Как-то два года назад у себя вкотнтакте
отписался:
26 апр.2011
Кстати, уже больше месяца алтарничаю... и как вы думаете, кто помог? Убиенный о.Даниил Сысоев. Попал совершенно случайно в храм о котором вообще ничего не знал и сам храм в честь… мда… в честь пророка Даниила и священника зовут… мда… священника зовут о.Даниил. За неделю-две до этого молитвенно обращался за помощью к о.Даниилу Сысоеву. Хотите верьте - хотите не верьте. Все детали рассказывать долго (может, как-нибудь отпишусь), но об этом храме вообще ничего не знал и в этом районе города бываю крайне редко и то проездом, ибо он на самом отшибе города и сам храм с шоссе не виден.
Скоро приближается день смерти о.Даниила (20 ноября), поэтому в честь этого наконец-то расскажу детально, как все было, но боюсь, повествование, как всегда будет долгим (прим. так оно и получилось, но кардинально сокращать, как-то невмоготу), поэтому, кто не любит много букв, может ограничиться цитируемыми выше строчками. (Хотел рассказать об этом еще несколько месяцев назад, в связи с тем, что перешел на другой приход (духовник пригласил алтарничать к нему), но, как всегда, забросил в долгий ящик, но тут повод уже, как понимаете, особый).
P.S. Кстати, нормальной иконы так никто и не нарисовал - а все потому, что рисуют его без очков, с подачи новомодных современных богословов, которые считают, что и Св.Матрону нельзя рисовать слепой. Для примера,
икона священномученика Филумена, зарубленного топором евреями в 1979г в Израиле.
(part1)(
part2)
Лирическое вступление (долгое, которое можно смело пропустить)В общем, как-то, после упорного 2-3-летнего самостоятельного постижения Православия, в поисках ответов на все свои вопросы, воспылал вдруг желанием стать священником. Что интересно, на этапе моего неофитства (т.е. первых шагов в Церковь) очень много людей, которым рассказывал о Православии, спрашивали меня, если не хочу стать священником, на что категорически, даже резко отвечал, что нет - для меня эта мысль вообще была неприемлема, и даже не могу сказать, что из-за кого-то особого благочестия. Тогда перед мной стояла другая серьезная дилемма - идти или не идти в монашество - обретя наконец-то смысл жизни и, по милости Божьей, ощутив благодать Бога, понял, что все в этой жизни временно и вообще не имеет смысла за это держаться. Пока я все мозговал, прошло время, монашеский зуд несколько приутих, и вот уже захотелось поделиться людьми всем сокровищем, что таит в себе Православие, поэтому и стал вопрос о священстве (потом и этот зуд прошел, после прочтения "Шести слов о священстве" Св.Иоанна Златоуста (опять же по совету о.Игнатия из Почаево) и некоторых писем старца Иоанна Крестьянкина - но это уже другая история).
Воспылал, то воспылал, но проблема в том, что я вообще не из церковной среды, вокруг меня ни одного воцерковленного человека - знакомств среди священства никакого, ни, тем более, блата, не с кем посоветоваться, узнать, что и как, и стоит или не стоит, и с чего начать. С нашим приходским священником знаком лишь на расстоянии вытянутой руки, даже и не знаю, если он помнит, как меня зовут, хотя, как на исповеди в Почаево мне
о.Игнатий сказал, что нужно посещать каждую воскресную литургию, так после этого ревностно и добросовестно исполнял сей наказ (в принципе, именно после этого наказа и пришел по Божьему промыслу в свой первый храм имени
Св.Харлампия, так что батюшки, всегда говорите о необходимости посещения воскресных литургий - люди же этого не знают, не говорю уже о том, что они не знают, что такое вообще "литургия").
Идти учиться в семинарию и тратить еще несколько лет на учебу, тем более в моем возрасте, вообще не хотелось, но понимал, что прийти просто так с улицы и сказать: "Здравствуйте, меня зовут Александр. Я шибко грамотный в Православии, и вы просто обязаны меня рукоположить, иначе Церковь теряет бесценный кадр в моем лице" - это из области "я люблю сказки Ромма и продукцию фабрики грез", да и по православным понятиям проходит, как "глубокая прелесть на почве тщеславия и гордости". В общем, пока оставался только стандартный путь, тем более что, как оказалось, Патриарх запретил рукополагать без "профильного" обучения.
