"Свете Мой, Боже превечный и Творче всех тварей,
Господи, како терпиши страсти на Кресте?"
- Чистая Дева плачущи глаголаше о страннем Твоем Рождестве:
"Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз, но, увы Мне,
ныне Тя видящи распята распаляюся утробою"
акафист Божией Матери "Умягчение злых сердец"
"...та, кто любила Христа больше всех на свете..."
"...сердце матери шире любого другого сердца..."
"Тот, кто больше всего любит, тот больше всех и страдает!"
День Матери - День Жен Мироносиц. Апостол Иоанн был любимым учеником Христа, в виду того, как объясняют Св.Отцы, что сам любил Господа больше всех. К примеру, это упоминается даже в его житии (от Св.Дмитрия Ростовского): "...Иоанн проявил к любившему его Учителю взаимную любовь свою, большую иных апостолов...". Но был еще один человек, который незримо всегда был рядом с Господом и любил Его больше всех на свете... это Его мать - пресвятая Наша Богородица. Кто может любить свое дитя больше нежели сама мать?
Представим себе простые вещи. Она, как мать, носила Господа в чреве своем девять месяцев; к концу срока смиренно перенесла в таком положении тяжелую дорогу в Вифлеем на перепись населения; хоть уже тогда Бог учил евреев "люби ближнего, как самого себя", но ни у кого не содрогнулось сердце при виде этой кроткой и тихой путешественницы, уставшей от долгой дороги, и, к тому же, которая должна была вот-вот родить, и никто не принял ее к себе в дом [1], поэтому ей пришлось рожать в пещере, в яслях. Если, кто не знает, ясли - это кормушка для домашних зверей. Ее-то и использовала Богородица, вместо колыбели. Богородица - потому, что родила Бога. Т.е. нужно представить себе условия, в которых эта хрупкая и смиренная Дева родила Того, Кто пришел спасти всех. Согласилась бы кто из современных женщин на такие условия?! Шок, истерика и негодование, если бы, кто оказался в таких условиях.
А она родила Его, еще кормила грудью, тревожилась и беспокоилась о Нем, как и всякая мать о своем дите - чтобы не ударился, не заболел [2], ибо Он был в первую очередь - Ее! Ее кровинушка, Ее Сын! Сердце матери... кто знает, если только не сама мать...
А потом вновь долгая и изнурительная дорога - бегство от Ирода. И куда?! В языческий Египет! Страну тотального махрового язычества, древней магии, где благочестивой и богобоязненной еврейке и негде ступить и страшно, чтобы не оскверниться.
Но она, смиренно приняв волю Отца, кротко ступает и все идолы падают и рушатся. И так на протяжении всей их дороги.
Возсиявый во Египте просвещение истины, отгнал еси лжи тьму: идоли бо его, Спасе, не терпяще Твоя крепости, падоша. Сих же избавльшиися вопияху к Богородице[Акафист Пресвятой Богородице «Радуйся, Невесто неневестная»]: Икос 6
А потом отрочество - Сын растет на глазах Матери, радуя ее материнское сердце, и не она уже Его учит и наставляет, а Сама, как губка впитывает "неземные словеса".
19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
(Лук.2:19)
И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
(Лук.2:51)
Мы так много читаем и изучаем об апостолах и что Господь им сказал, забывая, что Мать Его была самой первой ученицей, Она был с Ним с самого первого дня и до самого последнего дня - о Ней не так уж много говорится после того, как Господь вышел на проповедь и для исполнения Своей земной миссии, но Богородица незримо всегда присутствует на протяжении всего Нового Завета - она мать апостолов, апостол апостолов. Она любила учеников Сына, как своих, и, как знаем из Предания, они также с нежной любовью и трепетом к ней относились, ибо, как можно было относиться иначе к Той, кто родила их Равви, Учителя, Господа, Бога. Родила, вскормила, выросла, окружила максимальной заботой, и, как следствие, как сосуд, сама наполнилась Божественной благодатью. Как свидетельствует Дионисий Ареопагит (тот самый, который слушал а.Павла в ареопаге и потом последовавший за ним) в письме а.Павлу:
"Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел.
Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил".
