В посте
"Старое зарубежное кино. Лидеры советского кинопроката. Часть 1" был представлен обзор самых кассовых лент зарубежного кинематографа в советском прокате. Тема оказалась интересной и я решил продолжить обзор
Итак, представляю Вашему вниманию продолжение обзора самых кассовых зарубежных картин в советском прокате
26 место занимает французская приключенческая кинокомедия режиссёра Андре Юнебеля, снятая по мотивам авантюрных романов Пьера Сувестра и Марселя Аллена. «Фантома́с».
В Советский Союз фильм попал по своеобразному обмену: двухсерийная постановка «Анны Карениной» на три серии о Фантомасе. Для проката в СССР во всех фильмах были сделаны небольшие купюры. Показ этого фильма в СССР привёл к некоторым эксцессам в подростковой среде. Связано это было с тем, что на афишах фильма не было слова «кинокомедия», и пародийный «Фантомас» был воспринят подростками «на полном серьезе». Прозвище «Фантомасы» получила действовавшая в Ростове-на-Дону банда братьев Толстопятовых, надевавшая во время ограблений чёрные чулки. На мотивах последовавшего за прокатом фильма ажиотажа и культа подражательства был снят советский х/ф «Анискин и Фантомас». «Фантомас» является одним из лидеров советского кинопроката. Первый фильм трилогии в СССР посмотрели 45,5 миллионов зрителей. Это четвёртая по счету французская экранизация произведения о Фантомасе. Первая экранизация была предпринята в 1913 году режиссёром Луи Фейадом. Она представляла собой серию немых часовых фильмов: «Фантомас», «Жюв против Фантомаса», «Мертвец-убийца», «Фантомас против Фантомаса», «Подставной судья». Зловещий «смех Фантомаса», так популярный у советских зрителей, особенно у подростков, в оригинальной французской версии отсутствует.
27 место. «Сын прокурора» - Индийская мелодрама 1968 года режиссера Т. Пракаш Рао.
45,5 млн. зрителей в 1972 году
28 место. «Горбу́н» - французский кинофильм с участием Жана Маре и Бурвиля.
Фильм снят по роману Поля Феваля «Горбун, Или Маленький Парижанин». Поль Феваль был в середине XIX века главным соперником создателя «Трех мушкетеров» Александра Дюма. Они строчили романы и наперегонки публиковали их в толстых журналах. С 1913 года было снято 11 экранизаций произведения, в России известны четыре. Последняя - в 1997 году. Горб на этот раз примерил Даниэль Отей под руководством знаменитого режиссёра Филиппа де Брока. А другие роли сыграли такие звезды, как Венсан Перес, Фабрис Лукини. После многосерийного «Графа Монте-Кристо», сделавшего из Жана Маре кумира всех времен и народов, актёр с радостью согласился сниматься в экранизации романа «Горбун» у своего любимого режиссёра Андре Юннебеля. Именно этот режиссёр впоследствии оживит Фантомаса. В рейтинге семи горбунов Маре признан самым красивым, а Отей - самым глубоким. Фильм занимает 28-е место по посещаемости среди зарубежных лент в советском кинопрокате (44,9 млн. зрителей).
29 место. «Фантомас разбушевался» - французская приключенческая комедия, снятая режиссёром Андрэ Юнебелем по мотивам авантюрных романов Марселя Аллена и Пьера Сувестра.
Второй из трёх фильмов о Фантомасе с Луи де Фюнесом и Жаном Маре в главных ролях. 44,7 млн. зрителей
30 место. «Блеф» - итальянская криминальная комедия 1976 года с Адриано Челентано в главной роли.