Засел за интернет, чтобы выудить, что нужно для поступления в семинарию - ничего особого, но вот камнем преткновения могло стать рекомендация духовника, ну и желателен какой-нибудь церковный опыт служения, к примеру, алтарника. Опять все упиралось в то, что я просто пришел с улицы и даже просто так подойти к настоятелю и сказать: "Я хочу быть священником. Мне нужна ваша рекомендация. У меня все написано на лице - вам остается только скопировать" - это тоже из области "Господь сказал будьте, как дети, но не до такой же степени".
В общем, стал действовать стратегически с прицелом на будущее - первую часть проблемы (насчет духовника и его рекомендации), решил просто - стал исповедываться целенаправлено только у настоятеля нашего храма, тем более, что он еще входил церковный суд нашей митрополии. До этого, ходил, в основном, на исповедь или в Кафедральный Собор, где много народа, или в паломнических поездах, т.к. причащался часто, а у нас на приходе причащались, в основном, только в пост. Так и наладился контакт с нашим настоятелем, который фактически стал моим духовником. Вторая часть проблемы (алтарничество) надеялся решится сама собой с решением первой проблемы. Но время шло, а батюшка алтарничать не предлагал, хотя я был постоянным прихожанином и частенько помогал. А я и не напрашивался, т.к. постоянный алтарник у него был, думал, куда еще одного возьмут. Но потом появился еще один алтарник, а потом третьий (все из семинаристов), т.е. так значит потребность в еще одном алтарнике все же была на приходе. А потом эти двое куда-то пропали, и Анатолий (постоянный алтарник) на каждой литургии вынужден был просить меня, чтобы я помог ему то аналой поставить, то зажечь паникадило, то еще что-нибудь. В общем, благоприятная для меня ситуация - есть реальная возможность алтарничать в любимом моем храме (в который, кстати, попал по Божьему промыслу, у меня целая история связана со Св.Харлампием). Ну, я уже и не сдержался, устав ждать, и говорю Анатолию прямым текстом, что если есть необходимость в алтарнике, пусть батюшка возьмет меня к себе. Анатолий пообещал поговорить, но прошли еще несколько недель, появился новый алтарник, а мне так никто не предложил, может Анатолий забыл спросить, может еще что-то другое, но навязываться не могу.
***
К чему такое лирическое вступление? Ну, чтобы поняли всю сложность сложившейся ситуации - было желание или потребность алтарничать, но не было просто никакой возможности - кто из священников возьмет к себе алтарника, если все имеют, да, тем более, я тогда никого, кроме священников нашего прихода и не знал. Максимум, что попытался навести мосты через одну свою знакомую православную - безрезультатно. Проблема на самом деле, даже была не в этом - за эти годы, я уже растратил все свои накопленные средства на творческой ниве, и теперь мне нужно было решать или идти по церковному пути (совершенно новая и неизвестная для меня нива), или возвращаться на круги своя, и тогда все эти годы, как бы были потрачены в пустую.
И вот тогда стал молиться о.Даниилу Сысоеву. Точных слов молитвы не помню, но они как-то сами родились, кажется, чтобы он мне помог на духовном пути - духовного разумения, и если будет Богу угодно - по пути священства. Тогда как раз открыл для себя о.Даниила и его труды, именно после громкого и варварского его убийства в его же храме. Как-то все тогда сошлось - у меня был период острой полемики с мусульманами, не помню, кажется имя о.Даниила всплывало в контексте этой темы, но мне оно ни о чем не говорило и поэтому не обращал не него внимания, а потом вот эта мученическая смерть, которая просто подняла огромную волну интереса и почитания, которая вышла далеко за границы России, и можно сказать, накрыло, наверное, пол-мира точно. Тогда вот и меня накрыло - вначале по исламу, а потом уже и все остальное.
