Без крещения нет спасения. Отмеченные Божьей печатью в Новом Завете. (Гл.1.3.2)

Aug 07, 2013 17:30


см. Оглавление и ссылки на другие части

В этой заметке главы:

1.3.2.   Запечатленные Святым Духом. Новый Завет

прим.:
*  не путайте ссылки на библиографические ссылки и сноски (в самом конце главы)
- при переносе из Worda в ЖЖ, они преобразовались в один стиль.
**  к сожалению, ЖЖ ставит ограничение на размер главы, поэтому приходится  делить главы.
***если находите ошибки или есть замечания и предложения - буду признателен;

1.3.2     Запечатленные Святым Духом.
Новый Завет.

В Новом Завете, когда уже Христос послал людям Утешителя (Иоан.14:16), т.е. Святого Духа, видим, что святые (т.е. христиане), запечатлены печатью Св.Духа:
  • Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.

    (2Кор.1:22)


Итак, в Новом Завете, печать сохраняется, но уже приобретает, а точнее раскрывается в духовном, таинственном значении:
  • ·        «…иудеи запечатлены были обрезанием, как бессловесные, приняв телесную печать, а мы как сыны Божий, и запечатлены Духом, что выше плотского запечатления». блаженный Феофилакт Болгарский, [1, толк. на Еф.1:13]

Что же это за печать? Блаженный Феофилакт Болгарский толкует эти стихи (2Кор.1:22) через призму крещения:
  • ·        «21-22 Сказав выше, что Бог исполнит обетования, теперь подтверждает это. То, говорит, что вы и я, учитель ваш, твердо стоим в вере во Христа, дал Бог, Который и помазал нас, и запечатлел, то есть сделал пророками, царями и священниками. Ибо таков всякий крещеный: он - пророк, как видящий то, чего не видел глаз и не слышало ухо; он - священник, как долженствующий приносить себя в жертву живую, святую, благоугодную Богу; он - царь, как сын Царя Бога и наследник будущего Царствия, и как ныне царствующий над неуместными помыслами и поставленный выше всего мира. Как в древности священники и цари помазывались елеем, так ныне мы помазаны Духом, когда Бог дал залог Духа в сердца наши. Если же дал залог, то, конечно, даст все. А залогом называет подаваемые ныне дарования Духа; ибо разумеем отчасти и пророчествуем отчасти, а совершенное получим тогда, когда явится Христос в славе Своей». [1, 'толк на 2Кор.1:22']

Св.Кирилл Иерусалимский также говорит о том, что Св.Дух запечатливает наши души именно в крещении:
  • ·        «Дух Святой будет запечатлевать ваши души. Вы будете избираемы в воинство великого Царя. Итак, расположите и приготовьте себя, облекшись не в драгоценные одежды, но в благочестие души, открывающееся в доброй совести. Приступи ко крещению не так, как к воде простой, но как к духовной благодати, с водою даруемой. Ибо как приносимое в жертву, простое по природе, оскверняется через призывание идолов, так напротив, простая вода, получив силу от призывания Святого Духа и Христа и Отца, приобретает силу святости. Так как человек состоит из двух частей, из души и тела, то и очищение двоякое: бестелесное для бестелесного, а телесное для тела. Вода очищает тело, а Дух душу запечатлевает, чтобы нам приступить к Богу с сердцем окропленным и телом, омытым водой чистой». п.3-4 Св.Кирилл Иерусалимский, [2, С.40-41]

Итак единогласно говорят Св.Отцы и церковные писатели Церкви:
  • ·        «…при духовном нашем рождении, таинство Крещения полагает на каждого неизгладимую печать, которая остается на крестившемся всегда, хотя бы он после Крещения наделал тысячу грехов или даже отвергся самой веры (Посл. восточн. Патр. о прав. вере чл. 16).
  • Об этой неизгладимой печати, полагаемой Крещением на каждого человека, единогласно говорят, вместе с Постановлениями апостольскими (940), древние учители Церкви: Ерма (941), Климент александрийский (942), все, присутствовавшие на первом карфагенском Соборе (943), св. Кирилл Иерусалимский (944), св. Иоанн Златоуст (945), блаж. Иероним (946), блаж. Августин (947) и другие (948))». Митрополит Московский и Коломенский Макарий, [3, §204 Невидимые действия Таинства Крещения и его неповторяемость, С.333-334] [1]

Наиболее полно и красиво раскрывается смысл этой печати у Св.Амвросия Медиоланского в обращении к оглашаемых в беседе о таинствах:
  • ·        «Ты познал все во всей полноте, будучи крещен во Имя Троицы. Во всем, что мы совершили, была заключена тайна Троицы. Везде у Отца и Сына и Духа Святого одно действование, одно освящение, хотя и есть, кажется, некие особенности.
  • 6. Каким образом? Бог тебя помазал, Господь тебя запечатлел и вложил в твое сердце Духа Святого (ср. 2 Кор 1:21-22). Итак, ты принял Духа Святого в свое сердце. Послушай и другое. Поскольку Дух Святой в твоем сердце, то и Христос также в твоем сердце. Об этом говорит Христос Церкви в книге Песнь Песней: Положи Меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою (Песн 8:6).
  • 7. Итак, тебя помазал Бог, тебя запечатлел Христос. Каким образом? Ты был запечатлен знаком Его Креста, знаком Его страданий. Ты принял печать для уподобления Ему, чтобы ты воскрес по Его образу и жил по Его примеру. Он был распят для греха и живет для Бога. Подобно и твой ветхий человек, погруженный в купель, был распят для греха, но воскрес для Бога (ср. Рим 6:4-6,10)» [2]. Св.Амвросий Медиоланский, [5]