Поэтому Господь на Кресте, в лице апостола Иоанна, усыновляет всех апостолов, и всех учеников, всю Его паству, т.е. и нас всех православных христиан, Своей Матери:
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
(Иоан.19:25,26)
Именно православных христиан, а не всех остальных самозванцев, ибо только православные христиане почитают и любят Богородицу истинной любовью в духе и истине, прославляя ее превыше всех серафимов и херувимов (т.е. высших ангельских чинов), ибо, как можно любить Христа, если не любишь Его мать, относишься к ней, как к какой-то обычной женщине (еретики протестанты), которая достойна внимания (протестантского) только фактом рождения Христа; или как можно любить истинно Мать Господа, если не любишь Христа "в истине и духе" (Иоан.4:23), ибо любая ересь - это уже повреждения любви (все те же еретики, но которые почитают Богородицу - католики, копты, армяне).
Только в больной, извращенной голове, а вовсе не христианской, может родиться и спокойно уживаться та мысль, что после рождения Христа, Богородица зачала еще и других детей, т.е. жил в плотском союзе с Иосифом (который, к тому же, по православному Преданию, уже был довольно пожилым) - подумать только - с детства посвятить всю свою жизнь Богу, потом 9 месяцев вынашивать в Своем чреве Бога (!), и после этого еще соблазниться телесными утехами! Как кощунственно так даже подумать! А у, так сказать, "христиан"-протестантов - это нормально. Потому, что нет истинной любви ко Христу - на словах Он у них Бог, но на самом деле - обычный человек [см. заметку:
"[простыми словами]: Миссия Христа, как спасение людей [part3]: ислам, иеговисты и протестанты"]. Поэтому протестанты НИКОГДА не назовут Деву Марию - Богородицей! Никогда! Хотя куда логичнее - родила Бога, значит Богородица. Еретики, который откололись от Церкви, были честнее - они называли ее Христородицей. Бедные, бедные люди... и как они тогда пойдут на Страшный Суд, если не оказывают достойного почитания Той, Которую Сам Христос любил, как Свою Мать?!
Еретики пристыдились и безответно молчали. Потом пришла Владычица Богородица с сонмом Святых и со всеми Силами Горнего Иерусалима к Сыну Своему и Богу нашему, неизреченным светом сияющая и великолепной славой преукрашенная. И воспели Ей хвалебное пение все Ангелы и святые человецы: «Радуйся, Сподобившаяся быти Материю Христа Бога».
Услышав сие, нечестивые вострепетали и посрамилися. Святые Ангелы, связывая их веригами, бия их огненными палицами, ввергали в бездну ада. Царица Небесная опять отошла в Горний Иерусалим, прославляемая небожителями.
«Страшный Суд Божий. Видение Григория, ученика святого и богоносного отца нашего Василия Нового Цареградского»
И вот окинув взглядом всю земную жизнь Богородицы, можно ли найти еще другого человека, который любил Иисуса Христа больше, чем Его Мать? Думаю ответ очевиден. Т.е. Богородица, человек, которая исполнила самую первую заповедь любви в полной мере, ибо она любила не просто Сына, но Сына, Который был Богом.
и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!
(Мар.12:30)
И может ли тот человек, который возлюбил Бога всем своим сердцем, а сердце матери шире любого другого сердца, не любить человека, ближнего?
Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
(1Иоан.4:20)
Т.е., если Богородица максимально исполнила первую заповедь, то она соответственно исполнила и вторую наиважнейшую заповедь:
Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
(Мар.12:31)
Поэтому это еще один аргументов из многих, почему Богородица "честнейшую Херувим и славнейшая без сравнения Серафим", как поет Православная Церковь позаимствовав сее песнопение с Небес. Поэтому так искренни и неповторимы слова Св.Дионисия о встрече с Богородицей. Дева, исполненная любви ко Христу и ближним, которая исполнила в полной мере заповеди любви Господа.
Поэтому стоит ли удивляться тому, что у Креста, Распятия, где должна была произойти победа над смертью и открыться врата в Царствие Небесное, оказались именно два самых любящих человека? Два самых любящих Господа Иисуса человека. И для них это было самое тяжелое испытание, самая большая скорбь! Тот, кто больше всего любит, тот больше всех и страдает! Отец так возлюбил нас, что отдал на страдание Своего Сына. Христос так возлюбил нас, что пошел на страдания, страшные мучения и издевательства, пошел ради, любви к нам и больше всех пострадал. И Богородица, глядя, как Ее Сын, изувеченный, искореженный, умирает медленно на Кресте за всех нас, и за тех, кто вначале радостно кричал "Осанна!", а потом также громко с надрывом "Распни! Распни Его!" (как тяжело терпеть мучения, но еще тяжелее от тех, кто тебя предал) - Богородица больше всех страдала и скорбела. Материнское сердце разрывалось от горя.
34 ...се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, -
35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец.
(Лук.2:34,35)
Кто может познать в полной мере, что творится в сердце матери, на глазах, которой убивают ее сын - только такое же материнское сердце.