Отец Даниил дал мощную закваску православного исповедания в своей чистоте, твердый стержень - это наш современный пророк Илий, в которому дух просто кипел, воспламеняя и заражая других.
В принципе, сама историяИ вот так, значит, стал молиться отцу Даниилу. Это было зимой. И, кажется, уже в течении той же недели, у меня и сдвинулись дела с мертвой точки. Но вначале мне приснился один довольно странный сон. Скажу, сразу, что, как мне кажется, сон непосредственно к самому о.Даниилу не имеет отношения, это скорее уже другая история, о которой тут же расскажу, но он важен, т.к. показывает, что вся история необычна. Это сейчас у меня нет сомнений, что нет ничего случайного в жизни, но тогда я только-только постигал это, и такие необычные "метки", как бы заставляли более внимательно присмотреться к ситуации.
В общем, приснился какой-то вообще незнакомый мне священник, который звал меня к себе в Туркмению. Сами подумайте - с чего вдруг, простому парню из Молдавии, снится кто-то аж из далекой и малознакомой Туркмении, которая, после распада СССР, вообще у нас почти не появляется в сводках новостей, и при этом еще православный священник - если, бы какой-нибудь муфтий, или Джума-чекист, или продавец дынь (все, что знаю о Туркмении из советского прошлого), то это еще можно было понять. Вот и я так подумал.
Ну, приснился и приснился - я и забыл про него. В воскресенье, как полагается - литургия. Я уже собирался уходить домой, как в наш храм вдруг вошел знакомый прихожанин из другого храма, с которым я познакомился через нашу уборщицу храма и мы вместе, небольшой православной компанией, как-то посидели за общим столом у нее дома - кстати, это был вообще самый первый раз, когда я тесно пообщался вне храма с православными вне храма, в домашней обстановке. Это были первые шаги вхождения в реальный православный мир, не книжный, потрясающе красивый, иконостасный мир, православных святых - а сообщество простых православных людей, где просто рушились все стереотипы, мир, в котором сам ты отражался в сотнях маленьких зеркалах, отражался такой, какой ты есть на самом деле. Но это опять маленькое лирическое отступление.
Владимир (так звали знакомого, который вошел к нам в храм) - пожилой, высокий, худой и очень говорливый, этакий православный всезнайка. Он был знаком с нашим священником, поэтому пришел попрощаться с ним, т.к. уезжал на ПМЖ в Россию. Я подошел к нему, чтобы пожелать добрых напутствий в дорогу, и он вдруг пригласил к себе в гости - как оказалось, его жена уже уехала в Россию, делать ему нечего, и мы могли просто и по-мужски отметить его отъезд, тем более, что наш батюшка дал ему со стола увесистый пакет всякой снеди.
В нашем городе лишь один или два русских прихода, и русская община съезжаются со всего города. Жил Владимир далеко, аж на окраине столицы, в неблагополучном и бедном заводском районе. Дорогая длинная, поэтому было время плотно пообщаться. Но, в основном, говорил я, т.к. у Владимира других слушателей не было, а переговорить он меня не мог, тем более, что мой багаж знаний оказался весомее - в общем, вот такая "два сапога пара". В неофитском порыве, рассказывал много о том, как пришел в Православие, о чудесах, которые были, о Боге, о сам Православии и какой это огромный, для многих неведомый, духовный пласт, и конечно же об о.Данииле. О, об отце Данииле и его лекциях мог говорит часами, я в тот период, как раз, беспрестанно слушал его, мой mp3 плэйер был забит его дисками. И вот тогда Владимир вдруг остановился, как-то немного странно с прищуром, словно, что-то осмысливая, посмотрел на меня и спросил:
- Ты электрическую проводку можешь протягивать?
Я опешил. Вот так вдруг с духовных высот спустили сразу же на землю. Я ему об о.Данииле, он мне о проводке. Мне это тоже показалось немного странным.
- Ну, в принципе могу, - ответил ему. - Я у родителей прокладывал всю проводку и постоянно занимаюсь ремонтом.
- В общем, тут такое дело, я обещал протянуть проводку в храме, но уезжаю, поэтому нужен человек, который поможет батюшке.