Эта картина интересна тем, что четыре главных героев - это четыре великолепных персонажа, которые в первую очередь заинтересовывают своей блестящей игрой и своими ролями в этом кино. Адриано Челентано (Феликс) - блистательный, шустрый, находчивый аферист и мошенник, которого попросту невозможно обхитрить или сделать дураком. Энтони Куинн (Филипп Бэнг) - старый легендарный аферюга, не менее ловкий за Феликса, но с более мутным прошлым. Коринн Клери (Шарлотта) - совсем не второстепенный персонаж, как всем может показаться на первый взгляд, возле нее вертится много тайн, которые даже сам Феликс по началу не разгадал. Глава мафии и владелица казино (Белль Дюк), отличное исполнения актрисы Капюсин, элегантная, деловая женщина, которая очень богата, но ей всегда мало, впрочем, как и любой женщине. (44,3 млн. зрителей).
31 место занимает историко-приключенческая мелодрама, реж. Бернар Бордери «Анжелика - маркиза ангелов», экранизация книги из серии романов об Анжелике, написанных Анн и Сержем Голон.
Анжелику могла бы сыграть Брижитт Бардо, но она в тот момент была занята на съёмках другого фильма и очень уставала от костюмированной роли. В результате Брижитт Бардо не захотела снова работать в корсете и от роли Анжелики отказалась. Также на роль Анжелики пробовались актрисы: Марина Влади, Катрин Денёв, Джейн Фонда и другие, но не были утверждены. В итоге на роль Анжелики взяли Мишель Мерьсе, чей гонорар за фильм составил 45 000 Франков. (44,1 млн. зрителей).
32 место. «В джазе только девушки», или «Некоторые любят погорячее» - музыкальная комедия режиссёра и продюсера Билли Уайлдера, одна из центральных работ режиссёра.
В главных ролях снялись Тони Кёртис, Джек Леммон и Мэрилин Монро. Сценарий комедии был создан по мотивам французского фильма «Фанфары любви» и его одноимённого ремейка 1951 года, снятого в Германии. С картины началась многолетнее успешное сотрудничество Джека Леммона с Билли Уайлдером. Фильм получил премию «Оскар» и три премии «Золотой глобус». Американский институт киноискусства объявил его лучшей комедией всех времён США. Песни, исполненные в фильме, в частности «I Wanna Be Loved by You», приобрели большую популярность. Фразы героев вошли в разговорный английский язык. В Советском Союзе фильм «Некоторые любят погорячее» вышел в 1966 году под более «невинным» локализованным названием «В джазе только девушки» с некоторыми купюрами. Аншлаги начались к Новому году. Лента имела очень большой успех - 43,9 млн зрителей. Это был единственный фильм с Мэрлин Монро в советском прокате.
33 место. «Анжелика и король» - французский историко-авантюрный романтический фильм1966 года, экранизация третьей одноимённой части «Анжелика и король» многотомного романа о приключениях Анжелики, написанного Анн и Серж Голон.
Съёмки картины проходили в Версале, в замках и поместьях Франции, в частности, в замке Esclimont (château d'Esclimont) в Ивелин - замок маркиза де Плесси-Белльера, в замке Плесси-Бурре, и др. (43,3 млн. зрителей)
34 место. «Генералы песчаных карьеров» - художественный фильм американского режиссёра Холла Бартлетта (1971) по роману Жоржи Амаду «Капитаны песка».
Фильм получил ограниченный прокат в США в начале 1970-х и не пользовался особым успехом. В СССР фильм был показан в конкурсной программе Международного московского кинофестиваля где получил премию в 1971. В широкий прокат фильм вышел в 1974, причём по результатам года «Комсомольская правда» назвала его лучшим иностранным фильмом. Огромную популярность в СССР завоевала музыка из кинофильма, в том числе песня Доривала Каимми «Марш рыбаков», русская версия которой стала хитом в 1974 благодаря исполнению квартетом «Аккорд», Ваней Стойкович, группой Стаса Намина «Цветы» и группой «Несчастный случай». С фильмом «Генералы песчаных карьеров» в последние годы нередко сравнивали картину Фернанду Мейреллиша и Кати Люнд «Город Бога» (2002), повествующую о противостоянии подростковых банд в пригородах Рио-де-Жанейро в 1960-е годы.
