Филиокве. Проблема современной полемики между католиками и православными.
part1
В наше время проблема полемики и взаимоотношения между православными и католиками не так актуальна, т.к. Католическая Церковь переживает не самые лучшие времена, и под нависшей угрозой исламизации Европы и тотального безверия, падения нравов, отказалась от прозелитизма и экспансии на территориях, находящихся под окормлением Православной Церкви. Для Православной Церкви на сегодняшний момент более актуальны проблемы массового распространения протестантских сект, слабая катехизация паствы, внутрираскольнические движения и возникновение мусульманской угрозы, поэтому, как-то о католиках никто и не вспоминает, только разве, когда идет речь о внешних сношениях Православной Церкви на европейском пространстве и попытках сближения Церквей (КЦ и ПЦ), как по социальным и стратегическим вопросам (совместное противостояние мусульманской экспансии), так и по богословским вопросам (в соответствии с евангельскими заповедями об единении всех христиан и положением «Основные принципы отношения к инославию Русской Православной Церкви», принятом на Архирейском Соборе 2000г).
И тем удивительнее, когда случайно, на просторах интернета натыкаешься в православных группах на католиков, которые, как оказывается, ведут активную деятельность, и по-прежнему занимаются прозелитизмом, и к тому же нельзя сказать о каком-то их особом «прозябании» на канонически православных территориях (к примеру, в той же ПМР в городе Рыбница, прямо возле огромного православного Собора Св.Архангела Михаила, возвышается почти такой же, сопоставимый по масштабам, католический костел). Но больше всего удивило, можно сказать поразило, что католики, которых уже на протяжении многих веков Православная Церковь считает еретиками, в насмешливых тонах, представляют претензии православных к католикам, в частности к пониманию догмата о Троице и исхождении Св.Духа (проблема «филиокве»), нововведённому догмату о непогрешимости и всевластии Папы, как надуманные, выставляя в том свете, что только невежественные православные еще остаются в заблуждениях относительно католических догматов, когда на самом деле такой проблемы НИКОГДА не существовало, о чем известно всему прогрессивному современному богословию, и это только злостная напраслина ярых православных противников.
Т.е. пока «латинская ересь» уже не представляет одну из главных угроз Православной Церкви, как раньше на протяжении многих веков (к примеру, см. Преподобный Амвросий Оптинский «Ответ благосклонным к Латинской Церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их Церкви») и католики вышли, так сказать, из зоны особого внимания, они незаметно пытаются сформировать у верующих мнение, что КЦ никогда не отступала от святоотеческого предания и не впадала в ересь, и вся проблема лишь в самой Православной Церкви (в особенности РПЦ) и в православных верующих, которые не удосужились и не хотят вникнуть, понять вероучительные догматы КЦ.
Важно отметить, что, действительно, КЦ в последнее время много предприняло для того, чтобы привести свое догматическое богословие (*****) к православному пониманию (о.Савва [1] (стр. 103): ****Папа о изменении филиокве), но это не означает, что проблема уже решена полностью, и, тем паче, она никогда не существовала, как хотят представить католики.
В данной работе, в контексте анализа современной полемики между православными и католиками, мы попытаемся раскрыть лишь тему проблемы «филиокве» (исхождение Св.Духа от Сына) (в виду обширности и сложности темы) и ответить на следующие вопросы:
1. исходя из богословских аспектов (вкратце):
· «филиокве» в православном и католическом понимании;
· различие в православном и католическом понимании об исхождении Св.Духа;
2. исходя из исторических аспектов:
· история появления католического догмата «филиокве»;
· действительно ли «филиокве» никогда не представляло собой ересь;
3. исходя из канонов Церкви: является ли вставка «филиокве» в Символ Веры канонической;
4. исходя из современного католического богословия: соответствует ли современная католическая трактовка «филиокве» православному учению о Троице (*** триадология);
5. А также будут представлены аспекты современной полемики между православными и католиками, и, в частности, аргументация католиков.
Католическое и православное понимание Филиокве.
Подходя к вопросу «Филиокве» - об исхождении Св.Духа от Сына, дабы избежать путаницы, необходимо ввести некоторые уточнения, а вернее определиться в терминах. К примеру, о.Савва Тутунов в своем весьма основательном и детальном труде по проблеме Филиокве [1] (к сожалению его книга вышла лишь тиражом в 2000 экз. и в сети можно найти только ее фотокопию; книга несет реферативный характер, в которой изучаются и цитируются основные католические и православные труды, как святоотеческие, так и современных богословов), различает два термина (стр.61-62):
1. Филиокве (который может трактоваться, как в православном (Св.Дух энергийно исходит от Сына), так и в католическом ключе (Св.Дух ипостасно исходит от Сына) [1] стр.59, 61-62, 86);
2. Филиоквизм (отображает чисто католическое еретическое понимание Филиокве);
Не будем особо впадать в глубокие богословское изъяснение взаимоотношения ипостасей в Троице, и в частности, исхождения Св.Духа, т.к. написано огромное количество трудов, и каждая сторона, как католическая, так и православная ссылается на труды Св.Отцов, под час, к одним и тем же источниками, но трактуя их в свою пользу (кто слепо или недобросовестно, вырывая цитаты из контекста, кто, твердо стоя на Святоотеческом Предании), чем только усложняя вопрос и вводя полную неразбериху. Определим лишь вкратце православное и католическое изъяснение:
· Православное:
«Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца.
Три Ипостаси, или Лица Пресвятой Троицы, - совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть Истинный Бог, так равно и Сын есть Истинный Бог, и Дух Святой есть Истинный Бог, но притом так, что в Трех Ипостасях есть един только Триипостасный Бог». (митрополит Филарет Дроздов [2])
· Католическое:
- Св.Дух исходит от Сына и Отца, как единого источника;
- Св.Дух исходит от Отца, но непосредственно через Сына (поздняя трактовка, попытка оправдать вставку Филиокве и соотнести католическое понимание к православному);
Прим: в виду того, что католическое богословие менялось на протяжении истории, официальные источники данных изъясний будут рассмотрены ниже в следующих разделах.
Основная проблема в том, что католики путают энергийное исхождение Св.Духа от Сына, считая это ипостасным исхождением (особо подробно данный вопрос раcсмотрен в [1]).
part2 (католическое и православное понимание филиокве, современная полемика)
part3 (история, итоги, литература)