Св.Николай Кавасила:
  • ·        «Ясно, что приступающий к таинству прежде, нежели получил таинство, еще не примирен с Богом, еще не освобожден от древнего поношения. Ибо когда приступает он, совершающий таинство прежде, нежели совершить что-либо таинственное, молится об освобождении его от обдержащего демона и не с Богом только беседует о нем, но и диавола злословит и, бичуя, изгоняет его. А бич для него есть имя, еже паче всякаго имене (Флп.2:9). Тому нельзя быть живым и сыном и наследником, кто еще раб мучителя, ибо кто сопребывает с лукавым, тот, конечно, совершенно удален от Бога, а это значит быть вполне мертвым». Св.Николай Кавасила, [50]

Поэтому заклинательные молитвы в чине оглашения перед самым крещением, читаются вслух и с большим вниманием:
  • ·        «Иерей же обязуется совершать священные молитвы и произносить их со вниманием, без поспешности - если нет крайней нужды - и читать вслух. Мы слышали от отцов, что те, кого часто устрашают привидения, терпят это оттого, что крестившие их иереи без внимания произносили заклинательные и другие священные молитвы». Св.Симеон Солунский, [71, "Гл.29. Объяснение того, что совершается в Божественном крещении", С.50]

Св.Симеон также добавляет, что в древней Церкви, эти молитвы читались по 8-10 раз, каждый раз при совершении оглашения.

Странно, что очень много священников даже не отдают себе отчет, что слова в молитвах чина оглашения не просто аллегория, а имеют буквальный смысл. Как-то даже один священник, доктор богословия, уверял автора, что нет ничего такого в таинстве крещения. Это говорит о том, как священники формально и бездумно подходят к богослужению (т.е. служению Богу), когда каждое слово молитвы должно быть произнесено осмысленно.

Могут возразить, что это нужно воспринимать аллегорически, как очищение от греха (хотя текст молитв не дает никакого основания так думать, напротив речь идет явственно о злых духах, демонах), но посмотрим, что говорят Св.Отцы поэтому поводу:

· Св.Макарий Египетский:
  • «Престол Божества есть ум наш, и наоборот, престол ума - Божество и Дух. Подобно и сатана и силы и князих чрез преступление заповеди воссели в сердце и уме и теле Адама, как на собственном престоле. Посему пришел наконец Господь и приял от Девы тело, потому что если бы пожелал Он снизойти непокровенным Божеством, кто мог бы вынести [это]? Напротив, посредством сего орудия - тела - Он говорит с людьми. И наконец, тело, в котором восседали лукавые духи, Господь разоблачил и облачил его, «разоблачив начальства и власти» (Кол. 2: 15), и соделал то тело собственным престолом Своего Духа. И как Мария говорит: «Сотворил мне величие Сильный » (Л к. 1: 4 9 ), - [так и] Господь « низложил сильных с престолов » (Лк. 1: 52), [то есть] княжащих лукавых духов со престолов попятий и помыслов, где они водворились, низложил, и очистил сознание (ср. Евр. 9: 14), и престолом Самому Себе соделал ум, и тело, и помыслы». Макарий Египетский, [72, С.464-465]

· Св.Игнатий Брянчанинов ссылается недвусмысленно на эти  же слова преподобного Макария:
  • «Мало того, что грех чрез падение соделался как бы естественным человеку, столь свойственным ему, что Писание назвало грех душою человека, что отречение от греха сделалось отречением от себя, падший человек принял в себя обольстившего его сатану и сделался жилищем сатаны. «Обретается некоторым образом, - говорит преподобный Макарий Великий, - внутри нас пребывающим и сам враг, борющий, пленяющий нас». Это отнюдь не произвольное суждение и не мечта, а опытное познание, получаемое теми, которые, как говорит тот же угодник Божий, искренно предали себя Господу, твердо пребывают в молитве и непоколебимо противостоят борющему их врагу.
  • (Прим.: Это явствует из запрещений, совершаемых пред Святым Таинством Крещения. Падший человек сделался жилищем не только греха, но и сатаны; Таинством Св. Крещения изгоняется сатана из человека, но при нерадивой и греховной жизни крещеного сатана возвращается в него, как это будет объяснено далее. См. последование Св. Крещения в Требнике)». Св.Игнатий Брянчанинов, [73, С.346-347], Гл. «О состоянии по падению человека».

· Св.Григорий Богослов:
  • «Помни всегда Христову притчу; это будет для тебя самым лучшим и совершенным пособием. Вышел из тебя нечистый и вещественный дух, изгнанный Крещением. Ему несносно гонение, он не терпит быть бездомным и бесприютным, проходит «сквозь безводные места», где пересох Божественный поток (ибо там любит он быть), скитается, «ища покоя», и «не находит». Приступает к душам крещеным, в которых порчу омыла купель. Боится воды, душит его очищение, как легион издох в море. Опять возвращается в дом, из которого вышел, потому что бесстыден и упорен, снова приступает, новые делает покушения. Если найдет, что Христос водворился и занял место, им оставленное, то снова отраженный уходит без успеха, продолжая свое жалкое скитание. Если же найдет в тебе место «выметенное» и «убранное», пустое, ничем незанятое, равно готовое к принятию того или другого, кто бы ни пришел первый, поспешно входит, поселяется с большими против прежнего запасами, «и будет последнее хуже первого» (Мф.12:43-45). Ибо прежде была надежда на исправление и осторожность, а теперь явно стало повреждение, через удаление добра привлекающее к себе лукавое, почему для поселившегося обладание местом сделалось тверже». [4, С.309], Слово 40. «На святое крещение»