35 место. «Тарзан, человек-обезьяна» - приключенческий фильм с элементами мелодрамы, реж. В. С. Ван Дайк. 42,9 млн. зрителей.
Одним из наиболее типичных героев голливудской продукции 30-х годов был ТАРЗАН - герой одноименного романа Эдгара Райса Берроуза. Тарзану посвящены 23 романа, он был воплощением мужественности и первобытных инстинктов. Этот человек-зверь, воспитанный в лесу обезьянами и глубоко чуждый цивилизации, пришелся зрителям по вкусу в пору "великой депрессии" - экономического кризиса в США в 30-е годы. Первый фильм "Тарзан из рода обезьян" вышел еще в 1918 году, но большим успехом у зрителя не пользовался. Время от времени фильмы о Тарзане появлялись и позднее, но торжество "тарзаньего" духа началось только после выхода картины "Тарзан, человек-обезьяна" (1932) с известным немецким пловцом Джонни ВАЙСМЮЛЛЕРОМ в главной роли. Эта картина, как и "Унесенные ветром", стала легендой. В конце 40-х "Тарзан" появился на наших экранах и тут же завладел мыслями и сердцами мальчишек и девчонок. Играли только в "Тарзана". Со всех деревьев только и слышалось: "Тарзан", "Джейн", "Чита". "Тарзан" был откровением не только для детей, взрослые, как дети, заполняли кинотеатры...
36 место. «Хамраз» - индийская мелодрама, режиссера Б. Р. Чопра 1967 года.
42,4 млн. зрителей в 1971 году.
37 место. «Каскадёры» - криминально-приключенческий фильм, реж. Марк Лестер. 41,9 млн. зрителей.
Наряду с «Трюкачом» Ричарда Раша «Каскадёры» являются культовым фильмом для тех, кто не вылезал из кинотеатров в брежневскую эпоху. Марк Лестер особо не философствует и не пытается разобраться в истоках этой необычной профессии. Он с ощутимой долей режиссёрского восхищения показывает трудности каскадёрских будней, придавая «производственной» теме черты криминального детектива…
38 место. «Жандарм женится» - франко-итальянская кинокомедия с Луи де Фюнесом в главной роли.
Третий из шести фильмов о приключениях бригады жандармов из Сен-Тропе. В советском прокате фильм шёл в 1977 году в дубляже киностудии «Ленфильм» (41,8 млн. зрителей).Каждая из частей киносериала Жана Жиро о похождениях глуповатого старшины Крюшо является полностью самодостаточным и неповторимым проектом, который несмотря ни на что просто не может устареть! Это как раз тот случай когда продолжения не уступают по качеству оригиналу, а где-то даже еще смешнее! Третья часть цикла называется «Жандарм женится» и по общему мнению является одной из лучших в сериале, где все составляющие гениальны. «Жандарм женится» один из тех фильмов, которые можно смотреть нескончаемо. Магия классической французской комедии, практически утраченной в новом столетии, здесь расцветает всеми красками и каждая новая сцена захватывает ваше внимание все больше и больше. Здесь нет пресловутой современной пошлости, в диалогах отсутствует ненормативная лексика, актеры не обнажаются, но все равно этот фильм на диво смешной.
39 место. «Подсолнухи» - совместный советско-итальянский кинофильм с участием Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. (41,6 млн. зрителей).
«Подсолнухи» - это история об итальянском солдате, который прошел ужасы восточного фронта, и двух еще женах: итальянской и русской. Первую он любит, второй благодарен. И та и другая пытались спасти ему жизнь. Итальянка женила на себе (пусть и по любви), чтобы любимый не попал фронт. Свадьба поможет получить отсрочку, имитация безумия - нет. Русская женщина подберет раненого итальянца покинутого товарищами, умирающего в снегах. И жизнь ему сохранит. Но есть ли между ними взаимная любовь?
