"Без крещения спасения нет. (§4.2) (продолжение) - святоотеческие цитаты

Oct 08, 2013 09:41



см. Оглавление и ссылки на другие части

(прим.: основная глава)

***

И теперь непосредственно остальные цитаты Св.Отцов и церковных писателей (к тем, что уже были приведены здесь), где прямо и недвусмысленно говорится о том, что без крещения спасение невозможно. Это, будет, наверное, одной из самых полных подборок цитат (из трудов до XIV-XV века, за редким исключением), целью которых показать, что это есть Предание Церкви и неоспоримый «Consensus patrum», т.е. полное единогласие, согласие Отцов Церкви (прим.: у большинства из Отцов и учителей, естественно, не единожды находим изречения по этому вопросу, но приведем лишь наиболее характерные):
  • ·        «Кто не принимает крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное». Св.Кирилл Иерусалимский, [37, С.45]
  • ·        «Мы исповедуем, что как невозможно спастись никому, кто не крестится водою и Духом, так и тому, кто согрешает по крещении, если не покается и опять не восприимет благодати Святаго Духа и не будет возсоздан и обновлен свыше, невозможно спастись, как утверждает сие Господь, сказав Никодиму: аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия (Иоан. 3:3), и опять Апостолам: Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым (Деян. 1:5)». Св.Симеон Новый Богослов, [68, С.127-129]
  • ·        «никто не входит в Царство Небесное иначе, как только через таинство Крещения».  Св. Амвросий Медиоланский, цит.по: Митрополит Московский и Коломенский Макарий,[20, С.337]
  • ·        «Что же Христос говорит? «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Вот что этим Он дает разуметь: ты считаешь это невозможным; а Я говорю, что это очень возможно, даже и необходимо, и иначе спастись невозможно. А Необходимое Бог соделал для нас и удобным. Рождение земное есть рождение по плоти, от персти, а потому для него и заграждено все небесное, потому что, что общего между землей и небом? Но другое рождение, как рождение от Духа, удобно отверзает нам небесные врата. Слышите вы все, чуждые просвещения: ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и духом, войти в царствие небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, - еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в царстве знака». Св.Иоанн Златоуст, [43, Беседа XXV. (толк. на Ин.3:5), С.162]
  • ·        «Однако не следует отказывать в крещении и в любое другое время, чтобы из-за таковой задержки не скончался кто-нибудь непросвещённым, что было бы величайшим несчастьем, так как некрещёный не спасётся». Св.Симеон Солунский, [75, С.62]
  • ·        «Иудей не отлагает обрезания по причине угрозы, что всякая душа, которая не обрежется в день осьмый, «погубится» из среды людей своих (Быт.17,14). А ты откладываешь «обрезание нерукотворенное в совлечении… плоти», совершаемое в крещении (Кол.2,11), слышав от Самого Господа: «аминь, аминь глаголю» вам, «аще кто не родится водою и Духом не внидет во Царствие Божие» (Ин.3,5). Там боль и язва, а здесь орошение души и врачевство для язвы сердечной.
  • Поклянешься Умершему за тебя? Поэтому решись спогребстись Ему крещением (Рим.6,4). Если не будешь «сообразен подобию смерти Его», то как сделаешься причастником воскресения (Рим.6,5)? <…> Если бы Израиль не перешел чрез море, то не был бы отлучен от фараона; и ты, если не пройдешь чрез воду, не выйдешь из-под горького диаволова мучительства. <…> Он чрез крещение взошел в землю обетования; как же ты возвратишься в рай, не запечатлевшись крещением? Или не знаешь, что приставлено «пламенное оружие… хранити путь древа жизни» (Быт. 3, 24), для неверных страшное и опаляющее, а для уверовавших удобоприступное и приятно озаряющее? И Владыка соделал его обращающимся: когда видит оно верного, обращается задом, а когда видит кого-либо из незапечатленных, встречает его острием». Св.Василий Великий, [3, "Беседа 13. Побудительная к принятию святого крещения ", С.678]