Радуйся, сердце, горем истерзанное, имевшая;
Радуйся, слезы о Сыне Своем проливавшая.
Радуйся, все претерпевшая без ропота, яко раба Господня;
Радуйся, стенящая и рыдающая.
Радуйся, Царице Небеси и земли, приемлющая молитвы раб Своих.
Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая.[акафист Божией Матери "Умягчение злых сердец"]: Икос 8
Поэтому, благодаря своей любви к Господу, своих страданий, и как земная соучастница нашего спасения, без которой Небесные Врата не открылись бы, она превыше всех ангелов и херувимов и предстоит по правую руку от Христа - главная наша предстательница и ходатайница.
Как говорят святые - Богородица непрестанно молится за нас у престола Господа. Плачет за нас, особенно, когда мы грешим и не слышим зов Господа Иисуса Христа, всем сердцем хочет, чтобы мы пришли к ее Сыну. Поэтому мы спешим к Ней, как главной нашей Небесной заступнице.
Поелику род человеческий в Тебе, Богородица, благоприобрел себе предстательницу и ходатайницу пред рожденным Тобою Богом, и от Твоего всегда зависит предстательства, и в Тебе Одной имеет прибежище и защиту, потому что имеешь дерзновение к Сыну, то вот и я прихожу к Тебе с горящим сердцем и, не смея с дерзновением приступить к Сыну Твоему, Тебя умоляю, да улучу спасение по Твоему пред Ним ходатайству. <...>преподобный Ефрем Сирин, "Молитвы ко Пресвятой Богородице"
Сколько дев было на Земле за всю историю человечества, но если бы не родилась Дева Мария, и не дала бы свое согласие "се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лук.1:38), то и не было бы нашего спасения.
...еще перед всеобщим примирением Она одна заключила с Богом мир, не имея никакой нужды в заключении мира для Себя Самой. Но для других людей Она стала причиной великих благ. Прежде Ходатая Она явилась Ходатаицей за нас пред Богом - если употребить речение Павла (ср. Рим.8:34), - не руки воздымая к Нему за людей, но Жизнь предлагая вместо моления. <...> Прежде чем настал тот день, в который Богу подобало, склонив Небеса, снизойти к нам, Дева послужила общему спасению следующим образом: с самого рождения Она строила жилище для Могущего спасти человеческий род и созидала дом Божий прекрасным, таким, который мог бы оказаться достойным Его. И Царь ни в чем не нашел заслуживающим порицания свой царским дворец. Впрочем, Она не только предоставила жилище, достойное царственного величия, но и приготовила для Него из Самой Себя багряницу, пояс и, как говорит Давид, величие, силу и самое царство (ср. Пс.96:6; 92:1). Подобным образом некий преславный град, выделяющийся величиной, красотой, благородством и численностью жителей, богатством и всякой силой, может не только предложить царю кров и гостеприимство, но и становится для него державой, украшением, крепостию и ополчением, и тем самым может ввести необоримое зло для врагов, а для своих спасение и множество всяческих благ.Св.Николай Кавасила, "Слово на Благовещение Пресвятой Владычицы"
Но помимо того, что она находится непосредственно у престола по правую руку от Христа, она, к тому же, ЕДИНСТВЕННАЯ, кто имеет ко Христу самое большое дерзновение - дерзновение матери:
«Зако́н повелева́ет, да сын чтит ма́терь. Аз Сын Твой, Ты же Ма́ти Моя́: Аз Тя до́лжен чти́ти, послу́шая Твоего́ моле́ния; бу́ди у́бо, я́коже хо́щеши: ны́не проща́ются ему́ греси́ Тебе́ ра́ди».
("Закон повелевает всякому сыну почитать свою мать; а справедливость требует, чтобы законодатель был и исполнителем закона. Я - Твой Сын, а Ты - Моя Мать. Я должен почитать Тебя, исполняя то, о чем ты умоляешь Меня. Будь же по Твоему желанию. Ныне прощаются ему грехи Тебе ради").
[Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Нечаянная Радость»]
Поэтому, в эти сложные и страшные времена, как никогда нужно чаще прибегать под покров, защиту и за помощью к Нашей Небесной заступнице Богородице, если при ее земной жизни архангел Михаил и Гавриил ее всячески оберегали, так теперь она уже Сама всех нас оберегает материнской любовью и защитой, лишь бы мы к ней прибегали, как малые дети.
