(
part1)
Продолжение:
3. История воскрешения - это миф, который разнесли ученики, укравшие тело Христа;
Доводы против этого мифа:
1. Ученики не могли украсть тело Христа;
· они не знали о том, что Иисус должен быть воскреснуть. Христос говорил им об этом только образами;
8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.
9 Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.
(Иоан.20:8,9)
Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.
(Лук.9:45)
И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.
(Мар.9:10)
А женщины сами думали, что кто-то унес тело:
Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.
(Иоан.20:2)
· они не были особо смелыми - при жизни их Учителя, когда Его схватили, все разбежались, а после Его смерти были запуганы и скрывались;
· они считали Христа мертвым и, как было отмечено выше, не ожидали Его воскресения;
· это бы противоречило бы всему учению Христа, который учил их нравственным законам и что «дьявол есть отец лжи»;
2. Огромный камень, закрывающий вход в гробницу;
· Чтобы сдвинуть камень нужно было, по крайней мере, несколько человек;
И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
(Мар.16:4)
В кодексе Безе (IVв), в вставке к этой цитате находим даже уточнение-вставку, что это камень не могли откатить двадцать человек;
· Попытка сдвинуть такой камень непременно бы привлекло стражу;
Враги Христа, сделали все, чтобы предотвратить похищение Тела и выставить по смерти Его обманщиком перед лицом Своих учеников. Но все эти мероприятия (опечатывание в присутствии стражи, римская стража у Гроба) наоборот обратились против них и новыми доказательствами Воскрешения Христа:
3. Печать на камне;
· иудеи, которые, как никто иной заинтересованы в разоблачении Иисуса, опечатывают камень сами, собственными руками. После этого они уже сами не могут обвинить воинов, что те поспособствовали краже;
· очевидно, что хитрые фарисеи использовали печать для того, чтобы предотвратить сговор стражников (ибо нарушение печати, по римским законам, рассматривалось, как преступление против ее владельцев), а воину, в свою очередь, должны были предотвратить сговор учеников;
· разные есть предположения насчет того, чья печать была - синедриона или римская печать самого Пилата, но очевидно, что нарушение печати влекло за собой строгою ответственность (вплоть до смерти), поэтому ее не могли наложить, не проверив изначально перед этим «охраняемый объект»;
4. Римская стража;
· римские воины отличались высокой воинской дисциплиной - провинившийся римский воин подвергался жестоким наказанием. Особая строгость была относительно несших ночную службу - за покидание ночного поста или засыпание на посту наказание смертной казнью; за плохую ночную службу - воина пропускали через строй солдат, вооруженных дубинками [5] (ссылка на греч.историка Полибия, 210-120г. до н.э.);
«Видишь ли, как они против своей воли стараются об истине? Сами пришли, сами просили, сами запечатали вместе со стражей, чтобы, таким образом, быть обвинителями и обличителями самих себя. В самом деле, когда ученики могли бы украсть? В субботу? И притом, как? В субботу не позволялось и выходить. Если же преступили и закон, то, как эти столь робкие люди осмелились бы пойти? Как притом могли убедить народ? Что они могли говорить, что делать? Что за ревность побуждала их стоять за мертвеца? Какой ожидали награды? Какой почести? И от живого, когда только Он задержан был, они убежали; а после смерти могли ли бы дерзать за Него, если бы Он не воскрес? Как это сообразить?». Св.Иоанн Златоуст. [6] (том VII, книга 2, 46)
5. Пустая гробница - тело исчезло (один из самых серьезных доводов);
· иначе фарисеи бы обязательно предоставили тело Христа;
· попытка фарисеев подкупить стражу;
· свидетельство подкупленных стражников (но это обосновывали на том факте, что гробница была заведомо пуста, что исключается, исходя из всех вышеупомянутых пунктов). Стража вообще оказалась в положении цейтнота - в любом случае им грозила смертная казнь, любое их свидетельство в пользу или против кражи тела, оборачивается против них и в любом случае служить в пользу христиан;
Не подкупленные стражники доложили о чудном исчезновении самому Пилату.
· говоря современным языком, не было возбужденно ни одного судебного разбирательства против стражников и их осуждения, что еще раз доказывает, что все от властей до фарисеев, признавали ничем не объяснимое исчезновение тела;
· молчание противников Христа по поводу гробницы во время всех последующих миссионерских проповедях апостолов:
- во время проповеди Петра на Пятидесятницу;
- во время допроса а.Павла в синедрионе; и т.д.