40 место. «Дикое сердце» - мексиканская мелодрама, режиссера Тито Дависона 1968 года.
41,6 млн. зрителей в 1971 году.
41 место. «Тарзан в западне» - приключенческий фильм, режиссёра Ричарда Торпа 1936 года. 41,3 млн. зрителей в 1952 году.
Фильмы про Тарзана («Тарзан - человек-обезьяна», «Тарзан в западне», «Приключения Тарзана в Нью-Йорке»), появившиеся на советских киноэкранах в 1952 году, и демонстрировавшиеся в кинопрокате до конца 1950-х годов, побили все рекорды популярности среди советских кинозрителей. Такого на советском экране ещё никогда раньше показывали. Основная часть демонстрировавшихся в СССР того периода зарубежных фильмов относилась к жанру комедий, так как, по мнению советских киноидеологов, в комедиях высмеивались «язвы капитализма» и «буржуазные отношения».
И тут вдруг на экраны выпустили фильмы в чисто приключенческом жанре, и это стало своеобразным культурным шоком для советского кинозрителя, никогда ничего подобного ранее не видевшего.
Тарзан, молодой белый человек почти двухметрового роста и атлетического телосложения, ещё ребёнком попавший в африканские джунгли и выросший среди обезьян, поражал советских зрителей своими героическими приключениями и сложнейшими каскадёрскими трюками - он отважно сражался со львами и крокодилами, людоедами и браконьерами, совершал головокружительные прыжки с дерева на дерево, дружил со слонами и обезьянами, и спасал очаровательную девушку Джейн, оказавшуюся в джунглях. Особенно поражал советских зрителей дикий, пронзительный крик Тарзана, которым он оглашал джунгли и подзывал слонов.
Советские дети стали играть в Тарзана, и вскоре «крик Тарзана» раздавался в каждом советском дворе. Этим криком шаловливые внуки пугали своих бабушек. Да что там дети! Даже взрослые дяденьки пытались, будучи слегка навеселе, изображать «клич Тарзана»!
42 место. «Чудо́вище» - французская кинокомедия с Жан-Полем Бельмондо в двойной роли.
В СССР фильм шёл в кинотеатрах с советским дубляжем киностудии «Мосфильм» в 1978 году. (41,3 млн. зрителей). Героев Жан-Поль Бельмондо дублировал Николай Караченцов. Большинство каскадёрских трюков в фильме Бельмондо исполнял сам. Это стоило ему многочисленных травм: вывих лодыжки после сцены на ступенях Сакр-Кёр, вывих и проникающая рана после сцены скатывания на лестнице, пожёванное ухо после сцены схватки с тигром. Поскольку страховые компании отказывались страховать авиатрюки - их пришлось снимать последними. Всё прошло без инцидентов, а актёр смог реализовать свою детскую мечту - лично постоять на крыле летящего самолёта.
43 место. «Знахарь» - фильм польского режиссёра Ежи Гоффмана, премьера которого состоялась 12 апреля 1982 года.
Экранизация одноимённого романа 1937 года польского писателя Тадеуша Доленги-Мостовича. Ремейк польского фильма «Знахарь» 1937 года. (41,1 млн. зрителей).Ценный фильм, редкий, простой, без пафоса, не кричащий о том, что надо стать хорошим, как это часто бывает в кинематографе, но говорящий, как замечательно быть просто человеком. «Знахарь» - это кино без различных технических «премудростей», но с «большим сердцем». Фильм о том, что человека делает человеком не наличие образования, не занимаемая должность, не большое состояние, не красивая одежда, а способность сопереживать, помогать и безвозмездно любить, даже когда жизнь к тебе не благосклонна, даже когда приходится действовать в ущерб себе.
44 место. «Апа́чи» - фильм-вестерн студии DEFA, ГДР, 1973 год. В главной роли - Гойко Митич.