Итак, святитель говорит о том, мы запечатлеваемся Св.Духом именно в крещении и запечатлеваемся именно знаком Креста, что и видел пророк Иезекииль, о чем мы говорили в подзаголовке выше.

Как бы в подтверждении, в другом месте апостол Павел говорит:
  • И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.

    (Еф.4:30)

Что за день искупления имеется в виду?
  • ·      «Какой день разумеется под днем избавления? - Экумений говорит, что это есть день крещения. «В показание, что мы есмы народ Божий, Он запечатлел нас в крещении, ибо оно есть день избавления»». (толк. на Еф.4:30) Св.Феофан Затворник, [6, С.459-460]
  • ·        «…своими худыми помыслами не печальте Духа Святаго, в Коем вы крещены в день искупления и очищения вашего». (толк. на Ефес.4:30) Св.Ефрем Сирин, [7, С.194]

И вернемся к тому, с чего начали - что происходит (или произойдет в последние времена) с теми, кто не помечен печатью Св.Духа, которая, как мы уже уяснили в этой подглаве, дается именно в крещении:
  • 2 И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря:

    3 не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.
    (Откр.7:2,3)
  • 4 И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.

    (Откр.9:4)

Коментируя эти строки, еп.Примасий [3] говорит, что эти строки относятся к членам Церкви (т.е. крещенным), которые сохранили веру и любовь:
  • ·        «Под травой земной подразумеваются меньшие, молоком веры христианским питающиеся; под зеленью - начинающие выращивать в себе живой росток добродетелей, чей плод не засохнет, но изобильным будет; а деревья изображают тех членов Церкви, которые принесли уже плод духовный. О первых сказано: Кто утвердил землю над водами (Пс 135:6), то есть водами крещения; о вторых - возрадуешься каплям дождя Своим, когда изойдут (Пс 64:11); о третьих - я же как олива плодородная в доме Божием (Пс 51:10). Из всех же них состоит то множество избранных, которому саранче запрещено вредить - кроме тех, на челе коих нет знака Бога, ибо, по слову апостола, не во всех вера (2 Фес 3:2). Сказано, что они затмили солнце, но не погасили его, ибо из-за преизобилия беззаконий может остыть любовь во многих. Но, как написано, твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих, и да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа (2 Тим 2:19)». Примасий, "Комментарий на Откровение" (толк. на Откр.9:4)[8, С.150-151]

Опять, же возвращаясь к пророчествам Ветхого Завета, это именно тот знак, который видел пророк Иезекииль:
  • ·        «Что было открыто некогда Иезекиилю о муже, облеченном в подир, длинную льняную одежду, который налагал печать на лица стенящих (Иез. 9, 4), чтобы не погубить вместе с грешниками праведных (ибо и ангелы не знают тайных добродетелей святых), то же самое и теперь открывается блаженному, когда повелевается главным святым силам не вредить согрешившим до тех пор, пока не узнают они служителей истины, отмеченных печатью. Это отчасти случилось уже, когда многие тысячи уверовавших во Христа, как говорит великий Иаков блаженному Павлу, избежали опустошения римлянами Иерусалима, но с особою силою это сбудется, как уже было сказано, во время пришествия антихриста, когда верных, носящих знамение Христа непосрамленно и дерзновенно пред неверными, отличит от них печать Животворящего Креста, поэтому-то ангел и говорил:  Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего». (толк. на Откр.7:2) Св.Андрей Кесарийский, [9]

Кто не имеет, на себе знака Креста, тот, как говорит Св.Иоанн Златоуст чужд для Бога, и для него закрыто Царствие Небесное:
  • «…он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, - еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в царстве знака». (толк. на Ин.3:5) Св.Иоанн Златоуст, [10, Беседа XXV, С.162]

По этому знаку, или по печати, Христос узнает Своих овец, Своих рабов, Свое малое стадо, а кто не Его находится за вратами Царствия Небесного:
  • ·        «2.  …Чрез веру приобретите залог Святого Духа, чтоб смочь вам быть принятыми в селения вечные. Приступите к таинственному запечатлению, чтобы быть известными Владыке, и чтобы, сопричислившись святому и словесному Христову стаду, стать одесную Его и наследовать уготованную вам жизнь. Ибо, которые еще под тяжестью грехов, те остаются ошуюю,потому что не приступают к благодати Божией, даруемой Христом в возрождении чрез крещение. Возрождение же я разумею не телес, но душ духовное перерождение. Ибо тела рождаются от видимых родителей, души же возрождаются верою, ибо дух, идеже хощет дышет (Ин. 3, 8)». Св.Кирилл Иерусалимский, [11, С.20-21]

