"Таинство Святого Крещения - это дверь в Церковь" (§4.1) "Без крещения спасения нет. (§4.2)

Oct 05, 2013 13:33



см. Оглавление и ссылки на другие части

(прим.: основная глава)

4.      Таинство Святого Крещения, как дверь ко спасению

И вот мы дошли до самой сути вопроса, основной части - что без крещения невозможно спасение, и так верили отцы изначально и так завещали нам. И неудивительно, что в наш век, это таинство подвергается изощренным нападкам и попытками принизить ее значимость, дабы сформировать у людей ложное мнение о том, что милостивый Бог спасет всех, и следующим шагом будет укрепление в умах людях, что спасение возможно и без Христа, главное быть хорошим, и благодаря этой мнимой комфортабельной «хорошестости» Бог дарует спасение души (точнее, даже будет - благодаря этой «хорошестости» человек уже достоин спасения, и Бог просто обязан будет его спасти такого хорошего).

4.1.        Таинство Святого Крещения - это дверь в Церковь, дверь к спасительным таинствам Церкви

Спасение наше во Христе. Вне Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф.1:23) (Кол.1:24), нет спасения. И входят в Церковь, приобщаются к Телу Христа, усыновляются Христу, только через веру во Христа и крещение, через что открывается дверь ко всем таинствам Церкви, и дарам Св.Духа:
  • ·        «…в Церкви всё от Святой Троицы и в Святой Троице, ибо Господь основал и укоренил Церковь в Святой Троице, сказав ученикам: Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. От веры в Святую Троицу зависит и ею содержится вся Церковь; в Церковь входят только верой и крещением во имя трех Лиц Святой Троицы. В Церкви все совершается от Отца через Сына в Духе Святом: Отец через Сына в Духе Святом всё устрояет, творит, созидает и подает». Св.Иустин (Попович), [101, С."§22. Догмат о Святой Троице", С.111]

  • ·        «Как солнце, будучи совершенно, изливает от себя всем совершенную, простую и равную благодать, но каждый, насколько имеет очищенное око, настолько и принимает солнечный свет, так и Дух Святой верующих Ему соделал от Крещения способными к принятию всех Своих действий и даров; однако дары Его действуют не во всех в одной мере, но каждому (даются) по мере делания заповедей, поколику он засвидетельствует благими делами и покажет меру веры во Христа. Посему говорит: «посла Бог Духа Сына Своего в сердцаваша, вопиюща: Авва Отче» (Гал.4:6), и: «самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия» (Рим.8:16). Св.Марк Аскет, [21]
  • ·        «Креститься значит родиться во Христе и получить самое бытие и существование тем, кои еще не существуют. Уразуметь сие можно многими способами. И во-первых, из порядка, потому что к этому таинству мы приступаем прежде прочих таинств и прежде других оно вводит христиан в новую жизнь, во-вторых - из имен, которыми называем его, и в-третьих - из того, что в нем совершается и поется. С самого начала установлен тот порядок, чтобы сперва омываться, потом, помазавшись миром, приступать к священной трапезе, что служит сильным доказательством того, что купель есть начало жития, основание жизни и тому подобное предуготовление. Потому и сам Христос, так как со всем прочим, что принял за нас, необходимо было ему и креститься, принимает Крещение прежде прочего». Св.Николай Кавасила, [51]
  • ·        «Крещение занимает первое место в ряду семи таинств православной Церкви: потому что оно служит для людей как бы дверью в самую Церковь, по слову Спасителя: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. (Иоанн. 3,5) т.е. в Царство благодати, а за тем в Царство славы и следовательно служит вместе дверью ко всем другим таинствам, которые совершаются и исполняются только в Церкви. Посему таинство это всегда было преподаваемо людям и доселе преподается прежде прочих, и тот, кто еще не сподобился крещения, никогда не мог и не может соделаться причастником какого либо другого таинства из таинств церковных». Митрополит Московский и Коломенский Макарий,[20, "§201.1 О таинстве крещения",С.317]
  • ·        Чин оглашения при крещении: «…соделай его [или ее] овцою разумной святого стада Христа Твоего; членом достойным Церкви Твоей…». [48]

И это не какое-то схоластическое, логическое или директивное церковное решение, что так и никак иначе, Св.Дионисий Ареопагит на своем примере пишет, что именно через таинство святого крещения, у человека открывается способность воспринимать и остальные таинства:
  • ·        «Хотя ведь и всем иерархическим посвящениям обще передавать частицу священного света совершаемым, но это первое [1] даровало мне способность видеть, и его начальнейший свет световодит меня к видению другого священного». Св.Дионисий Ареопагит, [52, Глава 3. п.1. "О совершаемом в собрании", С.609]