Первая часть дилогии о мужественном вожде племени апачи Ульцане (в ряде источников - Ульзане). Сколько раз в детстве мы ходили на дефовские вестерны с участием Гойко Митича! По десять раз на каждый! «Апачи» заметно выделялись и среди них. Тревожная музыка, мастерски снятые пейзажи прокалённой солнцем пустыми и… неуловимые отважные всадники, несущиеся среди бесплодных скал - АПАЧИ! В этом фильме присутствовал минимум той назойливой идеологии, которой страдала «индейская» серия, снимавшая кинематографистами братской ГДР (индейцы - хорошие, белые (за исключением одного-двух отщепенцев) - плохие). Зато присутствовало ПРИКЛЮЧЕНИЕ, МЕСТЬ и.. . некая сложность сюжета. Не откажешь ему и в историзме - знающая часть публики воочую увидело начальный этап американо-мексиканской войны середины XIX века, в которой мексиканцы всё ещё вооружены кремнёвым оружием, а у американцев - скорострельные кольты и винчестеры. Костюмы эпохи (не считая единожды мелькнувшую скорбящую по убитому брату индианку в густой современной косметике), вид мексиканского городка, жилища апачей - всё практически идеально.
45 место. «Любовь в Кашмире» - индийская мелодрама режиссера Рамананда Сагара 1965 года.
40,6 млн. зрителей в 1969 году
46 место. «Любимый раджа» - индийская историко-приключенческая мелодрама режиссёра Мохана Сегала 1972 года.
40,1 млн. зрителей в 1981 году
47 место. «Четыре дороги» - индийская мелодрама, режиссера Ходжа Ахмад Аббаса 1959 года.
39,8 млн. зрителей в 1962 году
48 место. «Сокровище Серебряного озера» (ФРГ-СФРЮ-Франция, 1962, вестерн, реж. Харальд Райнль) 39,8 млн. зрителей.
«Сокровище серебряного озера» - первый западногерманский вестерн. Ставка была сделана на быстрое действие, приправленное юмором и флером романтики. Американские пейзажи снимались в Югославии. Роли главных героев были отданы американцу Лексу Баркеру и французу Пеьру Брису. Они создали отличный дуэт, будучи друзьями и в жизни. Получилось легкое и динамичное приключение, имевшее большой успех в прокате, в том числе и в СССР. В создании картины принимала участие интернациональная бригада кинематографистов. Помимо француза Бриса и американца Баркера вместе с немецкими и югославскими актерами играли британцы Эдди Арнет и Герберт Лом. Успех картины положил начало целой серии кинолент о вожде апачей Виннету и его белых друзьях. Даже сейчас это с размахом снятое киноприключение смотрится неплохо.
49 место. «Приключения Тарзана в Нью-Йорке» - приключенческий фильм режиссера Ричарда Торпа 1942 года.
39,7 млн. зрителей в 1952 году
50 место. Короле́ва «Шантекле́ра» - испанский музыкальный мелодраматический кинофильм, поставленный по роману Хосе Самора режиссёром Рафаэлем Хилем в 1962 году с киноактрисой и эстрадной певицей Сарой Монтьель в главной роли.
На протяжении многих лет фильм пользовался международной популярностью, в СССР стал одним из лидеров советского кинопроката (39,7 млн. зрителей).
При подготовке материала использовалась информация с сайтов kinopoisk.ru, kino-teatr.ru. Данные о посещаемости зарубежных фильмов в своетском прокате взяты у пользователя kinanet
Смотрите также:
Старое зарубежное кино. Лидеры советского кинопроката. Часть 1 Наше старое кино. Лидеры советского кинопроката. Часть 1 Наше старое кино. Лидеры советского кинопроката. Часть 2 Мои предыдущие посты:
Знаменитости в детстве. Фото из домашних архивов. Часть 5 Какой Д'Артаньян самый лучший? Зарубежные афиши советских фильмов. Часть 8 Набор открыток "Блюда украинской кухни" из серии "Блюда национальной кухни" 1970 года СССР глазами американского фотографа Дина Конгера. Часть 5