Тут я уж пасанул, т.к. протягивать проводку в уже построенном, и к тому же в известном приходе, большая ответственность - это ж по росписи храма придется прокладывать, как понимал.
***
В общем, пришли мы домой, засели за стол, простецкая холостяцкая еда без изысков и марафета. Это уже второй раз, когда я был в гостях у православных дома. Наливочка. Душевные беседы о духовном. В общем, сказка. Вновь нескончаемые рассказы о Боге и Православии, параллельно о моих насущных проблемах, о зуде по священству и желанию алтарничать, затем тема вновь перешла на о.Даниила. Владимир достал из НЗ бутылку наливки, а я ему все шпарил об о.Данииле.
- Подожди! - остановил меня Владимир, словно вспомнив что-то важно.
Вновь с прищуром и очень внимательно на меня как-то особо посмотрел.
- Так ты будешь проводку протягивать или нет?
- Ну, я даже не знаю.
- Тут рядом с нами храм строится, - протянул он. - Батюшку зовут Даниил.
До меня, как до мамонта тихо стало кое-что доходить.
- Моя жена печет ему просфорки, - продолжал Владимир. - Ему, кстати, кажется, и алтарник нужен - иди помоги ему, может он тебя и возьмет.
- Нуууу, - протянул я, - у него, наверное, уже есть алтарник.
- Ну, сейчас и узнаем.
Я его стал отговаривать, что неудобно сейчас звонить, т.к. уже поздно, и что, как мне кажется, мы немного переборщили с наливкой (ага, никакой аскетики - это к моим стереотипам), при этому уставшие, и что подумает священник о кандидате в алтарники, и вообще я еще не решился - в общем, целый эшелон с тележкой "а может не надо?". Но Владимир относился к типу людей - "Здесь и сейчас", "Сказал, тут же сделал" или "упал - отжался" (кому, как нравится).
В общем, долго он искал номер телефона, я уже тихо радовался, но вот он наконец его нашел и позвонил. Его разговор со священником не вселил в меня большого оптимизма - батюшка жаловался, что совсем разленился, что дела идут плохо, что он и матушка вообще заболели и еще целый ворох проблем. Владимир поговорил с ним о проводке, и спросил если ему нужен алтарник, а потом передал трубку мне. Мы с ним поговорили, он мне дал понять, что у него якобы есть вес, и если буду хорошо алтарничать, то он решит мой вопрос о священстве, что мне показалось сразу сомнительным (потом, при первой же нашей встречи, он стал меня с порогу отговаривать от священства), сказал, что сейчас в храме холодно, и он не служит и не каких работ по храму не проводит, и договорились, что как потеплеет и будет необходимость, то он мне позвонит. Честно, я не был в восторге от разговора, по его манере разговора и одышке ощутил, примерно, что это такой грузный, бесхозяйственный батюшка, этакий священник захудалого села где-то на куличках (так примерно и оказалось).
Владимир потом, когда провел меня, показал храм, который строился прямо недалеко от его дома во дворе - подумать только, я столько лет и столько раз проезжал мимо (когда ездил в гости к родственникам в близлежащее село) , и вообще не представлял себе, что здесь строится храм. Хотя он совсем недалеко от шоссе, но его скрывают девятиэтажки. Храм строится уже 13-ый год, с большим трудом и еле-еле, т.к. богатых спонсоров нет, прихожан мало, да и они сами с большим трудом сводят концы с концами. Зато, оказалось строится в честь... пророка Даниила.
***
Прошла зима, уже потеплело, о.Даниил мне все не звонил, а я все думал идти или не идти - покидать свой ухоженный и старинный храм Св.Харлампия не хотел, т.к. ясно знал, что попал в него по особому Божьему промыслу, тем более, что я с ним свыкся, и мне было "комфортно" в нем, в том числе было очень удобно добираться, сблизился с постоянными прихожанами. С другой стороны, не давал покой "зуд священства", плюс этот необычный сон, который, как потом оказалось совсем не просто так (о чем расскажу в финале) и был еще одной явной реперной точкой, которые Бог оставлял во всех важных событиях первых лет моего воцерковления. Ну и еще, как определяющий довод, была надежда, может будет возможность что-нибудь подзаработать в строящемся храме (из всех доводов, именно он, как потом оказалось, из разряда "мечта идиота").