  • ·        «…без чего невозможно войти в Царство Небесное, Господь объявил в Евангелии от Матфея: <…> И в Евангелии от Иоанна говорит Никодиму: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия (Ин. 3:3); и опять-таки: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5). Согласно этому очевидно, что единое следует наказание и в этом единая для всех опасность - упустить [в деле спасения] хотя бы что-нибудь одно. <…> Так что если кто прочтет более внимательно об этом, то еще сильнее утвердится [во мнении,] что следует все исполнить, чтобы удостоиться Царства Небесного». Св.Василий Великий, [105, С.27-28, 31]
  • ·        «Два крещения оказались у Господа, Очистителя всех; одно (крещение) воды и другое (крещение) Креста, дабы крещением страдания научить крещению воды. Покаяние согрешивших есть распятие их, которое сокровенно пронзает члены их и удерживает, дабы они не поступали по движению страстей, и это до Господа возвестил Иоанн. Итак,два крещения необходимы праведникам и грешникам [крещение крови и крещение воды; крещением же крови у святого отца называется не только мученичество, но и постоянное исповедание Христа, жизнь по Христу], и одно без другого спасти не может». Св.Ефрем Сирин, [59, Гл.21, С.328-329]
  • ·        «<…>Сам Спаситель восхотел креститься Крещением Иоанновым, показывая, что чрез Крещение только мы можем узреть небесные пространства и тем указано было, чтонельзя войти в жизнь некрещеному, тем же указано и то, что купель есть вход и дверь. Отверзите мне врата правды (Пс.117:19), говорит Давид, желая, как я думаю, чтобы отверзлись сии врата». Св.Николай Кавасила, [81]
  • ·        «…если я не посвящен в Таинства, то невозможно, чтобы я, не крестившись, получил спасение». Св.Феодор Студит, [106, Послание 39(98): К Афанасию, сыну, С.130]
  • ·        «Господь предвозвещает, что воспламенятся и сгорят иноплеменники, то есть не принадлежащие к Божественному роду и непросвещенные, - те, которые не возрождены духовно, не сделались сынами Божиими. А о том, что спастись могут только возрожденные и запечатленные знамением Христовым, говорит Бог в другом месте, когда, посылая Ангелов Своих на разрушение мира и истребление рода человеческого, высказывает напоследок следующую страшную угрозу: идите..., изсецыте, и не пощадите очима вашима, и не помилуйте; старца и юношу и деву, и младенцы и жены избийте в потребление; а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся (Иез. 9, 5-6). Какое же это знамение и на какой части тела будет оно положено, - Бог открывает в другом месте, говоря: пройди среде града Иерусалима и даждь знамения на лица мужей стенящих и болезнующих о всех беззакониих, бывающих среде их (Иез. 9, 4). То, что это знамение имеет отношение к страданиям и Крови Христа и что только тот останется здравым и невредимым, кто окажется имеющим это знамение, - подтверждается также свидетельством Бога; Он говорит: и будет кровь вам в знамение на домех, в нихже вы будете тамо; и узрю кровь, и покрыю вы, и не будет в вас язвы, еже погибнути, егда поражу землю Египетскую (Исх. 12, 13). Что прежде закланием агнца предпосылается в образе, то потом, за пришествием истины, исполняется во Христе. Как там, когда поражаем был Египет, народ иудейский мог спастись только кровию и знамением агнца, так и в ту пору, когда станет опустошаться и поражаться мир, спасется только тот, кто найден будет запечатленным Кровию и знамением Христовым». Св.Киприан Карфагенский, [32, С.235-236]