·  Блаженный Диадох:
  • «Я же из божественных Писаний и из самого чувства (опытно) ума постиг, что прежде крещения благодать со вне направляет душу на добро, а сатана гнездится в самых глубинах ее, покушаясь преграждать уму все правые исходы; с того же часа, как возрождаемся в крещении, бес бывает вне, а благодать внутри. Почему и находим, что как древле господствовала над душой прелесть, так по крещении господствует над ней истина. Действует после сего и сатана на душу, как и прежде, а нередко даже горше того, но не как соприсущий благодати: да не будет! а дымя как бы пред умом чрез мокротность тела, приятностью безсловестных сластей)». [68, С.35]

***
  • «Сатана, как сказал я, святым крещением извергается из души; но ему попускается, по указанным выше причинам действовать на нее чрез тело. Благодать Божия вселяется в самую глубину души, т. е. в ум. Ибо, как говорится, вся слава дщере царевы внутрь, невидимая для бесов (Пс.44:14)». [68, С.36]

***
  • «78. Чрез крещение Святый Дух вселяется в сердце, а дух злый извергается: но этим не в конец пресекаются покушения на грех
  • … Дух Святый вселяется в нас, а грех (или отец греха) изгоняется Им, так как невозможно, чтобы при единстве и простоте, - характеристических свойствах души, - в ней сопребывали два эти лица, как думали некие. К тому же, когда божественная благодать чрез святой крещение сочетавает себя в безмерной некоей любви с чертами образа Божия в залог подобия, где поместиться лицу лукавого, - так как нет никакого общения света с тьмой? (2Кор.6:14). Итак мы, текущие путем священных подвигов, веруем, что банею паки бытия (Тим.3:5)сквернообразный змий извергается из глубин ума…». [68], Слово 78.

· Св.Паисий Великий.

В описании его жития находим  удивительное свидетельство о том, как великий подвижник видел, как инок потерял благодать крещения, только лишь приняв помысел, под действием злоречивых россказней иудея, о том, что Христос может быть и не есть Мессия. При этом Св.Паисий видел, как из инока вышел злой дух:
  • «[…]О, прельщение и неожиданная напасть! ибо сей инок (увы мне) тотчас же лишился благодати крещения, как о том будет сказано ниже.
  • […]- Этот ученик мой был христианином и имел на себе благодать крещения, а ты не таков; но если ты действительно тот ученик мой, то поистине благодать крещения от тебя отошла и образ христианина - отнят».

Преподобный молился Богу об иноке и вымолил ему прощение:
  • […]преподобный узрел благодать Духа Святого, возвратившуюся в виде голубя к ученику тому и вошедшую в уста его, и при этом увидел и злого духа, вышедшего из согрешившего инока в виде тёмного дыма, и разлившегося по воздуху.
  • Увидев это, преподобный уверовал, что Господь даровал прощение брату тому и, обратившись к нему, сказал:
  • - О, чадо, воздай вместе со мною славу и благодарение Христу Богу, ибо нечистый хульный дух вышел из тебя, вместо же него в тебя вошел Дух Святой, вернувший тебе благодать крещения; итак, теперь соблюдай себя, чтобы, по лености и неосторожности, снова не впасть во вражьи сети и, согрешив, не наследовать огня геенского».[74]

· Св.Ипполит Римский (см. стр.30, сноска 12) об обряде крещения:
  • «Всем им (прим.:крещаемым) повелевается, чтобы они молились и преклонили колени. И, возлагая на них руку свою, пусть он (прим.: архиерей) заклинает всяких чуждых духов, чтобы они убежали от них и уже не возвращались в них». [54, "Гл.20. О тех, которые примут крещение"]

И чтобы более не оставалось никакого сомнения, что это не просто аллегория, а буквальное православное понимание:

· Св.Симеон Солунский о совершении чина оглашения:
  • «<…>и третья молитва, будучи заклинательной, изгоняет демонов именем Божиим. Четвёртая же вновь обращается к Богу с прошением совершенно изгнать лукавого из создания Божияи утвердить крещаемого в вере.
  • Поэтому тотчас архиерей совершает пятую молитву <…>. После чего опять троекратно запечатлевает крещаемого на челе, устах и груди ради разума, слова и жизни, равно как и ради того, что Бог наш есть Троица - Ум, Слово и Дух, возвращающая ему жизнь и дарующая ему еже по образу, который он потерял. При этом священнодействующий говорит: И изжени из него всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его. Ибо демоны любят вселяться в души некрещёных с намерением совращать и осквернять их. Силу же к этому они имеют по причине некогда совершённого нашими прародителями преступления. Поэтому они очевидным образом живут в сердцах неосвящённых и неверных, и оскверняют их, и побуждают к делам богоненавистным». [71, "Гл.30. О том, что восприемник крещаемого должен быть православным и благочестивым", С.56]

(с) Дрэничеру Александр

Рубрика:
"Реферат"

доп.теги:
крещение

26 августа 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

спасение, Святые Отцы, крещение, таинства, учеба, статья, беснование, реферат, академия, цитата, богословие

Previous post Next post
Up