Евреи избегают упоминать объективные факты воскресения. Весь Иерусалим знал, что гробница пустая, иначе противники обязательно бы сохранили доказательства противников. Поэтому проповедь апостолов имела такой успех. В Афинах же, и в Кесарии (перед Фестом), напротив а.Павла встретили насмешками, когда он стал говорить о воскресении, т.к. гробница была далеко и вся проповедь воспринималась, как некая басня (что часто наблюдаем и в наше время);
· отсутствие какого-либо свидетельства о поклонении гробнице в первые века - т.е. люди знали, что там Христа нет;
6. Погребальные одежды;
· пелены и плат («особо свитый» (Иоан.20:7)), которые находились «едином месте» и сохранили форму тела;
· если бы тело украли, то нереально, чтобы в спешке воры отдирали, прилипшие из-за смолистых благовоний и спекшейся крови, полосы от тела и при таком же лимите времени и охраной под боком, еще и уложили все аккуратно на свои места;
Именно при виде пелен уверовали апостолы Иоанн и Петр:
7 и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.
8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.
(Иоан.20:7,8)
«Когда же она пришла и сказала об этом, - ученики, выслушав ее, поспешно приходят ко гробу и видят лежащие пелены; а это было знаком воскресения. В самом деле, если бы кто перенес тело, то сделал бы это, не обнажая его; равно как если бы кто украл его, то не стал бы заботиться о том, чтобы снять сударь, свить его и положить "на другом месте", но - как? Взял бы тело в том виде, в каком оно лежало. Потому-то евангелист предварительно и сказал, что при погребении Христа употреблено было много смирны, которая не хуже свинца приклеивает пелены к телу. Итак, когда ты слышишь, что головные повязки лежали отдельно, - не верь тем, которые говорят, будто украдено. Вор не был бы так глуп, чтобы стал столько заботиться о предмете совершенно излишнем. В самом деле, для чего ему было оставлять погребальные пелены? Да и как бы он мог скрыться, если бы стал делать это? Естественно, ему нужно было истратить на это много времени, а если бы он замедлил, то был бы пойман. Но для чего отдельно лежат пелены, а отдельно - плат свитый? Для того, чтобы ты знал, что это сделано без торопливости и без смущения, так как отдельно положено одно, и отдельно положено и свито другое. Поэтому-то ученики и поверили воскресению. И когда впоследствии Христос является им, - они уже убеждены были тем, что видели». Св.Иоанн Златоуст [6] (Том VIII книга 2)
7. Личные свидетельства. Свидетельство и проповедь апостолов;
· просто нереально, чтобы простые, необразованные люди, которые трусливо оставили Своего Учителя, под большим психологическим прессингом и угрозой со стороны соотечественников, не встретив Христа после Его смерти, вдруг так резко преобразились и со всем рвением стали нести в массы Слово Христа, при этом готовые идти на смерть и пострадать за Своего воскресшего Учителя. При этом их проповедь имела невероятный успех - люди обращались тысячами.
«Подумайте и о том, как нелепо с психологической точки зрения представить себе маленькую группу разбитых трусов, которая прячется где-то на чердаке, а через несколько дней вдруг превращается в товарищество людей, которых не могут заставить замолчать никакие преследования, - и объяснять эту поразительную перемену какой-то жалкой ложью, что они пытались навязать миру. В таком объяснении попросту не будет никакого смысла». (Дж.Н.Д Андерсон, профессор восточного права и директор Института юридических исследований при Лондонском университете).
И проповедь их имеет успех до нынешних времен, как сказал Св.Иоанн Златоуст: «двенадцать человек заквасили целую вселенную». [6] (Том VII книга 2)
· Явления Христа отдельным людям (в Писании):
Воскресшего Иисуса видели:
Мария Магдалина - Иоан. 20:14; Map. 16:9.
Женщины, возвращавшиеся от гробницы, - Матф. 28:9-10.
Пётр, позднее в тот же день - Лук. 24:34; 1 Кор. 15:5.
Ученики по дороге в Эммаус - Лук. 24:13-33.
Апостолы в отсутствие Фомы - Лук. 24:36-43; Иоан. 20:19-24.
Апостолы в присутствии Фомы - Иоан. 20:26-29.
Семеро у Тивериадского озера - Иоан. 21:1-23.
Толпа из 500 с лишним человек на горе Галилейской - 1 Кор. 15:6;
Иаков - 1 Кор. 15:7.
Одиннадцать учеников - Матф. 28:16-20; Map. 16:14-20; Лук. 24:33-52; Деян. 1:3-12.
Присутствовавшие при вознесении - Деян. 1:3-12.
Павел - Деян. 9:3-6; 1 Кор. 15:8.
Стефан - Деян. 7:55.
Павел в храме - Деян. 22:17-21; 23:11.