По ней узнают ангелы и трепещут бесы [Св.Кирилл Иерусалимский, там же, 11, С.21-22] и на таких, кто не имеет на себе этого знака, эту печать, на них изливается Божьий гнев, и тех Бог предает на мучения:
  • ·        «Дух запечатлел нас в показание, что мы принадлежим к царскому стаду: не оставил Он нас в числе повинных гневу Божию, но изъял от них и печать наложил, чтобы избавить от сего гнева. Не устыдимся ли после этого оскорблять его? Твои уста запечатлены Духом, чтобы не говорить тебе ничего недостойного Его; не отрешай сей печати». блаженный Феофилакт Болгарский, [1, толк. на Еф.4:30]
  • ·        «Как казни египетские касались только египтян и обходили евреев стороной, так же и здесь кара Божия падает на тех людей, которые не запечатлены Духом Святым, не крещены.Все люди, не запечатленные Богом, открыты для действий сил тьмы. И если христианин отказывается от духовной жизни, он становится отступником, и эти кары так же имеют над ним власть». (толк. на Откр.9:4) о.Даниил Сысоев, [12, С.125] [4]


Библиография

[1]              блаженный Феофилакт Болгарский: Толкование на Деяния и Послания святых апостолов Блаженного Феофилакта Болгарского //В 3 т// - Москва : Сибирская Благозвонница, 2011.

[2]              Св.Кирилл Иерусалимский: Огласительное слово третье : К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о крещении, на слова из послания к Римлянам: Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся; спогребохомся убо Ему крещением и проч. (Рим. 6, 3-4). //Слова огласительные и тайноводственные//. в собр.:  Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. 2-е изд - Москва : типография В.Готье, 1855, С. 38-50

[3]              Митрополит Московский и Коломенский Макарий: Православно-догматическое богословие : Паломник, 1999 (2)

[4]              Первое и второе послания Апостола Павла к Коринфянам : Новый Завет, Т.7. в собр.:  Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков.; (под ред.) Томас К. Одэн. Русское издание под ред. Ю.Н.Варзонина - Тверь : Герменевтика, 2007 (11).

[5]              Св.Амвросий Медиоланский: Огласительные поучения. О таинствах. Книга VI //Перевод с латинского о.Александра Гриня, журнал "Альфа и Омега", № 43// . [Электронный ресурс]. - Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии - URL: http://www.eparhia-saratov.ru/pages/712_oglasitelnie_poucheniya._o_tainstvah._kniga_vi (дата обращения: 30.07.2013)

[6]              Св.Феофан Затворник: Толкование послания апостола Павла к ефесянам, Т.5. в собр.:  Духовное наследие святителя Феофана Затворника : Собрание сочинений в 25-ти томах; (под ред.) Раиса Букреева. Изд. 2-е - Москва : Правило веры, 2004-2010.

[7]              Св.Ефрем Сирин: Творения //Репринтное издание// , в 8 томах, Т.1 - Москва : Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.

[8]              Книга Откровения Иоанна Богослова : Новый Завет, Т.12. в собр.:  Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков.; (под ред.) Томас К. Одэн. Русское издание под ред. Ю.Н.Варзонина - Тверь : Герменевтика, 2007 (11).

[9]              Св.Андрей Кесарийский: Лицевой Апокалипсис рукописной традиции XVI века с толкованием святого Андрея архиепископа Кесарийского /Репр. изд., По изд. 1913 г - М : Правило веры, 2000.

[10]              Св.Иоанн Златоуст: Беседы на Евангелие от Св.Иоанна, Т.8. в собр.:  Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе - Санкт-Петербург : С.-Петерб. духов. акад, 1895-1906 (1).

[11]              Св.Кирилл Иерусалимский: Огласительное слово первое : К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, сказанное без приготовления, вводящее приступающих ко крещению //Слова огласительные и тайноводственные//. в собр.:  Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. 2-е изд - Москва : типография В.Готье, 1855, С. 19-24

[12]              о.Даниил Сысоев: Толкование на Апокалипсис - Москва : Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011.

[1] в скобках митрополит дает прямые ссылки на первоисточники, см.  тамже;

[2] Творение Св.Амвросия Медиоланского «О таинствах» было переведено на русский с латинского в журнале «Альфа и Омега» в выпусках за 2004г. Также см. [4], С.289

[3] Примасий (VIв), епископ Гадрументский (в Африке), толкователь Апокалипсиса (ученик Августина);

[4] иерей Даниил Сысоев (1974-2009), кандидат богословия, известный российский миссионер, проповедник. Убит мусульманином  в храме, где он служил, при исполнении священнослужебных обязанностей.

Рубрика:
"Реферат"
доп.теги:
крещение

7 августа 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

Крест, спасение, Святые Отцы, крещение, таинства, учеба, статья, реферат, академия, цитата, богословие

Previous post Next post
Up