В древней Церкви, некрещенных не пускали даже на погребение, т.е. не позволяли присутствовать там, где совершалось хотя бы малейшее священнодействие, тот же Св.Дионисий пишет:
  • ·        «3. Обрати внимание, что не все обычным образом очищаемые чины ныне [2] отсылаются: одни лишь оглашенные изгоняются из  священных мест, ибо таковой чин полностью не научен никакой священной службе, и ему, как непричастному зрительной силе священных чинов, получаемой благодаря светоначальному и светоподательному богопорождению, не подобает взирать ни на малое, ни на великое из священно совершаемого». Св.Дионисий Ареопагит, [52, Глава 7. "О совершаемом над усопшими". Ч.3. Рассмотрение. п.3, С.718-719]

4.2.        БЕЗ КРЕЩЕНИЯ СПАСЕНИЯ НЕТ

Итак, как мы видим на протяжении всей этой работы с самого начала, некрещеный человек никак не может спастись, и это не из-за какой-то условности или прихоти, а потому, что человек сам не желает соединиться с Богом и очиститься от грехов и скверны, прибегнув ко Святому Таинству Крещения. И так Церковь верила изначально на протяжении всех веков. Та же практика, которая упоминалась во Введении, откладывать крещение до самой смерти, уже косвенно подтверждает то, что даже простые миряне это хорошо понимали и пытались просто исхитриться, и как бы воспользоваться заячьим билетом, дабы прожить всю жизнь в праздности, не утруждая себя соблюдением заповедей Христа, а потом, перед самой смертью, сразу же очиститься от всех грехов и втиснуться в закрывающиеся врата Царствия Небесного.

С первых же веков, даже если учителя Церкви об этом прямо не говорили, в виду того, что это считалось чем-то естественным (а никто, к примеру, не пишет в своих трудах о банальных вещах, к примеру, о том, что нужно дышать, для того, чтобы жить - так и в христианстве, вполне естественно, что если не соделываешься сопричастным Христу через крещение, то и не имеешь жизнь вечную), то в любом случае все полемические и апологетические труды исходят именно из этого. Уже сами вопросы, которые ставили под сомнения спасительность таинства крещения, вызывали большие недоумения и считались какой-то несуразностью, если не сказать даже дикостью.  К примеру, Тертуллиан, живший на рубеже первого-второго, в своем труде, посвященном Таинству Крещения, упоминает такие дерзкие, как он их называет, вопросы:
  • ·        «12. Впрочем, нам нельзя не знать, что без крещения никто спастись не может. Сам Господь о том нам возвестил словами: аще кто не родится водою и духом, не может внити воцарствие Божие (Иоан. 3:5). На сей счет некоторые спорливые или дерзкие люди предлагают вопрос: если без крещения нельзя спастись, то каким образом могли спастись Апостолы, тогда как мы не видим, чтобы кто из них крестился, кроме Павла? Сверх того, если один Павел из Апостолов получил крещение Христово, то надобно полагать, что или не приявшие сего крещения осуждаются, или что изречение сие несправедливо, когда они без крещения спасены. Бог свидетель, что я сам слышал от некоторых людей подобные отзывы, дабы кому не пришло в голову, что я нарочно выдумываю странные затруднения для удовлетворения излишней моей охоты писать, или для удовольствия находить в других пустые и суетные недоумения». Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс, [54, С.18]

Напомню, это самые первые века становления Церкви, и как видим, появление таких вопросов считается чем-то ненормальным.  В наше же время, наблюдается совсем другая картина, когда людей, в том числе и священников, изумляет сама постановка вопроса, что «без крещения спасения нет».

Тоже самое и относительно спасения некрещеных младенцев - веком позже (относительно Тертуллиана), в переписке одного из Отца Церкви Св.Киприана Карфагенского с епископом Фидом (200-258гг) вопрос о том, спасаются или не спасаются младенцы без крещения даже не стоит, Карфагенскую Церковь волнует другой более важный вопрос для тех времен - можно или нет крестить младенцев до 8-го дня, достойны они этого или нет, и Св.Киприан отвечает именно исходя из того, что без крещения, душа погибнет:
  • ·        «Что же касается дела о младенцах, которых, по словам твоим, не должно крестить во второй или третий день со дня их рождения, а должно сообразоваться с законом древнего обрезания, и рожденного, как ты думаешь, ни крестить, ни освящать прежде восьмого дня, - то это обстоятельство представилось на нашем Соборе совершенно иначе. Никто не согласился с твоим мнением об этом деле - напротив, все мы за лучшее почли ни одного родившегося человека не лишать милосердия и благодати Божией. Если Сам Господь в Евангелии Своем говорит, что Сын человеческий не прииде душ человеческих погубить, но спасти (Лк. 9:56), то, сколько это от нас зависит, ни одна душа не должна погибнуть, если это возможно». Св.Киприан Карфагенский, [102, С."Письмо 46, к Фиду, о крещении детей", С.187]

И кстати, решение о том, что можно крестить младенцев до 8-го дня и именно из этих мотивов, было принято Карфагенским Поместным Собором, при председательстве Св.Киприана. В наше же время, даже с кафедры Московской Духовной Академии, или по православным телевизионным каналам, в лице профессора А.И.Осипова, пропагандируется ересь о том, что нет нужды и не нужно крестить детей в малом возрасте.