Иоанн на Патмосе - Отк. 1:10-19.
· невероятно огромное количество свидетельств персональной встречи со Христом многих верующих. Особо много мы встречаем таких свидетельств в житиях святых, в том числе последних веков (Св.Серафим Саровский, Св.Силуан Афонский и т.д.) и в наше время (старец Паисий Святогорец и др.) и даже простыми верующими (последнее время наблюдается очень много свидетельств со стороны мусульман, которые обращаются в христианство и которые подвергаются жесточайшим гонениям со стороны бывший собратьев по вере);
· свидетельство женщин, которые первыми принесли весть о воскрешении Христа;
Для апостолов, которые были евреями этот факт неудобен, т.к. в первые века свидетельствам женщинам, фактически не придавалось никакого значения (что видим у мусульман, где одна женщина не может свидетельствовать). Т.е. этот факт бросает тень на апостолов, как на мужчин евреев, но они честно рассказывают обо всем, не обеляя себя [7];
· ученики были ревностными иудеями и отход от главенствующей царящей доктрины иудейства, был чреват тяжелыми последствиями - поэтому становление иудеев христианами, по сути, есть большой подвиг; [7]
· резкое изменение жизни принявших Христа и тем более, тех, кто видел Христа после Его смерти:
- Иаков, брат Христа презирал Его учение, но резко изменился после явления ему Христа ("...потом (Христос) явился Иакову..." (1 Кор. 15:7)). Считался одним из великих праведников Иерусалима, которого уважали все в городе, о котором упоминал и Флавий в своей истории.
- тот же князь Владимир Красное Солнышко, которые резко изменился после принятия христианства;
- апостол Фома, который больше всех из апостолов боялся, но после уверования во Христа и видевшим Его воочию, стал одним из самых смелых апостолов:
«Итак, все они боялись нападения от иудеев; но более всех других - Фома, который поэтому и сказал: "пойдем и мы умрем с ним". Некоторые говорят, что он действительно желал умереть; но это несправедливо: слова его более выражают страх. Однако же он не подвергся за то упреку, потому что (Христос) снисходил теперь к его немощи. Впоследствии же он сделался сильнее всех и был непобедим. И вот то-то и удивительно, что (апостола), столь слабого прежде креста, - после креста и после того, как он поверил воскресению, мы видим пламеннее всех прочих. Так велика сила Христова. Кто не смел пойти вместе со Христом в Вифанию, тот, не видя Христа, прошел почти всю вселенную и обращался среди народов свирепых и готовых его умертвить».Св.Иоанн Златоуст [6] (Том VIII книга 1)
И в заключении остается только привести замечательные слова Дж.Н.Д Андерсона, которые вбивают последний гвоздь в гроб этой безосновательной теории о якобы мифе воскрешения: "В день распятия они исполнены печали, а в первый день недели - ликования. Во время распятия они не питают никаких надежд, а в первый день недели их сердца лучатся надеждой и уверенностью. Впервые услыхав о воскресении, они отказываются верить в него, но однажды убедившись, уже никогда не сомневаются в своей вере. Чем же объяснить подобные потрясающие перемены в этих людях за такой короткий срок? Простое исчезновение тела из гробницы никогда бы так не преобразило их духа и характера. За три дня не сотворить легенды, которая бы так на них повлияла. Легенды вырастают годами. Этот психологический факт требует полного объяснения».(цитируется по Джош Макдауэллу [5])
4. Воскресение Спасителя причудилось ученикам (галлюцинации).
· апостолами считались только те, кто видел Христа:
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
(Деян.1:21,22)
апостол Павел свидетельствует:
Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
(1Кор.9:1)
· тогда это причудилось еще тысячам тысяч христиан, видевших Христа, тогда вся Церковь нездорова и нуждается в хорошем психологе;
· «видение» происходит массово, и при этом его осязают, и при этом оно ест:
26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
(Иоан.20:26,27)
37 Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.
38 Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?
39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.
40 И, сказав это, показал им руки и ноги.
41 Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?
42 Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.
43 И, взяв, ел пред ними.
(Лук.24:37-43)
· теория галлюцинаций противоречит некоторым принципам психиатрии.