В общем, пошел. Это было в конце марта, после моего Дня Рождения. Прямо возле храма, на жалком подобии огорода, старенькая бабушка Анастасия (см. заметку:
"Божьи люди: баба Настя и ее сон. Не топите в слезах усопших") и о.Даниил, что-то пытались сельскохозяйственное изобразить. Бабушка Настя, увидев меня, вошедшего в большой двор церкви, сказала:
- Вот Бог послал нам и помощника.
Отец Даниил тут же потерял весь интерес к с/х работам и впряг меня в тачку. Глаза у него загорелись - нас ждали великие стахановские победы, темные тучи тяжелого бремени, которые до этого заволокли небо, рассеялись, и перед ним вновь засияли заветные горизонты, перед которыми меркла даже строительная битва за ДнепроГрэс.
Мы успели с ним плотно пообщаться, он усиленно уговаривал забыть о священстве, жаловался на свою тяжелую несладкую жизнь, сказал, что если бы знал, то ни за что не пошел бы в священники (хотя потом рассказывал, как пришел в священство, и, так понимаю, это был именно зов Бога), храм еле-еле, с огромным трудом поднимался 11-ый год на тот момент (сейчас это уже 13-14-ый год, а работ непочатый край), жаловался на все и вся - в общем обстановка представлялась весьма не радужная, но я уже вошел в течение Божьего промысла и увлекался им все дальше и дальше.
В пол-день, когда набегался с тачкой по двору, я как-то намекнул батюшке, что стахановцам для успешной и ударной работы, неплохо бы и пообедать. Батюшка как-то непонятно посмотрел на меня и немного застыл, видимо что-то долго про себя решаясь, и потом мучительно отсчитал мне мелочь на покупку батона хлеба. Это нисколько не сбило моего позитивного настроя, и твердого желания идти дальше, ведь православные подвижники и пустынники ограничивались вообще парой сухарей или несколькими листиками капусты. Позитивный настрой помогает относится ко всему проще и найти решение в любой ситуации, поэтому пошел и выкопал тампинабур (земляную грушу), который заприметил раньше, вычистил его, и вместе с батоном и простой водой это стало нашим общим обедом на троих. Вот так аскетически начиналась моя жизнь на приходе пророка Даниила (
о котором много писал в своих заметках). Вечером я первый раз зашел в алтарь и уже на следующий день на литургии узнал, что это день святого мученика Александра из Пинды, в чем тоже увидел знак и как бы подтверждение тому, что все не случайно.
Вот так, по молитвам к о.Даниилу Сысоеву стал алтарником в храме имени пророка Даниила, в котором служит о.Даниил, и чему весьма рад, несмотря на все сложности и трудности, т.к. из-за малости прихода и нехватки людей (часто на вечернях в храме были лишь я и регентша), был максимально вовлечен в богослужение - я и алтарничал, и со временем стал чтецом, и подпевал на клиросе.
А все началось с того, что к нам на приход Св.Харлампия, вошел Владимир. В какой именно день - не знаю, тогда только-только постигал Божьий промысел и что в этой жизни нет случайностей, иначе, конечно же, бы обратил внимание, что за день был (насколько помню, кажется, был какой-то большой праздник). И о другой истории, связанной со всем этим повествованием, насчет акафиста "Слава Богу за все", расскажу уже во второй части.
Слава Богу за все!
--------------------------------------
(с) Александр Дрэничеру
9 ноября 2013г
"Записки мирянина"dralexmd.livejournal.com
(part1)(
part2)
Рубрика:
Чудесные совпадения Заметки по теме:
Св.Серафим Саровский о канонизации. Канонизация о.Даниила Сысоева Чудо со крестом в церкви пророка Даниила (Крест Подсолнух) " Чудное обретение двух икон (Церковь пророка Даниила) " Чудное обретение двух икон Церковь пророка Даниила (part2) доп.теги:
Божий промысел о.Даниил Сысоев приход пророка Даниила сон