Что может связывать доктора филологических наук Алексея Лосева и тайного монаха Андроника? Все. Все связывает, ибо это один и тот же человек:
1. Легенда советской философии, признанный авторитет за рубежом, доктор филологических наук, профессор, лауреат Ленинской премии - Алексей Лосев.
2. Регент, чтец, звонарь, алтарника храма Воздвижения Креста Господня на Воздвиженке в Москве - в народе, Алексей Звонарь, в последствии тайный монах Андроник.
Как сказал епископ Иларион (Алфеев):
«один из самых удивительных и энциклопедически образованных людей XX века, обладавший глубокими познаниями в таких разных областях, как древняя и современная философия, классическая филология, музыка, математика, русская религиозная философия, патристичес-кое богословие».
Это сегодня. А во время советского террора о нем было другое мнение:
«профессор этот явно безумен, очевидно, малограмотен, и, если дикие слова его кто-нибудь почувствует как удар, - это удар не только сумасшедшего, но и слепого»
… не много ни мало, сам Максим Горький, видать большой был авторитет в философии. Но нужно сказать, в одном, он действительно оказался прав - профессор в последствии ослеп. Но об этом чуть ниже.
Постригся Алексей Федорович в монахи перед самым арестом от своего духовника - афонского старца (архимандрит Давид (Мухранов) - настоятель Андреевского скита на Афоне и строитель Андреевского подворья в Петрограде). Сам факт пострига открылся только в 90х, при изучении архивов А.Лосева. Постригался в монахи вместе со своей женой, которую безумно любил, и с которой уже прожил в браке 7 лет.
C некоторым удивлением обнаружил, что на wiki, причину тайного пострига, называют боязнь гонений со стороны режима. Но это, как мне кажется, весьма сомнительно - может ли человек, который будучи на то время профессором Московской Консерватории, при это открыто служившим в храме, постригаться в монахи именно по этой причине? Думаю, что причина была именно в том, что он был женат или в том, что он понимал, что скоро его арестуют (как известно, духовник Давид благословил его на страдания).
Один из краеугольных его трудов (можно сказать самых значимых) -
«Диалектика мифа», этакая мина под марксизм, после которого на него началась настоящая травля, в ОГПУшном соку. Труд был заклеймен Л. Кагановичем на XVI съезде ВКП(б) «контрреволюционным и мракобесовским», а сам Алексей Лосев, как «классовый враг, реакционер и черносотенец После этого первое издание было почти полностью конфисковано и уничтожено, а самого автора отправили в лагеря на 10 лет (на строительстве знаменитого Беломорско-Балтийского канала). Судя по письмам, это были для него ужасные годы - годы постоянного испытания веры, годы настоящего ада. Там почти полностью потерял зрение, к концу жизни практически ослеп. А потом и М.Горький поспешал закопать его в своей статье, цитата из которой, была дана выше.
И не удивительно, что его труд получил такой резонанс, А.Лосев открыто исповедовал в своем труде просто контрреволюционные воззрения:
«Марксизм, - есть типичнейший иудаизм, переработанный возрожденческими методами, и то, что все основатели и главная масса продолжателей марксизма есть евреи, может только подтвердить это».
Умер А.Лосев в весьма преклонном возрасте, как у какого-нибудь афонского подвижника - в возрасте 95 лет. К сожалению, его любимая жена умерла в возрасте 52 лет, потом он фиктивно женился на ее ученице, которая жила у них дома, ради спасения этой дочери врага народа, которая и является хранительницей его наследия.
В качестве раритетного бонуса, ссылка на малоупоминаемый труд:
"МАРК ЭФЕССКИЙ Силлогические главы о различении божественной сущности и энергии против ереси акиндинистов" (в составе "ПУТЬ К СВЯЩЕННОМУ БЕЗМОЛВИЮ. МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ТВОРЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ-ИСИХАСТОВ"), издания 1999г.
Что интересно здесь уже первым стоит его именно монашеское имя - «монах Андроник (А.Ф.Лосев)».
Это присказка. Самый смак, десерт
во второй части.
9 сент.2012
"Записки мирянина"
www.dralexmd.livejournal.com
Источники:
1.
wiki2. Епископ Иларион (Алфеев)
"СВЯЩЕННАЯ ТАЙНА ЦЕРКВИ". (весьма, и весьма интересный труд о истории и проблематике имясловия. Этот труд упоминал о.
Генадий Фаст, но я до сих пор его так и не изучил).
3.
pravoslavie.ru: Надежда Малинаускене:"АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ ЛОСЕВ. ЛИЧНОСТЬ И НАСЛЕДИЕ".
4. М.Горький
"О борьбе с природой". (продажный труд о труде, котором он даже не читал).
5.
"Православная энциклопедия": статья "Давид" (духовник А.Лосева).
6. А.Правдолюбов.
"Апокалипсис Святой Руси О духовных причинах падения Третьего Рима и наступления эпохи «последних времён»" (глава:"ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА ИМЯСЛАВЦЕВ"; интересня там цитата (не по теме, но все же): "К 1930 г. на Псху было 100 монахов, 12 священников, 8 молитвенных домов. Кельи были разбросаны по всей долине. Результат: «За все десять лет в Псху не вырос ни один комсомолец, ни один коммунист» (С. 86). Распространилась легенда, что «есть долина Псху, где нет советской власти» (С. 64)".
7. Страница в базе
"Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века".