Сама теория настолько неправдоподобна, и в основном, для нас обывателей не интересны пространные рассуждения из области психиатрии на тему галлюцинаций, поэтому ограничимся лишь одной цитатой:
"Психологически невозможно, чтобы Апостолы, упавшие духом вследствие смерти своего Учителя, могли видеть Его призрак, ибо в состоянии уныния и отчаяния человек не способен ни к каким галлюцинациям. Способность видеть видения зависит от особого состояния нервной системы; для этого надо быть крайне чувствительным (сенситивом); а такая чувствительность встречается далеко не часто между людьми, и особенно редко между мужчинами. К тому же один и тот же призрак не может быть видим одновременно многими людьми. А так как Апостолы были люди простые, со здоровыми нервами, то если бы они даже не находились в состоянии уныния и отчаяния, то и в таком случае нельзя было бы допустить возможность для них галлюцинации, да еще коллективной". (доктор медицины А. Шилтов, "Мысли о Богочеловеке", цитируется по Б.Гладкову [1])
5. Послесловие.
К сожалению, за рамками работы остались такие теории противников христиан и воскресения Иисуса Христа, как:
1. Кумранские свитки. Учитель праведности и попытки проецирования его на Иисуса Христа;
2. Мусульманская версия воскресения Христа (якобы распяли другого человека);
3. Экономическая теория современных олигархов-жидомасонов (якобы Понтий Пилат вошел в сговор с Иисусом Христом, для решения своих финансовых проблем, в свою очередь, обещая быть протеже Христу в плане завоевание умов населения);
4. Набивший оскомину «Код да-Винчи»;
Также, отдельного освящения требует одно из самых великих, знаковых и реальных свидетельств воскресения Иисуса Христа - Туринская Плащаница.
В завершение сей работы, хочется еще раз повторить полностью прекрасные слова церковного отца нашего Св.Иоанна Златоуста:
«…В самом деле, когда ученики могли бы украсть? В субботу? И притом, как? В субботу не позволялось и выходить. Если же преступили и закон, то, как эти столь робкие люди осмелились бы пойти? Как притом могли убедить народ? Что они могли говорить, что делать? Что за ревность побуждала их стоять за мертвеца? Какой ожидали награды? Какой почести? И от живого, когда только Он задержан был, они убежали; а после смерти могли ли бы дерзать за Него, если бы Он не воскрес? Как это сообразить? Что они не хотели и не могли вымыслить небывалого воскресения, видно из следующего. Много раз сказано было Им о воскресении, даже беспрестанно повторял Он, что, как сказали и сами враги, "после трех дней воскресну". Поэтому, если бы Он не воскрес, очевидно, они, как обманутые и преследуемые всем народом, изгоняемые из домов и городов, должны были бы отстать от Него; не захотели бы разносить такую о Нем молву, как обманутые Им и подпавшие за Него крайним бедствиям. А что они не могли вымыслить воскресения, если бы не было его на самом деле, об этом не нужно и говорить. В самом деле, на что они могли при этом надеяться? На силу ли своего слова? Но они были самые неученые люди. На богатство ли? Но они не имели даже ни посоха, ни обуви. На знатность ли рода? Но они были бедны и от бедных рождены. На знатность ли отечества? Но они происходили из весей незнатных. На многочисленность ли свою? Но их было не более одиннадцати, и те рассеяны. На обещания ли Учителя? Но на какие? Если бы Он не восстал, то и остальные обещания Его не были бы для них достоверны. Итак, как могли бы они укротить неистовство народа? Если верховный из них не снес слова жены привратницы, а все прочие, увидев Его связанным, рассеялись, то, как они вздумали бы идти в концы вселенной, и там насаждать вымышленное слово о воскресении? Если один из них не устоял против угроз жены, а другие даже при виде уз, то, как могли они стать против царей, князей и народов, где мечи, сковороды, печи, бесчисленные роды ежедневной смерти, если бы не были укреплены силой и помощью Воскресшего? Совершено было множество великих чудес, и ни одного из них не устыдились иудеи, но распяли Сотворившего их; а простым словам учеников могли бы поверить о воскресении? Нет, нет! Все это сотворила сила Воскресшего». [6] (том VII, книга 2, 46)
[1].Б. И. Гладков “Толкование Евангелия” 1991 (Репринтное воспроизведение с издания 1907 года) Издательство: "Столица", Москва
[2]. интернет-энциклопедия «Википедия», статья «Псевдо-Белецкий» (
http://ru.wikipedia.org/wiki/Псевдо-Белецкий)
[3] А.Л.Гринь. Воскресение Христово видевше? По следам одной фальшивки, или как из нас делают идиотов. (
http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2304)
[4] Б. Г. Деревенский “Иисус Христос в документах истории”
[5] Джош Макдауэлл «Неоспоримые доказательства»;
[6] Св. Иоанн Златоуст. «ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО»
[7] “One God & One Lord: Reconsidering the Cornerstone of the Christian Faith” (приложение “G”, русский перевод).
Дрэничеру Александр
vkontakte.ru/brandstorm
dralexmd.livejournal.com