Для того, чтобы не было ни малейшего сомнений в том, что Св.Киприан в своем письме непосредственно увязывает крещение именно со спасением, и никак иначе, можно провести параллель с его знаменитым трактатом «Книга о единстве Церкви», где он указывает, что вне Церкви невозможно спасение:
  • ·        «Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева. Господь так говорит в научение наше: иже несть со Мною, на Мя есть; и иже не собирает со Мною, расточает (Мф. 12, 30)». Св.Киприан Карфагенский, [103, С.174]

А как мы уже рассматривали в предыдущем подразделе, крещение есть дверь в Церковь, и если крещеный еще может отпасть от Церкви, то некрещеный еще в нее и не входил, и находится за ее «стенами».

Если дальше двигаться по хронологической ленте истории Церкви, в трудах Св.Василия Великого (330-379гг) не встречаем прямого, четкого и ясного утверждения о том, что без крещения спасения нет, но опять же, это как бы подразумевается, как что-то естественное и банальное - в беседах о крещении, Св.Василий всегда говорит о таинстве, как о спасительном, и не раз задается логическим вопросом, как можно спастись, не будучи крещеным?

Относительно младшего брата Св.Василия, одного из авторитетнейших Св.Отцов Церкви - Св.Григория Нисского (335-394гг), сложилось стойкое, но в тоже время, весьма спорное убеждение, что он был приверженец идеи апокатастасиса (всеобщего спасения) [3], что никак не увязывается с другими изречениями Св.Григория, когда в вопросах о Таинстве Святого Крещения, он говорит, что некрещенным «совершенно недоступно спасение» Св.Григорий Нисский, [8, С.441-442] и эту мысль он неоднократно повторяет в разных интерпретациях на протяжении всего труда «Против отлагающих Крещение» или того же «Большого огласительного слова», на базе которого, Св.Отцу приписывают мнение, которое осуждено Вселенским Собором.

Их же современник Св.Кирилл Иерусалимский (315-386гг), напротив весьма ясно и прямо, при этом не раз, постоянно и упорно повторяет один и тот же постулат - «некрещеный спастись не может». Это, наверное, по большему счету обусловлено тем, что его беседы обращены именно к оглашаемым, т.е. к  готовившимся принять таинство святого крещения, и для святителя было важно донести исключительную важность сего таинства.

Примерно в этот же период, блаженный Августин, как и Св.Киприан, рассуждая о Божьем промысле и об участи некрещенных младенцев, также четко и ясно говорит, что без этого таинства Царство Небесное для нас закрыто:

·        «...чтобы не останавливаться мне также на крещении младенцев (а это никто из них (т. е. противников Августина) не может назвать, как предыдущее, не относящимся к Царству Божию), почему одному младенцу оно даруется, а другому не даруется (ведь и то и другое находится во власти Бога, а без этого Таинства никто не войдет в Царствие Божие)...»Св.Августин Аврелий, [104]

Блаженный Августин, в основном упоминает о том, что без крещения нет спасения, рассуждая именно на тему о посмертной участи некрещеных младенцев, и если бы он не затрагивал этого вопроса, то, с подачи модернистов, могло бы возникнуть ложное мнение, что Св.Отец считал как-то иначе.

Такой же, как у Св.Кирилла Иерусалимского, неоднократный упор на том, что некрещеный не спасается, встречаем у другого Отца Церкви - Св.Симеона Нового Богослова (949-1022гг). Церковь не зря удостоила Св.Симеона столь высокого имени Нового Богослова - труды святителя отличаются четкими и ясными изъяснениями, которые не оставляют никакой почвы для двусмысленности. Правда и здесь современные модернисты  умудряются исказить слова Св.Отца, вырывая цитаты из контекста, в частности, касательно вопроса крещения младенцев и воспринимаемой ими благодати.

Т.е. видим единодушие Отцов, святых и учителей Церкви в этом важнейшем вопросе - с первых веков, Предание Церкви сохраняется неизменным, но чем более мы приближаемся к Концу Света, то наблюдаем, что происходит более интенсивная атака на догмы Церкви и особенно относительно Таинства Святого Крещения, которое является дверью ко спасению, дверью в Церковь, дверью к остальным таинствам Церкви.

[1] Имеется в виду крещение;

[2] Т.е. как комментирует Св.Максим Исповедник не изгоняются ни одержимые, ни кающиеся, но - только оглашенные (т.е. готовящиеся к принятию крещения);

[3] Поэтому вопросу отметим лишь коротко, что есть три версии по этому поводу: 1) Св.Отец ошибался; 2) Эти места, в его трудах, исказили еретики; 3) Св.Григорий говорил о восстановлении душевных сил для познания блага, но не причастия ему (мнение Св.Максима Исповедника);

(с) Александр Дрэничеру

Рубрика:
"Реферат"

доп.теги:
крещение

5 окт. 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

ересь, спасение, Святые Отцы, дети, крещение, таинства, статья, учеба, реферат, грех/первородный, академия, Христос, цитата, богословие

Previous post Next post
Up