  • ·        «…при его (прим.: священства) содействии и возрождаемся, и причащаемся Божественных Таин, без которых невозможно стать причастными небесных наград, по неложным изречениям самой Истины, изрекающей в одном месте: аще кто не родится водою и Духом, не войдет в царство небесное (Ин.3:5); и в другом: «Кто не яст плоти Моей и не пиет крови Моей, тот не имеет части со Мною» (Ин.6:56). Потому, если без сих Таинств не возможно сподобиться Божественного жребия, Таинства же сии совершаются не кем иным, как священством, то разве тот, кто пренебрегает священством, не оскорбляет Божественного и не пренебрегает душою своею?» Св.Исидор Пелусиот, [107, Письмо 552: Епископу Феодосию, С.316-317]
  • ·        «Явно мертвы и достойны сожаления те, которые не спогреблись Христу и не совоскресли с Ним в крещении, но пребывают в духовной смерти. Они не воскреснут с Ним, пока не окончится тысяча лет, то есть время, продолжающееся от первого Его пришествия до славного второго, но возвратятся в землю, как рожденные от земли, а не от Духа, потому что в смерти их - начало их будущих мучений. Воскресшие же в первом воскресении, то есть освободившиеся от мертвенных помышлений и дел, - блаженны, ибо они не испытают бесконечных мук второй смерти, но в продолжение тысячи лет до времени разрешения сатаны и обольщения им всех народов будут вместе со Христом священствовать и царствовать, не потому, что после этого лишатся Царства, но как имеющие получить его несомненно и твердо по окончании временного и наступлении вечного». Св.Андрей Кесарийский, [42, Статья шестьдесят вторая. О первом воскресений и второй смерти. (толк. на откр.20:5)]
  • ·        «При выборе из двух зол, лучше удостоившись спасительного крещения впасть опять в грех, нежели кончить жизнь непричастным благодати. Ибо грех, может быть, получит и прощение по человеколюбию Божию, на которое великая надежда у добрых, а тому совершенно недоступно спасение по точному определению. Ибо когда слышу, что неложный голос говорит: «аминь, аминь глаголю тебе, аще кто не родится... свыше, не может видети ...царствия Божия» (Ин.3:5), то ничего не могу ожидать доброго для неомытых водою крещения. В самом деле, какого снисхождения заслуживают те, которые пренебрегли милостью царскою, не приняли прощения долгов, и не воздали благодарности за свободу, усвояя ее, когда она добровольно нисходила к ним с неба, но презрением дара нанесли бесчестие Даровавшему? Душу не просвещенную и не украшенную благодатью возрождения, не знаю, примут ли Ангелы после разлучения ее от тела. И как это может быть, когда она незапечатлена, и не носит никакого знака Владычного?Естественно, она будет кружиться в воздухе, блуждая, носясь туда и сюда, никем не взысканная, как не имеющая господина, желающая успокоения и приюта и не находящая, тщетно скорбящая, бесплодно раскаивающаяся, подобно богачу, который, облачаясь в порфиру и виссон, во всякого рода наслаждениях и роскошной жизни готовит вещество для неугасимого огня». Св.Григорий Нисский, [8, С.441-442]
  • ·        «12. Но так как определено, что никому не достичь спасения без крещения (в наибольшей степени это явствует из речения Господа, который говорит: Если кто не родится из воды, не будет иметь жизни (ср. Иоан. 3,5), - то появляются мелочные, вообще легкомысленные рассуждения. Кое-кто спрашивает: каким образом, согласно этому определению, спасение будет достигнуто апостолами, среди которых мы не находим крещеных в Господа, кроме Павла. В самом деле, так как Павел единственный из них облекся крещением Христовым, то (чтобы определение сохранило силу) прочих, лишенных воды Христовой, нужно считать назначенными к погибели, или, - если даже не крещеным посылается спасение, - определение теряет силу. Бог свидетель, я слышал подобные рассуждения, и пусть никто не думает, что я бесчестно измышляю, повинуясь своему перу, сомнительные для других вещи». Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс, [54, С.18]