Несмотря на то, что мы довели себя до такого состояния, Бог не бросает нас на произвол судьбы. Бог оберегает нынешний мир обеими руками - тогда как в прежние времена - только одной. Сегодня, когда человека окружает столько опасностей, Бог оберегает его словно мать ребенка, начинающего ходить. Сейчас Христос, Пресвятая Богородица, Святые помогают нам больше, чем в прежние времена, но мы не понимаем этого. А до чего дошел бы мир, если этой бы помощи не было!… Большинство людей живут на таблетках, находятся в таком состоянии, что страшно сказать. Один пьян, другой разочарован жизнью, у третьего задурманена голова, четвертый от боли измучен бессонницей. И видишь, как все эти люди водят машины, гоняют на мотоциклах, выполняют работу, сопряженную с риском, работают на опасных станках. Что, разве все они находятся в подходящем для этого состоянии? Сколько народу уже давно могло бы перекалечиться! Как же хранит нас Бог, но мы этого не понимаем…
Помню, как раньше наши родители уходили работать в поле и оставляли нас под присмотром соседки. Мы играли вместе с ее детьми. В те времена дети были уравновешенными. Соседка только иногда поглядывала на нас и продолжала заниматься хозяйством, а мы тихонечко играли. Так же и Христос, Матерь Божия, Святые раньше только присматривали за миром. А сегодня и Христос, и Божия Матерь, и Святые постоянно то одного где-нибудь подхватывают, то другого от чего-нибудь удерживают, потому что люди сейчас неуравновешенны. Сейчас такое творится, что Боже упаси!… Все равно, что у какой-то матери есть несколько трудных детей: один - глупенький, другой - косенький, третий - неслух… Вот и приглядывай: и за своими, да еще и за соседкиными. Один забрался высоко и вот-вот сорвется вниз, другой берет нож и хочет перерезать себе горло, третий собирается обидеть четвертого… Мать не может расслабиться, не смыкает глаз, следит за ними, а дети не понимают ее тревоги. Так и мир не понимает того, что Бог помогает ему. Если бы Бог не помогал, то с таким количеством современной опасной техники мир уже давно бы весь перекалечился. Но [к счастью] у нас есть защитники: наш Отец - Бог, наша Мать - Пресвятая Богородица, наши братья и сестры - Святые и Ангелы.
преподобный Паисий Святогорец "Слова". Том I: "С болью и любовью о современном человеке".
P.S. Есть такое предание, что, когда Богородице молится маленький ребенок, или молится мать за ребенка, то Богородица, как бы отодвигает остальные прошения к ней на второй план и особенно прислушивается к материнским и детским, ибо серде Матери хорошо понимает боль сердца другой матери. Молитесь ей - и Она, Мать Наша Небесная, всем поможет. Аминь!
[1] хотя, к примеру, в Иерусалиме, на Пейсах, была традиция принимать бесплатно приезжих постояльцев, но видимо чисто по еврейской логике, это милосердие не выходило дальше границ Иерусалима и рамок праздника;
[2] отдавала ли Она тогда себе отчет, что в яслях лежит Тот, от Которого трепещет вся Вселенная, и если Он захочет - Отец Небесный пошлет легион легионов ангелов;
Интересные ссылки:
1. [wiki]:
Бегство в Египет (из апокрифов о чудесах, которые случались по пути в Египет);
2.
преподобный Ефрем Сирин "Молитвы ко Пресвятой Богородице" --------------------------------------
(с) Александр Дрэничеру
(поминайте меня в своих молитвах)
День Жен Мироносиц
26 апреля 2015г
"Записки мирянина"dralexmd.livejournal.com
Заметки по теме:
Пожар в Пещере Рождества. Патриарх Варфоломей - засланный иезуит. Апостасия. [Энциклопедия протестантских заблуждений] "[простыми словами]: Миссия Христа, как спасение людей [part3]: ислам, иеговисты и протестанты" [икона]: Видение старца Дорофея. Явление Богородицы защитникам города Пскова (1581г). (Чудеса): Почаев - Бояны: исцеление тяжелобольной. Боянская икона Божией Матери. Отец Михаил Жар. Чудеса: Как Богородица привела одного буддиста в Церковь Чудеса: Бабушка Нина и советские облигации. Богородица заступница вдов и сирот. Перепост: Явление Пресвятой Богородицы во время захвата Буденновска Чудеса: Потрясающая история о чуде исцеления от Казанской иконы Божьей Матери (из уст баптиста). Чудеса: Молитва матери. Чудеса из монастыря детей. Румынское телевидение сняло фильм об о.Михаиле (Банчены). доп.теги:
Богородица материнство