Как видим Тертулллиан даже изумляется, когда слышит в своем веке такие измышления, что можно спастись без крещения, а сам Св.Григорий Богослов боялся умереть некрещенным, когда корабль, на котором он плыл, попал в жуткий шторм:
  • ·        «Все пришли в страх при виде общей смерти; но я, бедный, боялся больше всех за свою душу; ибо подвергался опасности умереть некрещеным и среди губительных вод желал воды духовной; поэтому вопиял, просил и молил себе хотя малой отсрочки». Св.Григорий Богослов, [108, С.131]

И призывал остальных креститься, дабы получить спасение:
  • ·        «И сказав, крестись, и крестившись, спасись. Хотя бы ты был черен телом, убелись душой; получи спасение, которого нет ничего выше, ничего досточестнее для имеющих ум». Св.Григорий Богослов, [4, С.298]

И называл само крещение «великим и чудным таинством нашего спасения». [Св.Григорий Богослов, там же, 4, С.276]

Косвенные подтверждения:
  • ·        «…кто уверовал, но не крестился, а остается еще оглашенным, тот не есть уже и спасен». блаженный Феофилакт Болгарский, [13, 'толкование на Марк.16:16']
  • ·        «Начало духовного существования (ύποστάσεως) и спасения нашего мы получаем оттуда (прим.:  с неба, т.е. от Бога ). Ибо апостол говорит: «Если только начаток ипостаси Его твердо сохраним до конца» (Евр. 3: 14), - и то самое, что каждый получил в крещении, «по мере веры» (ср. Рим. 12: 6) <…>» Св.Макарий Египетский, [76, С.708]
  • ·        «…гласом проповедника взываю: придите все народы к бессмертию, даруемому в Крещении. Я благовествую жизнь вам, сидящим во тьме неведения. Придите от рабства к свободе, от тирании к царству, от тления к нетлению. Но как, скажете, мы придем? Как? Водою и Духом Святым. Эта вода, соединенная с Духом, есть та самая вода, Которою орошается рай, утучняется земля, прозябают растения, рождают животные, словом, которою оживотворяется возрожденный человек, в Которой крестился Христос, на которую Дух Святой сошел в виде голубя». Св.Ипполит Римский, [23]
  • ·        «7. И поэтому крещение нашего возрождения совершается посредством этих трех положений, когда Бог Отец дарует нам благодать для возрождения посредством Своего Сына через Святого Духа. Ибо те, которые носят в Себе Духа Божия, приведены к Слову, т. е. к Сыну, а Сын приводит их к Отцу, и Отец дает им приобщиться нетлению. Следовательно, без Духа невозможно видеть Сына, и без Сына невозможно приступить ко Отцу; ибо познание Отца есть Сын, и познание Сына - через Святого Духа, Духа же сообщает Сын, сообразно Своему служению, по благоволению Отца, тем, кому хочет и как хочет Отец». Св.Ириней Лионский, [97, С.12]

И это всегда было исповеданием Вселенской Православной Церкви, о чем свидетельствует и «Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере» (1723 г.):
  • ·        «Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин.3:5)». [109]

И как бы подытоживая, зададимся вопросом - кому на самом деле выгодно привнесение модернистских воззрений в учение о Крещении? Какие мотивы? Кто стоит за этим? К чему это приводит? Св.Симеон, архиепископ Фессалоникийский, как бы отвечает на это, выведенными в эпиграф словами:
  • ·        «Он-то, безстрастно воплотившись от Девы и безстрастно родившись, безстрастно и нас духовно рождает из ребра своего, напояет, питает и живородит Духом: поелику с того самого времени, как из ребра Его «истекли вода и кровь» (Ин.19:34), водою вместе с Духом Он возрождает нас, как сказано, а кровью животворит. И без этого невозможно спасение. Посему-то многие еретики, возбуждаемые демонами, безумно восстают вместе с нечестивыми особенно против этих священных и спасительных Христовых таинств, то есть, против божественного крещения и священного причащения, чтобы, не принимая их, быть отчужденными от вечной жизни: ибо страшное (изречено) определение, как против не принявших крещения, так и против не принимающих животворящего причастия: «аще кто не родится, - сказано, - водою и Духом, не может внити в Царствие небесное» (Ин.3:5); и еще: «аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе» (Ин.6:53)». Св.Симеон Солунский, [73, С.111]


(с) Александр Дрэничеру

Рубрика:
"Реферат"

доп.теги:
крещение

8 окт. 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

ересь, спасение, Святые Отцы, дети, крещение, таинства, статья, учеба, реферат, грех/первородный, академия, Христос, цитата, богословие

Previous post Next post
Up